На этой неделе стало известно о том, что директор МП «Электрический транспорт» Сергей Ткалун покидает свое кресло. На должности главы ведомства он проработал почти девять лет — с августа 2012 года. За это время в системе общественного транспорта многое переменилось, но ключевые изменения произошли за последние два года. NGS55.RU решил вспомнить важные события в истории омского электрического транспорта, которые непосредственно связаны с работой Сергея Ткалуна на посту директора предприятия.
Сергей Ткалун родился в Новосибирской области. Там же получил образование инженера-электромеханика городского электрического транспорта. Еще во время учебы в университете работал водителем троллейбуса. В Омск Сергей Ткалун переехал после окончания вуза в 1986 году и сразу устроился на работу в МП «Электрический транспорт» в должности мастера по ремонту подвижного состава. Постепенно он начал подниматься по карьерной лестнице и дорос до должности главного инженера предприятия.
Возглавив МП «Электрический транспорт», Сергей Ткалун с энтузиазмом взялся за работу, хотя к тому времени от этой сферы в Омске остались практически руины: парк троллейбусов и трамваев был изношен более чем на 90%, предприятие с трудом оправлялось от кризиса двухтысячных годов, когда о нем практически забыли.
Капитально-восстановительный ремонт
Несмотря на недостаточное финансирование, в 2013-м предприятие затеяло демонтаж старой трамвайной сети, которая была списана еще за шесть лет до этого, а в 2014 году «Электрический транспорт» за счет собственных средств приобрел в лизинг 10 низкопольных троллейбусов с Wi-Fi. Кстати, тогда «Электрическому транспорту» удалось договориться о снижении цены на машину на целых 1,5 миллиона рублей. В это же время омские троллейбусы начали оснащать системами климат-контроля, опять же за счет средств, которые «Электрическому транспорту» удалось заработать на перевозках пассажиров.
Кстати, несмотря на не самые оптимистичные времена, городские власти всегда возлагали на предприятие большие надежды. Доходы городского бюджета рассчитывались с учетом поступлений от перевозок на городских трамваях и троллейбусах, однако сама мэрия в лице градоначальника Вячеслава Двораковского не спешила выделять деньги на ремонт трамвайных путей и прочие нужды электрического транспорта, ссылаясь на небольшой размер городского бюджета. В итоге трамвайные пути приходилось ремонтировать своими силами, хотя у предприятия тогда не было ни денег, ни материалов, ни рабочих рук.
Но в «Электрическом транспорте» придумали, как сэкономить деньги в таких условиях. В ведомстве рассчитали стоимость капитально-восстановительного ремонта старых машин и пришли к выводу, что модернизация старых составов обойдется гораздо дешевле, чем закупка новых. Из оборудования закупили лишь сварочный аппарат и электроинструменты. В старенькие и в буквальном смысле ржавые трамваи и троллейбусы вдыхали вторую жизнь прямо в родных депо. Меняли практически всё — от двигателя до обшивки — и при этом существенно экономили. Например, полностью отремонтированный трамвай обошелся бюджету в три миллиона рублей, в то время как на новый состав пришлось бы потратить сумму в три раза больше. Этот омский лайфхак со временем переняли и другие города. Правда, с двумя трамваями спустя три года после капитального ремонта случилась беда — в начале 2017 года две машины сгорели прямо в депо и их пришлось сдать на металлолом.
Трамвайный парк обновлялся, но «новыми» составы можно было назвать с очень большой натяжкой. Дело в том, что МП «Электрический транспорт» закупало списанные трамваи из Москвы — некоторые из них были моложе омских старичков всего на 10 лет. В 2016 году из Москвы в наше трамвайное депо передали пять трамваев, выпущенных в 1995 и 1998 годах, а спустя четыре года столица предоставила еще 10 вагонов, но более новых — 2008–2009 годов выпуска.
Прежде чем вывести эти трамваи на маршруты, их тщательно приводили в порядок — кабина и салон нуждались в ремонте.
Тематический электротранспорт и транспортные карты
Предприятие продолжало испытывать финансовые проблемы — водителям омских троллейбусов периодически задерживали зарплату, финансирование из городской казны поступало со скрипом. На фоне этих неприятных событий «Электрическому транспорту» удавалось найти поводы для положительных эмоций. Яркие вагоны с граффити, «трамвай радости» и тематические троллейбусы — все эти проекты создавались по инициативе Сергея Ткалуна. Он всегда горел желанием сделать электрический транспорт не только функциональным, но и красивым, да и креативные идеи посещают его довольно часто, поскольку он является человеком творческим — играет на гитаре, фортепиано и баяне.
Мало кто знает, что именно Сергею Ткалуну принадлежит и идея оплаты проезда при помощи электронных транспортных карт. Сейчас он признается, что пройти весь путь от задумки до реализации этого масштабного проекта было непросто, но в итоге такая схема безналичного расчета оказалась рабочей.
Несмотря на все проблемы электротранспорта, размер тарифа на провоз пассажиров неуклонно рос. Например, в этом году он составит 65 рублей 61 копейку (для омичей стоимость проезда осталась неизменной — оставшуюся сумму компенсируют из городского бюджета). Многие горожане задаются вопросом: не слишком ли дорого обходится городу изношенный электротранспорт, но в мэрии поясняют, что в тариф заложены лизинговые платежи на покупку новых троллейбусов и трамваев. Расскажем о них подробнее.
Новые трамваи и троллейбусы
В прошлом году автопарк электрического транспорта пополнился новыми 33 троллейбусами и 24 трамваями, а в лексиконе омичей закрепилось такое понятие, как «магистральный маршрут». Хотя первая попытка «подружить» современный электротранспорт с нашим городом оказалась не совсем удачной. Электробус Trozla с динамической подзарядкой после испытаний вернулся на завод, так и не став почетным представителем омского парка электротранспорта. Однако вскоре Омская область получила федеральную субсидию на развитие дорожного хозяйства (она покрыла 60% стоимости закупок), и мечта горожан о новых троллейбусах стала реальностью — в Омск привезли 33 низкопольных «Адмирала», которые работают по строгому графику и выходят в линию с интервалом не более десяти минут. А в конце 2020 года в трамвайное депо прибыли новенькие вагоны «Спектр».
1 января срок трудового контракта Сергея Ткалуна истек — в ближайшее время он хочет отдохнуть, а затем заняться поисками нового места работы. Его кресло занял бывший временный мэр Омска Сергей Фролов.
Отметим, что должность директора МП «Электрический транспорт» считается самой высокооплачиваемой среди глав пассажирских предприятий Омска: в 2018 году размер среднемесячной зарплаты Сергея Ткалуна превышал 140 тысяч рублей.