В мае этого года ООО «СибДор», регулярный участник муниципальных аукционов на обустройство общественных пространств и ремонт дорог, выиграла контракт на благоустройство улицы Спартаковской и части улицы Тарской. На участке планируется заменить тротуарную плитку, облицевать подпорные стенки плитами из известняка, а лестницы — гранитными плитами, установить новые урны и лавочки. При этом пирамидальные тополя, которые еще в прошлом году собирались снести, пообещали оставить. Однако сохранность деревьев, по мнению урбанистки, аналитика ИТП «Град» Валерии Марковой, находится под угрозой. Далее — от первого лица.
История началась с того, что по инициативе Фонда стратегического развития Омской области команда специалистов «Город Решает» и Архитектурного ателье «Рим» разрабатывала концепцию развития исторического центра Омска. Новые идеи обсуждали с горожанами. На тот момент предполагалось, что реализацией займется тот же подрядчик, что и на Любинском проспекте, но в конечном итоге администрация города приняла решение не брать эту концепцию в расчет и сделать всё своими силами. Идея развития исторического центра переросла в простой ремонт дорожных покрытий.
За работу взялась организация «СибДор», которая проводит работы с многочисленными нарушениями правил благоустройства. За годы работы организация выиграла много проектов. Но нужно учитывать, что они привыкли делать дороги — «СибДор» не понимает специфики работы в парковых зонах и скверах и совершенно не видит ценности в зеленых насаждениях. Самым ярким примером является нарушение статьи 118 пункта 5 Правил благоустройства: при проведении строительных работ подрядчик должен был установить специальные щиты вокруг стволов деревьев, которые подлежат сохранению. Также по этому пункту следует складывать стройматериалы вне зеленых насаждений. Но, как мы видим, деревья на стройке засыпаны строительным мусором, стволы деревьев изодраны, а корневые системы нарушены.
Сейчас на улице просто идет замена материалов в тех же границах, с теми же планировочными ошибками, что были допущены и ранее. Хотя в городе наверняка найдутся места, которые требуют более срочного благоустройства.
Во время осмотра территории я пообщалась с прорабом и поинтересовалась, на каком основании они увеличивают ширину тротуара. Оказалось, что проекта у них нет, работают только по техническому заданию. А по всем вопросам я могу обращаться в Управление дорожного хозяйства и благоустройства, которое на самом деле ни заказчик, ни проверяющий. Возникает вопрос: на каком основании УДХБ принимает решение о благоустройстве и развитии территории? На каком основании расширение тротуара в два раза поверх корней тополей — ремонт? Изменение пространственных характеристик объекта — это реконструкция, значит нужен проект благоустройства, а то и организации пешеходных потоков и дорожного движения.
Выемку плодородного грунта делают не на всю глубину чернозема, а столько, сколько в смете заложено. И плевать, что там еще остается плодородный грунт. А был бы проект и предпроектные изыскания — знали бы, сколько там глубина плодородного слоя, и заложили бы необходимые суммы.
На Тарской — Спартаковской много памятников архитектуры. Тротуар переделывают в зонах охраны объектов культурного наследия, у которых свои требования к проведению благоустроительных работ. Там нужно изучать культурный слой и согласовывать работы с Министерством культуры. Сомневаюсь, что необходимые согласования были получены. У здания гауптвахты на Партизанской, 14 вообще делают новый тротуар — снова вопрос к наличию проекта.
Уровень новых тротуаров выше предыдущего, изменение микрорельефа без расчета отвода осадков приведет к застою воды у фундаментов и их разрушению (потому что отмостку не делают, просто кладут плитку поверх песка впритык к фасаду), к лужам в местах стыка нового благоустройства и старого, к перепадам уровня тротуара и некомфортной среде в первую очередь для маломобильных групп и пользователей самокатов. Аналогичные беспричинные ступеньки можно встретить вокруг всех новых теплых остановок. Транзиты мимо них стали полосой препятствий.
Такое же необоснованное повышение уровня тротуара привело к тому, что у здания-памятника на Ленина, 46 теперь не открываются двери. Там тоже строительные работы с Минкультом никто не согласовывал. В ответах на мои обращения администрация заявляла, что иначе было никак, нужно было соблюсти уклоны. Но откуда они знают, какие нужны были уклоны, если проекта там тоже не было? В чем проблема снимать старое покрытие до нужного уровня и делать новое вровень с соседними участками?
Ремонтные работы также противоречат генеральному плану — по улице Спартаковской запланирована велодорожка, но когда она теперь будет реализована, неясно. Хотя федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» позволяет изменять схему организации дорожного движения при проведении ремонта дорог, нас будут заверять, что подобные изменения не предусмотрены программой «Безопасные качественные дороги». Но, простите, а в чем тогда заключается безопасность и качество, если мы тратим деньги, чтобы оставить всё как есть?
Что я предлагаю:
провести открытую для СМИ выездную проверку нарушения обозначенных мной статей правил благоустройства, провести разъяснительную беседу с подрядчиком, выписать штраф за нанесенный ущерб зеленым насаждениям и обязать в кратчайшие сроки исправить допущенные нарушения;
сделать запрос в Министерство культуры Омской области: согласована ли с ними работа тяжелой техники вдоль фасадов памятников и в охранных зонах;
опубликовать схемы, тексты и прочие материалы, по которым ведут работы подрядчики;
В будущем опираться в работе на профессиональные концепции и закладывать 10% от стоимости работ на проект.
Только обсуждение вариантов развития территории на начальном этапе и отражение консолидированного профессионального мнения в проекте сможет качественно изменить городскую среду Омска, поднять нас со дна всех рейтингов и рационально распоряжаться бюджетными средствами.
Корреспондент NGS55.RU направил запрос в «СибДор» и ожидает ответа представителей компании. Добавим, что планы по благоустройству Тарской и Спартаковской ранее раскритиковал архитектор Ефим Фрейдин. По мнению зодчего, после замены разноформатной плитки, которую тщательно подбирали архитекторы, на однотипную эта территория рискует утратить свою парадность. Тем более, отметил Ефим Фрейдин, существующее покрытие неплохо сохранилось.
[Обновлено 11:50] Мы получили от компании «СибДор» весьма лаконичный ответ на запрос: «По всем вопросам, касаемым благоустройства территорий города Омска, вы можете обратиться в УДХБ г. Омска».
Согласны с автором?