Сегодня, 25 июня, наступил ровно год с того момента, как Александр Вялков возглавил омский департамент транспорта. И этот год выдался довольно насыщенным, потому что транспортная система в городе начала решительно меняться. Покупка новых автобусов, повышение цены на проезд, испытание электробуса... Всё это и многое другое NGS55.RU решил собрать в одном материале, чтобы проанализировать все значимые события за этот «год Вялкова».
Вступление в должность
О назначении 44-летнего главы ПАТП № 4 на пост директора департамента транспорта сообщили (несложно догадаться) 25 июня 2018 года. Прежним директором городского департамента транспорта до 20 апреля был Алексей Мартыненко, а после его ухода исполнять обязанности стал Вадим Кормилец. Алексей Мартыненко уволился по собственному желанию из-за того, что омичи были недовольны маршрутной сетью и критиковали мэрию из-за его решений.
К тому моменту Вялков имел 22-летний опыт работы в системе городского пассажирского транспорта — он начал карьеру в троллейбусном депо № 2 и поднялся по карьерной лестнице от ревизора по безопасности движения до замначальника по эксплуатации. В 2000 году стал начальником филиала троллейбусного депо № 1, впоследствии был назначен заместителем директора по эксплуатации и два года руководил перевозочными процессами всех предприятий городского электрического транспорта. В июле 2017 года стал директором муниципального предприятия города Омска «Пассажирское предприятие № 4», где и работал до 25 июня прошлого года.
Отмена новой маршрутной сети
В начале июня 2018 года, когда обязанности директора департамента исполнял ещё Вадим Кормилец, администрация города отказалась от внедрения маршрутной сети, разработанной СПбГУ при поддержке СибАДИ за два миллиона рублей, сославшись на то, что её полностью раскритиковали омичи. По новой маршрутной сети схемы движения должны были изменить для десятков автобусов.
Тем не менее после того, как Александр Вялков вступил на пост директора дептранса, в новых изменениях автобусных маршрутов прослеживались заимствования из той самой маршрутной сети. В интервью NGS55.RU глава департамента объяснил, почему так происходит. Оказалось, что санкт-петербургскую сеть вовсе никто и не отменял.
— Санкт-петербургскую сеть никто не отменял, это просто научный труд, который даёт определённые рекомендации, помогает департаменту транспорта организовать перевозки правильно. Естественно, где-то коллеги не были приближены к реальной действительности, получили определённые замечания от жителей. Если конкретная группа населения не согласна с изменениями, мы должны посмотреть и сделать так, чтобы всем было хорошо. Мы находимся на своеобразном балансе между группами пассажиров. <...> Поэтому нельзя говорить, что маршрутная сеть старая или новая — она живёт, она развивается. Нужно так менять, как доктора говорят — не навреди. В нашей ситуации самое главное, чтобы не страдали интересы жителей. Мы опираемся на разработки [петербуржцев], у нас есть перечень. Часть разработок мы внедрили не так, как нам советовали, мы посмотрели — мысль правильная, но подкорректировать под существующую действительность и пожелания людей надо, — заявил Александр Вялков.
120 автобусов и 100 маршруток
За неделю до вступления Александра Вялкова в должность стало известно, что в ПАТП № 8 в лизинг на средства из областного бюджета закупают 150 новых ПАЗ «Вектор NEXT». Автобусы должны были поступить тремя партиями в конце лета и осенью 2018 года. Два лота на покупку транспорта по 493,5 миллиона каждый опубликовали на портале госзакупок в середине июля. В итоге один из лотов пришлось закрыть — поставщик так и не был найден, на первую заявку же откликнулась лишь одна компания. Позднее Александр Вялков объяснил срыв аукциона тем, что в Россию запретили поставлять американские коробки передач Allison, которые ставились на ПАЗы. Департамент транспорта объявил закупку на оставшиеся 25 автобусов среднего класса, а также на 20 автобусов большого класса, работающих на сжатом природном газе. Завершилась же массовая закупка аукционом на 100 автобусов малого класса.
