В конце прошлой недели главной новостью стало повышение цены на проезд в омских маршрутках. Нет, сумма оплаты за наличные не менялась и осталась на прежнем уровне — 30 рублей. Беда была в том, что частные перевозчики решили: теперь столько же надо будет отдать при оплате проезда электронным проездным и банковской картой. Кроме того, исчезали льготы для школьников, пенсионеров и студентов — им также нужно было платить по 30 рублей. Новые порядки намеревались установить на 48 маршрутах с 15 мая, но за пять дней частные перевозчики отказались от своей затеи и постепенно вышли из игры, откатив цены на прежний уровень. Почему это произошло? Зачем нужно было повышать цены и будут ли частники делать это снова в дальнейшем? NGS55.RU решил рассказать о произошедшем в хронологическом порядке.
Первые звоночки
Разговоры о повышении цены за проезд в маршрутках начались еще в конце прошлого года. Тогда об этом заявил глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев, который сказал, что цены поднимутся не только в его объединении, но и в СРО «Омские перевозчики» и в «Безопасном городе».
— Так как у нас нет иных механизмов, в том числе для перевозки тех же федеральных льготников, на которых выделяется только 18 рублей, и эта сумма не индексировалась с 2011 года, остаются только такие меры — изменение стоимости проезда. Все цены растут, на заправке нам никто просто так топливо не зальет, — пояснял «12 каналу» Николай Артемьев.
Но с 1 февраля региональное Минтруда увеличило компенсацию частникам за перевозку льготников с 18 до 20 рублей — на эти цели из бюджета Омской области дополнительно выделили 46,4 миллиона рублей. После этого разговоры о повышении цен за проезд понемногу улеглись. Правда, сами перевозчики продолжали высказываться о том, что в сфере транспорта дела обстоят не очень хорошо.
— Экономика говорит о том, что идет повышение стоимости на все энергоносители, в том числе на дизельное топливо и на бензин. <...> Стоимость всех энергоресурсов выросла, стоимость запчастей выросла, но тариф почему-то не вырос. У нас как оставалось в прошлом году, так и в этом тариф точно такой же — 30 рублей за наличные, 25 рублей по безналу. <...> Этих денег не хватает, чтобы заправлять автомобиль и тратить свое драгоценное время жизни на этот бизнес. <...> Тут предпринимательства никакого уже не осталось даже со старыми автомобилями, которые не в лизинге. А если мы скажем, что надо купить новый автомобиль, обновить подвижной состав, платить лизинговые платежи, то на всём можно ставить крест. На сегодняшний день экономика такова, что ждать обновления от частных компаний не приходится совсем, — говорил Николай Артемьев.
Были претензии и к самому увеличению компенсации — повышения на два рубля явно не хватало, чтобы удовлетворить все запросы перевозчиков.
— Повысили на 20 рублей, а оно до 2017 года компенсировалось по 22 рубля, потом опустили до 18. Только в этом году подняли на 2 рубля, но это даже не достигает уровня 2017 года! Как минимум 25 рублей должна быть компенсация, — считает частный перевозчик Роман Поварченков, работающий на маршрутах № 30, 339 и 399.
Демарш перевозчиков
С 28 по 30 апреля в департамент транспорта и МП «Пассажирсервис» начали поступать заявления от частных перевозчиков о том, что они решили повысить цены за проезд до 30 рублей при всех способах оплаты, в том числе льготным электронным проездным для школьников, студентов и пенсионеров. Юридически перевозчики имели право это сделать, поскольку они работают по нерегулируемым тарифам — согласно законам, маршруты под этими тарифами не подконтрольны департаменту транспорта. Повысить цены решили на 48 маршрутах, все заявления были поданы от членов СРО «Омские перевозчики», председателем которого является Владимир Геворгян.
