В марте началась долгожданная реконструкция здания бывшего кинотеатра «Пионер» на улице Лермонтова. Это стало отличным поводом для того, чтобы подготовить о нем материал нашей традиционной рубрики про памятники архитектуры. В прошлых выпусках мы рассказывали о станции скорой помощи на Косарева, о доме Арсения Хлебникова на Почтовой, 27 и доходном доме в Газетном переулке, 3.
История двухэтажного каменного дома начинается в 1852 году — согласно данным частных оценочных ведомостей 1883 года, именно в это время было построено здание. Изначально оно принадлежало наследникам омского купца 2-й гильдии Николая Кузьмина. В начале XX века дом сдали в аренду Омскому окружному суду, и тогда здание претерпело первые видоизменения — оно было разделено на две части, каждая из которых имела свою входную группу с независимым коридором. Разграничение между ними можно было заметить на главном фасаде, где на втором этаже был обустроен ложный проём. На арочных окнах первого этажа были установлены ставни, а на втором этаже оконные проёмы были охвачены наличниками в виде прямоугольной рамки — так называемые «брамантовы окна». Кроме того, карниз здания был декорирован «сухариками» — это небольшие выступы в виде орнамента (в классической архитектуре они имеют более величественное название — дентикулы).
Омский окружной суд арендовал здание в течение пяти лет — с 1904 по 1909 год, а затем дом перешел Коммерческому клубу. Новое назначение потребовало небольших изменений — к дому пристроили еще один зал, а также обустроили прихожую и фойе. Один вход в здание располагался со стороны главной улицы, второй — со двора. Запасной вход был оборудован наружным тамбуром (характерная вещь для дореволюционных построек), проёмы первого этажа были переустроены в квадратные.
Торжественное открытие клуба прошло 20 декабря 1909 года, на первом же заседании был избран совет старейшин и разработана предновогодняя программа, а через неделю здесь устроили первый семейный танцевальный вечер. В клуб входили представители торговли и промышленности, врачи, служащие различных учреждений и ведомств, причем не только местные, но и из других российских и европейских городов. Здесь часто завязывались деловые знакомства и выгодные сделки, имевшие важное значение для развития экономики Омска. При клубе был организован оркестр балалаечников, открыт танцевальный класс для детей, работала библиотека на 8 тысяч томов. Ежегодно здесь проходили около сорока спектаклей, которые устраивало общество любителей драматического искусства. Кроме того, в здании работали музыкальные классы и торговая школа.
Клуб с готовностью предоставлял свои помещения для благотворительных спектаклей и концертов, собраний и заседаний, причем это было либо совершенно бесплатно, либо за умеренную плату. С 1914 года клуб арендовал помещения в соседнем доме — это были четыре смежные комнаты с выходом на Николаевскую улицу (нынешняя улица Лермонтова) и на двор, а также одну отдельную комнату. Они использовались под библиотеку, склад и мастерские. Во время Первой мировой войны здание временно занял 175-й эвакогоспиталь, а осенью 1916 года Коммерческий клуб перебрался в новое здание Коммерческого училища.
После революции здание Коммерческого клуба досталось рабочим, а сам клуб назвали именем Степана Халтурина, в конце XIX века устроившего покушение на Александра II в Зимнем дворце. В октябре 1917 года в клуб перешли Западно-Сибирское оргбюро и городской комитет большевиков, здесь же размещался партийный комитет военнопленных. Но в октябре 1918 года в Омск вместе с английским генералом Альфредом Ноксом приехал Александр Колчак, которого 4 ноября назначили военным и морским министром Временного Всероссийского правительства. По этому поводу 6 ноября 1918 года в здании Коммерческого клуба устроили торжественный обед. В 1919–1920 годах здание занимал 2-й (Куйбышевский) райком ВЛКСМ первого созыва, а позднее дом снова отдали клубу имени Халтурина. В это же время здесь появилось учреждение Совкино, которое устраивало прокат фильмов.
В 1945 году на втором этаже разместился военный госпиталь, который впоследствии занял почти всё здание. А в 1952 году помещения передали под кинотеатр «Пионер» и библиотеку имени Крупской. Реконструкция здания под кинотеатр прошла в 1959 году. В процессе ремонта было выполнено междуэтажное перекрытие на первом этаже, а само здание покрыли железобетонными плитами. Кроме того, рабочие демонтировали деревянный пол, затем засыпали его кирпичным щебнем и залили цементным раствором. Сверху был уложен мозаичный пол. Также к периоду реконструкции относятся элементы декора, которые сохранились во внутренних помещениях памятника.
Кинотеатр «Пионер» разместился на нижнем этаже, а на верхнем находилась библиотека. 14 июня 1959 года кинотеатр открылся, а премьерным фильмом стал «Сомбреро», снятый по сценарию Сергея Михалкова, на вечернем же сеансе показали ленту «Весна на Заречной улице». Библиотека же стала местом встреч детей и молодежи с известными омскими писателями и гостями города. Здесь часто выступал Тимофей Белозёров, а в августе 1968 года гостем библиотеки стал внук писателя Фёдора Достоевского — Андрей Фёдорович. В 1980-х годах на базе кинотеатра для учащихся профтехобразования открыли киноклуб «Ровесник», где молодые люди вместе со специалистами могли обсудить просмотренные фильмы.