Обновление парка происходило постепенно — в конце октября в Омск приехали все ПАЗы, в середине декабря ПАТП № 8 получило 100 муниципальных маршруток, а в середине января 2019 года омичам торжественно презентовали 20 больших НЕФАЗов.
Списание длинномеров
Обновление парка прямым образом повлияло на уже существующие автобусы. Купленные 100 ПАЗов были призваны заменить на маршрутах длинные сочленённые автобусы — «гармошки». С 1 сентября длинномеры перевели на садовые маршруты, а 14 октября в рейс вышла последняя «гармошка». Длинные автобусы-«гармошки» начали постепенно исчезать с маршрутов ещё в 2016 году — Виталий Маслик, который на тот момент был директором департамента транспорта, объяснил это тем, что с развитием частных перевозок потребность в длинных автобусах отпала. Их начали убирать с маршрутов, а снятыми с них деталями стали чинить другие автобусы — тогда ежедневно в городе из-за состояния дорог, аварий и преимущественно износа ломалось около 10% выходящих в рейс автобусов.
Повышение цен на проезд
В конце октября 2018 года департамент транспорта заявил о планах поднять цены на проезд в муниципальном транспорте до 30 рублей. Впоследствии мэр города Оксана Фадина уточнила, что 30 рублей — предельная стоимость проезда только при оплате наличными. 28 ноября на заседании горсовета депутаты приняли проект, по которому цена проезда в Омске с 1 января 2019 года установилась на уровне 30 рублей, а безналичный расчёт в муниципальном транспорте теперь стоит 25 рублей.
Оплата банковскими картами
Чтобы дать возможность жителям города сэкономить, департамент транспорта сделал большой упор на различные возможности безналичной оплаты — электронные проездные, бесконтактные банковские карты и мобильное приложение. Со всем этим обычный гражданин сможет проехать в автобусе за 25 рублей, а представители льготных категорий (студенты, школьники, пенсионеры) — и того дешевле: школьники за 15 рублей, студенты и пенсионеры — за 18 рублей. Но все эти привилегии работают только при безналичной системе оплаты. Для перехода на новую систему оплаты МП «Пассажирсервис» закупило 650 новых терминалов, с помощью которых можно оплатить проезд не только с помощью электронных транспортных карт, но и бесконтактных банковских карт, а также смартфонами с NFC-технологией — такого в Омске раньше не было.
В итоге после повышения цен на проезд и внедрения новых терминалов в первую неделю 2019 года омичи испытывали ощутимые проблемы. Сейчас в муниципальном транспорте ситуация более-менее нормализовалась, а в МП «Пассажирсервис» даже разработали новые приспособления для бесконтактной оплаты — транспортные брелоки и браслеты. Что же касается частных перевозчиков, то здесь есть ещё очень много вопросов.
Отношения с частниками
Ещё в самом первом интервью для NGS55.RU в конце сентября Александр Вялков заявил, что планирует вывести всех частных перевозчиков «из тени», переведя их на регулируемые тарифы.
— Планируется упорядочить работу частных перевозчиков, переводить их из теневого в белый сектор экономики. Как только будут показывать реальные зарплаты водителей — увеличится налоговая составляющая, начнут пользоваться автоматической системой оплаты проезда, навигационной системой — у них не будет возможности выпускать теневые машинки. Соответственно, это всё будет приводить рынок к более правильной форме. Чтобы управлять процессом, нужно иметь инструменты его измерения, не имея понимания, трудно этим управлять. Как только получим измерения в руки, сможем регулировать движение таким образом, чтобы не было лишних транспортных средств. Ни для кого не секрет, что в центре не проехать, потому что наши коллеги немуниципальные осуществляют перевозки хаотично. Возникают «паровозики» из автобусов малого класса, и чтобы это изменить, нужно вводить систему диспетчеризации, а для этого надо заводить их (частных перевозчиков. — Прим. ред.) под ГЛОНАСС, — рассказал Александр Вялков.
