Город Неизвестный Омск фоторепортаж Таинственный остров: «Робинзон» Василий, райские пляжи и Байкал в центре Омска

Таинственный остров: «Робинзон» Василий, райские пляжи и Байкал в центре Омска

Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов знакомит читателей с городом в рубрике «Неизвестный Омск»

Вид на омский Байкал

За время моих путешествий по «Неизвестному Омску» я чаще был сухопутным исследователем. Конечно, у нас есть места, где можно пройти только в болотниках, натянув их до подбородка, но это же не считается. Как-то это неправильно, думал я. Город стоит на реке, а я все по суше да по суше. А тут ещё и насмотрелся на экипаж яхты «Сибирь», который отправился в Антарктику, и понял, что мне пора бороздить водные просторы и открывать новые земли. Как раз подходящий остров подвернулся. В народе его называют Кировским. Он хорошо виден с обоих берегов Иртыша. На правом — от Иртышской набережной, а с левого берега — от парка Победы. На нём, конечно, уже бывали люди, да и сам я, признаться, заглядывал на него зимой с верным псом, но для начинающего Колумба сойдет. Летом ведь всё иначе! Договорившись с бравыми спасателями из МЧС, я и наш фотограф-юнга Лена Латыпова отправились к неизведанным берегам.

Путь по Иртышу прошёл без штормов и происшествий. Я хотел напасть на проходящий мимо катер, чтобы поживиться пиастрами, и уже начал кричать «Сарынь на кичку!», но спасатели меня не поддержали и мы высадились на берегу.

Острова бывают разные: остров Сокровищ, остров Невезения, остров Пасхи. А наш остров официально никак не называется. В публичной кадастровой карте у него есть только номер и площадь — 199 834 квадратных метра. В администрации Кировского округа про остров, который подписан на некоторых картах как Кировский, тоже ничего не знают. Первые картографические данные острова относятся ко второй половине XIX века. Его можно найти на карте 1884 года. После строительства Омской крепости за остров даже немного поспорили с соседними джунгарами — в первой половине XVIII века по Иртышу проходила граница между Российской империей и Джунгарским ханством.

Северная оконечность острова, прозванная среди омичей «Бананом» из-за схожести форм и цвета (там чудесный желтый песок, хоть рекламу для «Баунти» снимай), вместе с косой сформировалась в период 1940–1970-х годов. Многие называют так весь остров, хотя это скорее название пляжа. Кировский имеет вытянутую форму, длиной 3200 метров, а его максимальная ширина 566 метров. На острове есть несколько озер и достопримечательностей. У всего есть свои названия — конечно, народные. Все очень знакомые, красивые и романтичные. Озера Байкал и Рица, которое еще называют Щучьим. Самая южная оконечность острова называется Мыс Восходящей Луны и представляет собой обрыв с пляжем внизу. Самое большое озеро — Байкал, площадью 4,8 гектара. С него мы и решили начать осмотр Кировского.

Огромное озеро открылось нам совершенно неожиданно. Раз, и ты уже смотришь на Байкал — главную достопримечательность Кировского острова. Летом на нём собираются рыбаки, зимой по его заснеженному льду катаются лыжники и прогуливаются собачники. А запах шашлыка здесь можно почуять в любое время года. Севернее находится озеро Рица.

С самого начала стало понятно, что человек на острове обитает. Только вот острову от этого не лучше. Меня всегда удивляли люди, которые за тридевять земель тащат с собой на природу баулы с пивом, шашлыком, мангалом и углем, а после веселой гулянки не могут убрать за собой несколько пустых бутылок и прочий мусор, который легко поместится в одном пакете.

Так как озёра соединены с Иртышом, здесь водится речная рыба — карась, гольян, плотва, язь, щука.

Зимой на озере не рыбачат, но летом на его берегу можно увидеть множество рыбаков, а некоторые остаются здесь надолго, с ночевками. Многие даже не убирают свой лагерь. Гуляя по берегу озера зимой, можно найти старые котелки, одеяла, остатки мангалов, пустые бутылки и другие следы рыбацкой жизнедеятельности.

За теми, кто не убирает за собой мусор, неодобрительно следит с дерева сорока.

Я был на местном Байкале зимой и тогда даже не знал, что у острова и озера есть свои названия. Сейчас я заметил, насколько сильно эти места меняются летом. Многие я ни за что бы не узнал, если бы не запомнившиеся мне приметы — сгоревший древесный ствол, небольшой холм, стоящее на берегу дерево, издалека напоминающее мужчину. Я называю его хранителем озера и водяным.