После подачи заявлений МП «Пассажирсервис» нужно было перепрограммировать терминалы частных перевозчиков, чтобы с банковских карт, а также с электронных проездных (гражданских, школьных, для студентов и пенсионеров) списывалось по 30 рублей за поездку. На это ушло две недели, и с 15 мая перевозчики были готовы запускать новые цены на своих маршрутах. Первые сообщения о том, что цена проезда в маршрутках повысится, появились в СМИ в прошлый четверг, 13 мая. Тогда же департамент транспорта анонсировал брифинг с и. о. директора Вадимом Кормильцом, его заместителем Игорем Кожуховым и представителями частных перевозчиков, который состоялся на следующий день, 14 мая. Уже было понятно, по какой теме собирают журналистов, — на брифинге официально подтвердили, что перевозчики намерены повысить стоимость проезда. Именно тогда Вадим Кормилец назвал происходящее «демаршем» частных перевозчиков. По его мнению, таким образом предприниматели намеревались уйти в «серую зону», где их доходы невозможно будет отследить.
— Что такое автоматизированная система оплаты проезда? Это система, которая учитывает движение всех денежных средств и количество перевезенных пассажиров. Она позволяет оценивать доходы и расходы перевозчиков, способствует повышению прозрачности оплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Самое главное заключается в том, что отказ ряда перевозчиков работать в АСОП нами расценивается как попытка скрыть свои доходы и уйти в «серую зону» оплаты наличными средствами. Кроме того, изменения коснутся самых социально незащищенных омичей — семей с несколькими детьми-школьниками, студентов, пенсионеров. Для понимания: если один школьник ежемесячно ездит в школу утром и вечером возвращается домой, стоимость проезда по итогам месяца для родителей увеличится на 352 рубля — это рост на 36%, — объяснил Вадим Кормилец.
Мэрия наносит ответный удар
Во время брифинга исполняющий обязанности директора департамента транспорта Вадим Кормилец рассказал о том, какие ответные меры предпримет администрация города после таких действий частных перевозчиков. Департамент организовал альтернативную возможность проезда для пассажиров, у которых не оставалось других вариантов для поездок, кроме как на маршрутках с повысившейся ценой.
— Все пассажиры должны иметь возможность воспользоваться правом льготного проезда, поэтому с момента поступления заявления мы решили обеспечить доступность транспортных услуг на территориях, где маршруты с регулируемым тарифом отсутствуют, а перевозчики собираются повысить стоимость. Это будет реализовано за счет дополнительных средств администрации, но мы не собираемся оставлять пассажиров один на один с этой проблемой. Будет организована либо работа укороченных дополнительных маршрутов, либо продление и изменение уже существующих, — пояснил Вадим Кормилец.
Активные действия не заставили себя долго ждать — с 22 мая изменятся схемы движения маршрутов № 69 (продлен до ПО «Иртыш») и № 61 (продлен до поселка Светлого). Кроме того, в перспективе изменения на маршруте № 87, который протянут до РЭБ, и № 94 — его продлят до поселка Загородного. В дальнейшем департамент будет работать над созданием дополнительных укороченных маршрутов с регулируемым тарифом, которые выставит на конкурс.
Против частных перевозчиков ополчилась не только мэрия, но и прокуратура. В субботу, 15 мая (первый день запуска новых цен), стало известно, что областная прокуратура проведет проверку по поводу повышения стоимости проезда в омских маршрутках. Правда, при этом было сказано, что интерес вызывают также и дублирующие маршруты, которые департамент транспорта собрался создавать в противовес повысившим цену частникам. А в понедельник, 17 мая, на ситуацию отреагировал и губернатор Омской области Александр Бурков, который назвал повышение «выкручиванием рук».
— Мне важно, чтобы администрация Омска эту проблему решала и ни в коем случае частные перевозчики не выкручивали рук пассажирам, не повышали тарифы для людей. Если такое происходит на нерегулируемых тарифах, смотрите, как дополнить эти маршруты муниципальным транспортом. Но у людей должна быть возможность ездить по той стоимости, которая ранее установлена, — процитировали Буркова в областном правительстве.
Стоит ли говорить о том, что повышение цен на проезд активно освещалось в СМИ и местных телеграм-каналах? Всё подавалось как произвол частных перевозчиков, которые в стремлении заработать побольше денег перешли все границы. При этом удивительно, что сами частные перевозчики никак не комментировали происходящее и на сайте СРО «Омские перевозчики» даже не появилось информации о происходящем повышении цен, а представителей организации не было на брифинге от департамента транспорта.
