Счётная палата РФ опубликовала бюллетень за июль 2019 года. В нём, среди всего прочего, есть отчёт о целевом использовании бюджетных средств, выделенных Омской области. Отдельным пунктом в отчёте выделены основные долгострои региона. Их в Омской области два — Красногорский гидроузел и омский метрополитен.
По данным отчёта, строительство гидроузла началось в 2012 году, приостановлено с 2014 года, строительная готовность объекта — 53%. За это время работы профинансировали на 6,2 миллиарда рублей, из которых 3,6 миллиарда — федеральные средства. На поддержание гидроузла в безопасном состоянии из областного бюджета дополнительно выделялись 649 миллионов рублей, а потери бюджета составили 794,5 миллиона. Предполагаемые затраты на завершение объекта — 10,3 миллиарда рублей.
«За два года на федеральном и региональном уровнях не урегулированы вопросы финансирования строительства, получения положительного заключения экспертизы по откорректированной проектной документации и подтверждения предельной стоимости строительства, а также закрепления исполнения полномочий по строительству и содержанию объекта в процессе эксплуатации. Текущее техническое состояние Красногорского гидроузла, отсутствие достоверности в определении стоимости строительства, а также источников финансирования затягивают завершение объекта на неопределённое время», — указано в отчёте.
Что же касается омского метрополитена, то, по данным отчёта, правительство Омской области не выполнило представление Счётной палаты в части выделения бюджетных средств на консервацию объектов омского метро. Поскольку этих средств в бюджете нет, консервацию в 2019–2020 годах выполнить не получится.
«Непринятие мер в части консервации объекта в 2017–2018 годах привели к значительной деформации котлованов, что влечёт риски существенного удорожания работ по консервации. Есть риск возникновения аварийных ситуаций с тяжёлыми последствиями, в том числе в прилегающей инфраструктуре жилой застройки (возможно уже в 2019 году), а также неконтролируемого подтопления подземных сооружений грунтовыми водами», — написано в документе.
К слову, в 2017 году уже заходила речь про обрушение метро — тогда иск предъявило Сибирское управление Ростехнадзора. Ещё в марте 2016 года управление по строительству транспортных объектов обязали законсервировать метро, но этого не сделали. На станции «Заречная» эксперты обнаружили размытый грунт, а на перегоне до станции «Кристалл» — разваливающиеся стены. Из-за этого могла обрушиться дорога на улице Конева и девятиэтажка на проспекте Комарова 15/1, расположенная в 20 метрах от метро.
В итоге Счётная палата РФ предложила направить информационное письмо в правительство Российской Федерации, один из пунктов которого: «Принять меры по завершению строительства Красногорского гидроузла и началу консервации омского метрополитена».