В середине февраля редакция колосовской газеты «Новый Вымпел» пообщалась с местной жительницей Татьяной, которая рассказала про госпитализацию своего сына. В тот день в машине скорой помощи, на которой мальчика везли в город, было очень холодно. История вполне обычная, особенно с учетом сибирских морозов и условий в районных ЦРБ. В газете решили выдать рассказ женщины полностью, без комментария главврача. Выпуск напечатали и развезли по магазинам. Внезапно главный редактор «самостоятельно» (по официальной версии) решил вернуть выпуск. 2000 экземпляров газеты в 16 полос вернули в редакцию, где перепечатали и заменили один из разворотов.
Люди, которые успели купить первый вариант газеты, заметили, что в новой версии не хватает статьи о скорых. Как нам пояснили, причиной стал некачественный материал. Конечно, тут же возникает вопрос: если редактор считал материал плохим, почему он допустил его до печати? Зачем нужно было тратить деньги издания? Да, сумма не очень большая. Из неформальных бесед я выяснил, что цена вопроса была около 4 тысяч рублей (весь тираж обходится примерно в 15).
Конечно, комментарий главврача был необходим. Но газеты живут немного по другим правилам, чем интернет-издания. Раньше в газетах были такие замечательные рубрики, как «письма читателей». В некоторых из них точно так же вскрывались проблемы. И я вижу этот материал именно как реплику жителя поселка. Ничего не мешало в следующем выпуске дать интервью с главврачом хоть на целый разворот с информацией о проблемах в больнице и их решении.
Выглядело бы это замечательно: человек пожаловался — газета написала — главврач прочитал о проблеме и решил ее (допустим, поставил дополнительные отопители в машинах) — главврач отчитался об этом в газете (извинился перед пациентом) — человек прочитал и возрадовался, что проблема решена, — в правительстве за всем этим последили и увидели, что на местном уровне всё работает и вмешиваться не надо.
Выглядит такая схема просто, все участники процесса удовлетворены, а издание выполняет свою кармическую функцию — взаимосвязь общества и власти.
Может быть, я наивный человек и сейчас такие схемы не работают? Зачем изъятием тиража нужно было привлекать внимание региональных и федеральных СМИ к проблеме?
Районные газеты должны быть смелее и вскрывать местные проблемы, а власти обязаны давать им в этом больше свободы. Чиновникам нужно усвоить, что «районки» — единственный их друг на местах. В отличие от других подчиненных, они не будут приукрашивать действительность, а честно смогут рассказать, с какими бедами сталкиваются местные жители. Если заставлять их только петь дифирамбы чиновникам перед местными, то последним не останется ничего, кроме как привлекать к себе внимание всеми другими способами: лазить на березы, звонить на прямые линии президенту, писать в независимые федеральные издания и устраивать пикеты.
Согласны с автором?