Падение
Если изначально казалось, что ситуация находится под полным контролем частных перевозчиков и повышение цен с нами надолго (а то и навсегда), то начало новой недели развеяло все эти ощущения в пух и прах. Уже в понедельник, 17 мая, департамент транспорта опубликовал список маршрутов, на которых будут действовать новые цены — вместо 48 их осталось уже 37. А утром в среду, 19 мая, исполняющий обязанности директора департамента транспорта Вадим Кормилец сообщил, что заявления не забрали всего 4 перевозчика, работающие на 7 маршрутах. В итоге в течение дня все оставшиеся перевозчики отказались от повышения цен. С 20 мая всё вернулось к прежним правилам.
Почему же члены СРО «Омские перевозчики» так быстро отказались от собственного решения? По словам перевозчика Вадима Поварченкова, всё произошло настолько быстро, что он и сам не может найти ответ на такой простой вопрос.
— Сам не вижу еще всех вариантов развития событий. Город оказался не готов к такому повороту, много негатива было со стороны пассажиров — отзывы, реакции... Может быть, вот это повлияло. Массовая негативная огласка, — считает Вадим Поварченков.
А один из членов СРО «Омские перевозчики», пожелавший остаться анонимным, назвал основной причиной отказа от повышения цен неконкурентоспособность — частные перевозчики проиграли бы борьбу муниципальному транспорту при возможном дублировании.
— Мы сочли эти меры нецелесообразными, переоценили ситуацию с точки зрения конкуренции на рынке транспорта. Муниципальный транспорт возит существенно дешевле, поэтому в рамках конкуренции мы становились неконкурентоспособными. Опять же возмущение от населения. Есть несколько составляющих, но это пока основная на сегодняшний день. Мы оценили риски и решили восстановить прежний баланс сил, сохранить то, что уже имеется, — пояснил собеседник NGS55.RU.
Впрочем, многие перевозчики, которые пошли на повышение цены, отказались комментировать даже причины, по которым они вернулись к исходным позициям. Председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян не стал общаться с корреспондентом NGS55.RU. Перевозчик маршрута № 345 Николай Семенюк, который последним забрал свое заявление из департамента транспорта и держался дольше всех, также отказался от подробного комментария.
— Ситуация всем понятная, поэтому комментировать нечего. Время покажет, ситуация будет ясна, — коротко пояснил свое решение перевозчик.
Юрий Лутков, работающий на маршрутах № 97, 392 и 511, сначала готов был выслушать наши вопросы, но, после того как услышал, что речь пойдет о повышении цен на проезд, попросил перезвонить «когда-нибудь потом».
— Нам и так надавали, навтыкали, — торопливо пояснил Юрий Лутков.
Что будет дальше?
Затея частных перевозчиков провалилась очень быстро, но уже сейчас ясно, что они не оставят новых попыток изменить положение. Другой вопрос — какими методами им придется этого добиваться. По мнению Вадима Поварченкова, будет рассматриваться возможность повышения компенсации за проезд льготников, чтобы не трогать саму цену проезда. А анонимный член СРО «Омские перевозчики» считает, что новое повышение возможно, но всё зависит от роста цен на расходные составляющие.
— Если будут расти цены на топливо, запчасти, станет понятно, повышать цены или нет. Жизнь покажет, будем смотреть на заправки, чтобы у них как спидометр не разогналось (имеется в виду рост цен на топливо. — Прим. ред.), только от этого сейчас зависим, — пояснил перевозчик.
Несмотря на то что повышение цен было вполне законным с юридической точки зрения, департамент транспорта очень жестко отреагировал на решение частных перевозчиков, действуя с позиции силы. Дублирование нерегулируемых маршрутов, а также создание укороченных маршрутов с регулируемым тарифом (на которые, кстати, смогут заявляться и частные перевозчики) неизбежно намекают на то, что пассажиры при возможности альтернативы выберут более дешевый муниципальный транспорт. Нельзя не заметить, что эти меры аккуратно подводят нас к переводу всех маршрутов на регулируемый тариф к июлю следующего года. Правда, в этих решениях департамента видны серьезные бреши, самая главная из которых — банальная нехватка кадров. При отсутствии необходимого количества водителей и кондукторов даже на существующие маршруты возникают сомнения в том, что новый транспорт будет ходить строго по часам и с удобными интервалами. Возможно, именно тогда пассажиры вновь взглянут в сторону частников — самая главная борьба еще впереди.