На Кировском растет огромное количество видов растений — ивы, тополя, берёзы, клёны, яблоня, облепиха, множество видов кустарников. А еще много вкусной земляники. На озерах можно увидеть утку крякву, чайку хохотунью и крачек. Волков и медведей вы поблизости не найдете, зато есть бурозубки, домовые и полевые мыши, мыши-малютки, а также выдры и ондатры. Ну и бродячие собаки с кошками встречаются.

С берега отлично просматривается соседний остров размером поменьше и набережная. У чаек тоже есть свой собственный остров. Иногда его, правда, занимают рыбаки. Птицы не жалуются.

Природа сразу же удивляет своей дикостью и первозданностью. Это не парк в черте города или лесок за гаражным кооперативом. Создается впечатление, что резко попал куда-то далеко от Омска. На озерцах плавают утки и кувшинки, кругом сочная зелень и молодые деревья.

Весной, во время паводка, остров почти полностью стоит в воде. Его узниками становятся нашедшие здесь приют на зиму бродячие животные, которые не успели выбраться с острова до большой воды и ледохода. Некоторым из них везет — их спасают сотрудники МЧС и рыбаки.

Природа острова очень живописна. Хочется осмотреть каждое дерево, каждый цветок. Солнце играет на паутине, блики от воды, шелест листьев. Несмотря на шум города, в этом тонешь.

На берегу нам встретилась землянка. Я сразу же поспешил в неё заглянуть, но не смог. Видимо, её строили хоббиты или островные гномы. Её высота не превышает и 40 сантиметров. Несмотря на основательность постройки, судя по всему, она покинута. Может быть, в ней подселился какой-нибудь хвостатый и мохнатый островной житель?

Пройдя ещё немного, мы выбрались на поляну, трава на которой была примята так, будто здесь стоял не палаточный городок, а палаточный мегаполис. Неизвестно, что за съезд здесь проходил, но людей на нём было много.

Место для лагеря действительно подходящее. Солнечно, но при этом под каждым деревом тенек, а комаров и мошек сносит ветерок с реки. Я решил тоже отдохнуть, представляя, как здесь стояли ряды палаток, готовилась еда, а по ночам у костра пели песни.

Настоящий палаточный лагерь обнаружился подальше. Люди, которые обосновались в шатрах и палатках недалеко от берега, рассказали, что ездят отдыхать на остров постоянно. Один из мужчин признался, что приезжает сюда уже 11 лет.

— Я бы не сказал, что здесь уединенность. Тут людей-то много всегда было. Это скорее природа и легкая доступность. Из центра на лодке доплыть — дело нескольких минут. Мы тут с детьми, с семьями, с друзьями каждое лето, — поделился он.

Чуть ниже мы увидели двух загорающих на песчаном пляже девушек. Неподалеку стояла лодка. Да, остров необитаемым точно не назовешь. Иногда и на Куйбышевском пляже меньше отдыхающих, чем здесь.

Пляжей на острове множество, но нужно выделить три основных, песчаных. Первый — коса на севере — «Банан». Его видно с Ленинградского моста, а ещё к нему ведет брод с левого берега. Там отличный берег, красивый песок и тёплая вода. Это мой любимый пляж в черте города. Раньше по броду пройти можно было свободно, держа на плечах девушку, а в руках телефон и бумажник, сейчас всё-таки чаще приходится плыть. Второй пляж — нудистский, он находится напротив улицы Циолковского. До него можно добраться на лодке. На нём вам откроется картина из комедии «Евротур», описанная героями как «сосисочная». В основном на пляже отдыхают мужчины за 40, девушек очень мало, и, как правило, они приходят вместе со своими молодыми людьми. Там царит непринужденная атмосфера, и минут через десять ты думаешь, что всё в норме, мол, так и надо. Просто так зайти на пляж вам не дадут. Хотите остаться — раздевайтесь догола. Третий пляж можно найти недалеко от яхт-клуба.

На таком интересном острове наверняка должны водиться и удивительные обитатели. Главное — уметь их разглядеть. В дереве, лежащем на берегу, сразу виден морской рогатый змей, достойный украшать драккар.

На одном из лугов мы увидели восьминогого слонопотама. Он мирно стоял и щипал травку, шевеля рогами на спине под порывами ветра. Мы не стали его пугать и ушли.

