«А вы сами потом можете прочитать, что написали?» — спросил графолог Александр Кулик, полистав мой рабочий блокнот. Когда я начала оправдываться, что пишу для себя, да и некогда красиво выводить буквы, он поспешил успокоить: для графолога плохого почерка не существует. Не важно, что написано, важно как. «Я могу не вникать в смысл текста, он может быть на непонятном мне языке. Важны формы, картины почерка», — объяснил он.
Рабочие инструменты Александра Кулика — лупа и транспортир. С их помощью он анализирует расстояние между буквами, словами, строками, пропорции, наклоны, углы, а затем даёт математическим параметрам психологическую интерпретацию. NGS55.RU попросил графолога изучить почерки врача-терапевта Светланы Кореневой и предпринимателя Юрия Шияна и рассказать об этих людях.
Александр Кулик не знаком с ними ни лично, ни заочно, на приём к Светлане Кореневой не попадал и шаурму в кафе Юрия Шияна не покупал. Всё, что нужно знать графологу, — пол, возраст, какой рукой человек пишет и есть ли у него заболевания, которые могут повлиять на почерк. Не менее важно, в каких условиях создан текст, который будет анализировать эксперт. Например, нельзя писать его под диктовку и в плохом настроении. Содержание значения не имеет. Светлана Коренева написала анамнез заболевания одного из своих пациентов, Юрий Шиян — эссе на тему того, что не всегда нужно быть первым, чтобы быть лучшим.
По словам Александра Кулика, обладатели почерков, которые мы предложили проанализировать графологу, — серьёзные люди, зрелые личности, хотя и не без тараканов в голове. Один почерк — ярко выраженный женский, второй — типично мужской. Хотя, отмечает он, пол по почерку однозначно определить невозможно.
— Вероятность, что я точно скажу пол, составляет процентов 90. Я видел «мужские» почерки у женщин и наоборот. Женщины с «мужским» почерком более логичны, структурны, менее подвержены эмоциям. Но это не значит, что они «засушены», — говорит Александр Кулик.
Неразборчивому почерку врачей, про который сочиняют анекдоты, тоже есть простое, хотя и не самое очевидное объяснение.
— Чем более понятный почерк, тем больше человек стремится быть понятым, достучаться до каждого, тем он более социальный. Врач просто выгорит, если с каждым пациентом будет открытым, душевным — приходится создавать барьеры. Врач должен быть жёстким, уметь резать, абстрагироваться. Это профессиональная деформация. Сначала происходит деформация личности, а затем меняется и почерк, потому что он — отражение личности, — объяснил Александр Кулик.
Есть ещё одна причина, по которой разобрать, что написано в рецепте, порой очень сложно.
— Оригинальность почерка прямо пропорциональна уровню развития личности. Стандартным почерком пишут разве что учителя начальных классов, чтобы дети понимали. И даже у них есть два почерка — для детей и свой собственный. Врачи — это люди очень образованные, поэтому и уровень развития у них высокий, поэтому и почерк становится индивидуальным, — добавил эксперт.
Кстати, некоторые графологи по почерку могут рассказать не только о характере человека, но и о его здоровье.
— Медики в Израиле действительно могут найти в почерке признаки определённых заболеваний, достаточно серьёзных. Но это узкая тема. Надо сначала быть медиком, а потом графологом, — отметил Александр Кулик. — Я не медик, куда мне. Могу рассказать о психологическом благополучии человека. Он может быть инвалидом, но в почерке этого не видно, потому что он живёт полной жизнью. А бывает, человек палец порезал и всё, почерк начинает негативчиком затягиваться. Почерк отражает отношение человека к себе, к жизни, к окружающим.
В жизни Светланы Кореневой была ситуация гораздо серьёзнее, чем порезанный палец, — несколько лет назад она перенесла операцию на головном мозге. Но, по словам графолога, на её почерке хирургическое вмешательство никак не отразилось.
Сам Александр Кулик по образованию экономист, сейчас работает в отделе кадров компании по производству строительного оборудования. На графолога он два года удалённо учился у израильского специалиста — дорогое образование оплатил предыдущий работодатель. Теперь он может взять человека на работу, даже не встречаясь с ним лично, — достаточно изучить его резюме и почерк.
— Почерк даёт серьёзное подспорье при оценке персонала, потому что почерк — это и деятельность, и результат одновременно. Человек пишет — вроде, занят деятельностью, а в результате остаётся картинка на листе, следы, по которым мы можем говорить, как человек работает. Это деятельность, которой его учат десять лет, соответственно, он набивает собственные алгоритмы, паттерны поведения, которые отражаются в почерке, — объяснил графолог.
Александр Кулик по почерку также может сказать, в какой сфере человек будет наиболее успешен. Консультации по профориентации востребованы не только у школьников, но и у вполне состоявшихся людей.
— Работал со страховой компанией, проверял руководителя отдела. [Заказчик говорил про него] вроде, такой человечище, уровень, а как отчёт — хоть самому садись пиши. А он не математик, но очень коммуникабельный. По моей рекомендации его сделали начальником другого отдела, там, где не надо работать с цифрами, писать отчёты. И он стал закрывать такие вопросы, которые ни один математик не закроет. Тот случай, когда место и человек нашли друг друга, — привёл пример графолог. — Некоторые цепляются за факторы, которые им кажутся важными, и ущемляют свои сильные стороны. А чуть-чуть поменяешь, подскажешь — и человек расцветает. Это здорово!
По его словам, и Светлана Коренева, и Юрий Шиян не ошиблись с выбором профессии.
— Здесь перед нами ярко выраженный предприниматель, вёрткий, хитрый, умный, юмор на месте. У него очень самостоятельное мышление, это человек нестереотипного поведения, человек-импровизатор, очень интуитивный, хваткий. Но всё это перекрывает логика. Он очень мощный, расчётливый, мыслит стратегически, умеет планировать, всё расставляет по местам и при этом получает удовольствие от жизни, — рассказывает Александр Кулик, глядя на текст, написанный бизнесменом.
Врач-терапевт, по его мнению, относится к социальному типу личности.
— Здесь человек более стереотипного поведения. Хотя она тоже не лишена гибкости в определённой степени, юмора, умеет и словами поиграть. Логики тоже хватает, но по большому счёту это картина менеджера, администратора, управленца в каком-то смысле. Это не только врач. Много хороших факторов в почерке, которые говорят, что человек активный, умный, деятельный. Это человек реформаторного типа, он должен нести людям добро, не может без этого, — описал графолог Светлану Кореневу.
За 13 лет работы графологом Александр Кулик изучил тысячи разных почерков. Среди них есть те, к которым он возвращается регулярно. Например, к почерку самого знаменитого русского поэта.
— Посмотрите почерк Пушкина — это почерк гения. Вот бывает вам плохо, но вы смотрите на любимую картину, и становится хорошо. Я, когда такое бывает, смотрю на почерк Пушкина. Он настолько пропитан энергией, что вытягивает меня, — отметил он. — Только не надо возводить его в эталон, потому что эталонного почерка нет. Работайте над своим почерком, развивайте свою личность.
У NGS55.RU есть и другие интервью с представителями интересных профессий. Почитайте, например, о конной полиции, ювелире или артистке Цирка дю Солей.