Вчера, 14 мая, стало известно, что с сегодняшнего дня на 48 частных маршрутах будет повышена цена проезда. 30 рублей придется отдавать не только наличными, а при оплате любым из способов — электронными проездными и банковскими картами (мобильное приложение SIGMA на маршрутах нерегулируемого тарифа обычно не принимают). Кроме того, льгот лишатся школьники, пенсионеры и студенты — им тоже придется платить 30 рублей. Как будет действовать этот механизм? На каких маршрутах произойдет повышение стоимости? Чем на это ответил департамент транспорта? NGS55.RU разобрался во всех этих вопросах.
С чего всё началось?
Разговоры о повышении цены проезда у частных перевозчиков начались еще в конце прошлого года. Тогда об этом заявил глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев, который сказал, что цены поднимутся не только в его объединении, но и в СРО «Омские перевозчики» и в «Безопасном городе». Но в итоге рассмотрение этого вопроса отложили. В марте этого года частный перевозчик Вячеслав Доронкин, член СРО «Омские перевозчики», говорил о том, что без роста цен на проезд выжить становится всё сложнее.
— Трудно сказать, сколько мы еще продержимся, но без помощи нам не выжить. Я уже не говорю о приобретении новых автобусов. Омск для муниципальных предприятий приобретает новые автобусы, троллейбусы, трамваи. Это, конечно, хорошо для пассажиров. Но это всё приобретается за счет бюджетных средств. А у нас речь идет о выживании. Осенью всех перевозчиков обяжут приобрести тахографы, а это дополнительные затраты по 40–50 тысяч рублей на каждый автобус плюс их обслуживание. Если внедрение тахографов не перенести хотя бы на июнь 2022 года, повышение стоимости проезда, на мой взгляд, неизбежно. Мы всегда стараемся искать компромиссы и с властью, и с организатором перевозок. <...> Но работать долгое время с постоянным снижением прибыли и нарастанием убытков никто не может. <...> Если частные перевозчики начнут массово уходить с рынка по экономическим причинам, в одиночку муниципалам город не вывезти, — рассказывал Вячеслав Доронкин в интервью официальному сайту СРО.
В итоге с 28 по 30 апреля в департамент транспорта и МП «Пассажирсервис» начали поступать заявления от частных перевозчиков о том, что они решили перейти на повышение цены за проезд до 30 рублей на всех способах оплаты, в том числе льготных электронных проездных для школьников, студентов и пенсионеров. С 15 мая новые цены начнут действовать на 48 маршрутах СРО «Омские перевозчики». По словам исполняющего обязанности директора департамента транспорта Вадима Кормильца, 29 частных перевозчиков уже официально подтвердили, что повысят цены.
Как и где будет работать повышение цен?
Механизм повышения оплаты довольно прост — МП «Пассажирсервис» перепрограммирует терминалы частных перевозчиков, чтобы с банковских карт, а также с электронных проездных (гражданских, школьных, а также для студентов и пенсионеров) списывалось по 30 рублей за поездку. Список маршрутов СРО «Омские перевозчики» можно посмотреть на сайте организации, но точное количество перевозчиков, которые начнут работу по новым ценам, станет известно в понедельник, 17 мая.
Что предпринимает департамент транспорта?
Администрация города не оставила без внимания эту ситуацию, организовав альтернативную возможность проезда для пассажиров, у которых не будет других вариантов для поездок, кроме маршруток с повысившейся ценой.
— Все пассажиры должны иметь возможность воспользоваться правом льготного проезда, поэтому с момента поступления заявления мы решили обеспечить доступность транспортных услуг на территориях, где маршруты с регулируемым тарифом отсутствуют, а перевозчики собираются повысить стоимость. Это будет реализовано за счет дополнительных средств администрации, но мы не собираемся оставлять пассажиров один на один с этой проблемой. Будет организована либо работа укороченных дополнительных маршрутов, либо продление и изменение уже существующих, — пояснил Вадим Кормилец.