Со временем здание начало приходить в аварийное состояние. В 1998 году бывший кинотеатр «Пионер» передали на баланс театра куклы, актера и маски «Арлекин» — планировалось провести реставрацию здания и разместить в нем кукольный театр на 275 мест, но эти планы не сбылись. Для размещения театра нашли другое место. В 2008 году все поздние пристройки к памятнику архитектуры, в том числе и зрительный зал кинотеатра, были демонтированы. Само же здание законсервировали.
В 2016 году за проект по реставрации здания взялась омская компания «Строймир», а в сентябре этого же года стало известно, что рядом с историческим зданием будут строить жилой комплекс — элитный дом переменной этажности. Квартиры в нем начали продавать еще в 2017 году, но саму многоэтажку сдали лишь в ноябре прошлого года. Из-за этого строительства в 2019 году даже возник скандал — фасад здания бывшего кинотеатра закрыли рекламой о покупке и аренде квартир в новой многоэтажке. Баннер удалось снять только через суд.
В начале марта этого года работы по реконструкции наконец начались — здание оградили забором и завесили фальшфасадами. Работы ведет московская компания «ТехноРест». Корреспонденты NGS55.RU пытались выяснить, как будут проходить работы, непосредственно на месте, но прораб не был готов комментировать ситуацию, а начальник участка Алексей Иванюк оказался недоступен для телефонных звонков. Свой комментарий по поводу проводимых работ оставил заместитель председателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов:
— С моей точки зрения, работы неоднозначные, насколько они рациональны, непонятно. Они (рабочие. — Прим. ред.) разобрали существенную часть кирпичной кладки, ссылаясь на то, что низкая марка кирпича и раствора. Но там вся кирпичная кладка такая! Это постройка середины XIX века, кирпич был недожог, его прочность невысокая, при желании можно весь дом разобрать, хотя он стоял безупречно, ничего не сыпалось, не рушилось. Сначала верхний ряд кирпича сняли, потом постепенно дошли до перекрытия, разобрали весь карниз. Когда они остановятся, непонятно. Кто-то из теоретиков высказал такую мысль — чем меньше работы делает реставратор, тем выше его квалификация. Стремление к погрому не всегда говорит о профессионализме. У меня впечатление, что работают просто строители, и что останется от здания, непонятно. Отбита вся историческая штукатурка независимо от ее состояния, все архитектурные детали. Неизвестно, насколько точно они зафиксированы в проекте, всегда есть опасение, что что-то упростят, пропустят, исказят или вообще не восстановят. Скажут — ой, не получилось, не смогли. Есть определенный риск: когда всё ломают, это не свидетельство квалификации, а оправдание, чтобы сделать потом так, как у них получится, как они смогут. Сравнивать уже не с чем — всё сломано, потом докажи, было так или не так.
— У меня часто были прецеденты в практике, когда ломали, потому что не в состоянии сделать так, как было, — вспомнил Коновалов. — Они делали, как у них получалось, а потом говорили, что похоже. На самом деле не похоже, но доказать трудно и невозможно, потому что ничего не осталось. Есть такое понятие в реставрации, как аутентичность, подлинность памятника. Когда всё меняется, независимо от технической необходимости, заведомо о подлинности говорить не приходится — получается новодел. Стены переложены, декор сделан другой, неизвестно, был дом таким или не был. Что осталось от памятника? Разве что статус, название, табличка.
Кроме того, по словам Игоря Коновалова, ошибку допустили и при строительстве «Нового пионера» — между фасадами многоэтажки и памятника архитектуры осталась метровая щель:
— Я понял, если бы пристроили вплотную, но когда оставили щель, которую невозможно обслуживать... Как там сейчас ремонтировать фасад? Его и оставить так нельзя — видно с улицы, и работать невыносимо в этой щели. Отодвинулись бы метра на два, чтобы можно было нормально поставить леса, подавать материалы, фасад обозревать. А так в эту щель видно, что он существует и что он облезлый. Восприятие памятника страдает, потому что непонятно, каких размеров дом, как глубоко он уходит во двор. Туда будет попадать снег, дождь, как-то это пространство нужно будет убирать, там будет всегда сыро. Снега с крыши наметет — попробуйте его оттуда вытащить! Люди не думали, что они делают, и не думали, как это будет эксплуатироваться.
После того как реконструкция завершится, помещения в здании бывшего кинотеатра будут сдавать в аренду. Правда, как будет выглядеть итоговая версия после таких работ, пока непонятно — остается надеяться, что памятник архитектуры будет выглядеть хотя бы немного похожим на проектный эскиз.