По словам директора дептранса, многие частные перевозчики идут на контакт и пытаются совместными усилиями сформулировать правила, а затем договориться, как их выполнять. Но всё же «есть те люди, которые не признают никаких законов и вредят экономике вот таких серьёзных игроков».
В итоге после 1 января многие частные перевозчики приняли правила игры муниципалитета, снабдив машины терминалами «Пассажирсервиса». Соответственно, в машинах таких перевозчиков установлены аналогичные цены за проезд, а также действовали те же льготы, что и в муниципальном транспорте. На пассажирском транспорте появились специальные наклейки, указывающие, каким образом можно расплатиться в этой машине. Но уже в феврале СРО «Омские перевозчики» установила новые правила для владельцев электронных проездных. Пенсионеры, студенты и школьники, у которых есть соответствующая карта «Омка», теперь ездят в маршрутках СРО за 22 рубля. Гражданская «Омка» также принимается, но функция последующей бесплатной пересадки (повременной тариф) не работает — таким образом, каждая поездка стоит 25 рублей. Транспортную карту с безлимитным тарифом водители не принимают. Сами перевозчики объяснили изменения падением экономики после введения новшеств и заявили, что все реформы нужно было вводить постепенно.
Сейчас по-прежнему нередки жалобы омичей на то, что в машинах частных перевозчиков не принимают тот или иной безналичный способ оплаты. Кроме того, совсем недолго осталось до вступления в силу федерального закона о контрольно-кассовой технике для перевозчиков. С 1 июля все машины должны быть оборудованы либо терминалами «Пассажирсервиса» для полностью безналичной оплаты, либо контрольно-кассовым аппаратом для принятия наличных.
Электрический транспорт
В середине декабря департамент транспорта заявил об ещё одном обновлении — в феврале 2019 года Омск должен был получить на испытания электробус. Сроки ожидания немного затянулись, и первый опытный образец прибыл в город лишь в середине марта. Машину для испытаний предоставила саратовская компания Trolza. Электробус с динамической подзарядкой провёл в Омске неделю, после чего машину увезли обратно. В ходе испытаний выяснилось, что сбоев при работе практически не было, но для окончательной оценки нужно сравнение с другими моделями. Именно в этом и возникла сложность. Изначально заявлялось, что первым электробусом в Омске станет машина от Уфимского трамвайно-троллейбусного завода (УТТЗ) — «Горожанин». Но в итоге первой в наш город зашла компания «Тролза», а точной информации о том, когда привезут второй электробус и какой марки он будет, до сих пор нет.
Тем не менее обновления в сфере электрического транспорта всё же будут ждать омичей. В 2020 году департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы безвозмездно передаст Омску 10 трамвайных вагонов модели 71-619А. Их переправят в наш город в январе-феврале следующего года, а к весне трамваи уже должны выйти в рейсы. Вагоны оптимизируют для омской сети — покрасят и проведут небольшие технические работы.
Вагоны модели 71-619А до этого в наш город не поступали. В последний раз в декабре 2016 года из Москвы на фурах привезли пять 21-летних трамваев модели 71-608КМ, которые вышли на маршруты в январе следующего года. В мае 2017 года администрация Омска попросила у Москвы ещё 10 трамваев, но получила отказ. То же самое произошло и в конце прошлого года, когда департамент транспорта отправил повторный запрос на 10 трамваев.
Индексация тарифных ставок и окладов водителей и кондукторов
Самая недавняя, но от этого не менее важная вещь — индексация. В этом году тарифные ставки и оклады работников пассажирского транспорта проиндексировали на 4,6% — об этом заявил замдиректора департамента транспорта Игорь Кожухов. В итоге водители в среднем получают 33 386 рублей в месяц, а кондукторы — 17 099 рублей. Тем не менее эти зарплаты всё ещё не вышли на уровень средних показателей области.