Полный список муниципальных маршрутов, которые будут дублировать частные на территориях, где нет других возможностей для проезда, опубликуют в понедельник, 17 мая, сейчас же в департаменте транспорта озвучили некоторые примеры будущих изменений:
автобус № 69 (Стрельникова — ж/д вокзал) изменит конечную остановку и будет ездить до ПО «Иртыш», поскольку там работают маршрутки № 434 (ПО «Иртыш» — ОНПЗ) и № 550 (ПО «Иртыш» — Амур-2);
автобус № 94 (Крупской — микрорайон Первокирпичный) будет проезжать по 5-й Северной до поселков Степной и Загородный, чтобы дублировать маршруты № 276 (СНТ «Ивушка» — поселок Николаевка), № 350 (СНТ «Ивушка» — СНТ «Маяк-2»), № 500 (ТК «Лента» (поселок Амурский) — ДСК-2) и № 503 (СТЦ «МЕГА» — поселок Загородный);
часть автобусов № 61 (Гашека — поселок Солнечный) будет заезжать в поселок Светлый, чтобы дублировать маршрут № 31Н (ТК «Лента» (Красноярский тракт) — поселок Светлый).
— К полной реализации этих мероприятий мы приступаем с понедельника. Остается запас по времени, когда кто-нибудь из частных перевозчиков, сообщивших о поднятии цен на проезд, может отозвать свое решение. В понедельник будет четкая картина с пониманием, кто из перевозчиков остался на своих позициях по этому вопросу, — сообщил Вадим Кормилец.
Кроме того, до СНТ «Заря-2», «Заря-3», «Маяк-2», поселка Армейского, Новой Станицы, 1-й Учхозной и 20-й Линии будут организованы короткие маршруты, которые запустят ориентировочно с сентября.
Мнения о повышении цены на проезд
В департаменте транспорта отрицательно отнеслись к подобным действиям частных перевозчиков, назвав повышение цены за проезд «демаршем». По мнению Вадима Кормильца, таким образом предприниматели пытаются уйти в «серую зону», где их доходы невозможно будет отследить.
— Что такое автоматизированная система оплаты проезда? Это система, которая учитывает движение всех денежных средств и количество перевезенных пассажиров. Она позволяет оценивать доходы и расходы перевозчиков, способствует повышению прозрачности оплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Самое главное заключается в том, что отказ ряда перевозчиков работать в АСОП нами расценивается как попытка скрыть свои доходы и уйти в «серую зону» оплаты наличными средствами. Кроме того, изменения коснутся самых социально незащищенных омичей — семей с несколькими детьми-школьниками, студентов, пенсионеров. Для понимания: если один школьник ежемесячно ездит в школу утром и вечером возвращается домой, стоимость проезда по итогам месяца для родителей увеличится на 352 рубля — это рост на 36%, — объяснил Вадим Кормилец.
Профессор СибАДИ Павел Корчагин считает, что повышение цен на проезд серьезно ударит и по студентам:
— При повышении тарифов большая часть нагрузок будет на студентов — это около 100 тысяч обучающихся в вузах и ссузах Омска, то есть практически каждый десятый житель города. Это очень ощутимо.
Депутат Омского горсовета и перевозчик маршрутов № 89 и 55 Андрей Бондаренко видит только одно решение этой проблемы — быстрее перевести все маршруты в регулируемый сегмент и обновить маршрутную сеть. А его коллега Юрий Арчибасов предложил обратить внимание на то, что частные перевозчики не всегда выставляют на маршруты столько машин, сколько положено по контракту.
— Я хотел бы попросить департамент транспорта посмотреть, насколько перевозчики, написавшие заявления о повышении тарифа, соответствуют заявленным требованиям. Ни для кого не секрет, что, выигрывая маршруты 30 машинами, перевозчики потом собирают по городу транспорт и ставят его на маршрут. Выиграли 20 машин, поставили 10, фактически маршрутная сеть не закрывается. Я не говорю, что все это делают, но зачастую это так. Поэтому без муниципального транспорта нам не обойтись, — заключил Арчибасов.