Водится на острове и свой йети, он же сасквоч, он же бигфут, он же комполь ен. Этот добрый малый любит погулять на пляже, немного поплавать, а затем погонять нудистов. Повеселившись, он ходит по острову, что-то напевая себе под нос, и собирает ягоды и грибы.

Нашли мы и заброшенную землянку. Несмотря на то что она была давно покинута, выглядела землянка добротно. На полу лавка, в стене отверстия под нары, выкопаны углубления, использующиеся как полки, видно место, где стояла буржуйка. Двускатная крыша была покрыта полиэтиленовой пленкой. Как рассказал один из рыбаков, представившийся Дмитрием, таких жилищ на острове множество. Их строил мужчина по имени Василий, которого прозвали «губернатором острова».

— Василий этот мужик отличный был. И рыбак знатный, все места знал. Он тут 40 лет жил. Весь остров знал как свои пять пальцев. Он рассказывал мне, что давно еще как-то поехал в Москву, вроде как из Барнаула. Его обворовали. Не осталось ничего. Он оказался в Омске. Поскитался на вокзалах. А потом как-то попал на остров этот. И тут уже развернулся. Жил здесь круглый год. Землянки рыл, в них и жил. По всему острову их множество. Он не любил на одном месте жить. К нему еще вечно бомжи подселялись, он их не любил, им землянку отдавал, а сам в другом месте вырывал, а они за ним. У него всегда рыба, продукты, водка. А им что надо? Мука, сахар, соль всегда были у него. Мешками. Но к нему просто так не подойдешь. Собак свора с ним жила, охраняла. И кот офигенный у него был, чёрный такой. Он по Иртышу плавал, переплывал с острова до левого берега, когда его голос слышал. Василий часто им хвастался, говорил, что у него кот водоплавающий. Про него даже в газете писали, он с котом этим на первой странице был на фото. Хороший был мужик. Пил, конечно, но не сильно. Убили его, — рассказал Дмитрий.

Гуляя по Кировскому, мы не встретили ни кошек, ни собак. Только мелкую живность.

А вот следы пребывания Василия находили постоянно. Землянки, какие-то схоронки. Мужчина следил за островом и возле каждого жилища делал себе туалет.

Я задумался, каково это, вот так жить 40 лет на острове. Ты вроде и в городе, но отделен от цивилизации водой. Зато у тебя есть свой собственный остров, на котором полно интересных и красивых мест и всегда есть чем заняться. У тебя верный кот, стая собак, знакомые рыбаки, с которыми можно поговорить, которые уважают и просят совета. Бездомные соседи — конечно, минус. Но я думаю, что Василию нравилась его жизнь. В ХХ веке сложно быть Робинзоном, а он смог.

Прокормиться на острове помогает и сама природа. Здесь растут грибы и ягода.

Здесь очень много земляники. Ягоду никто не собирает, и она наливается под солнцем красным цветом. Мы не удержались и в считаные минуты набрали в ладони крупных ягод.

Но на жаре и такая непыльная работа в тягость. Проходя по берегу, мы увидели песчаный пляж.

Я не удержался и решил искупаться, мысленно нахваливая себя за то, что когда-то изменил свою жизнь и занялся любимым делом. Вода была отличная, берег песчаный, солнце пекло. Я вдоволь наплавался, обсох и отправился дальше.

Прямо с пляжа убегала тропинка, которая вывела нас в тростник. Мы решили проверить, где она заканчивается, и были приятно удивлены.

Не знаю, счастливая ли это случайность или незримая рука Василия навела нас на эту еле заметную дорожку, но мы вышли к огромному малиннику.

Ягоды на кустах было очень много. Вкусная и спелая, она висела гроздями. В таком малиннике впору прокормиться медведю. Наевшись и поблагодарив место, мы пошли дальше.

Натыкаясь на всё новые постройки, я в очередной раз подумал, что здесь сложно почувствовать уединение и стать Робинзоном Крузо.

Во-первых, я не встретил тут ни одного дикаря по прозвищу Пятница. Хотя нашёл остатки летней кафешки, где можно было бы устроить дружескую пирушку.

А во-вторых, потому что повсюду ощущается близость цивилизации — детский смех, шум автомобилей с моста и набережной, проходящий мимо речной транспорт, веселые крики отдыхающих, ну и самолёты с вертолетами, которые летают над островом с такой регулярностью, что впору открывать на нём новый аэропорт.

Но, гуляя по «неизвестному Омску», стоит всегда смотреть не только по сторонам, но и под ноги. Задумавшись, я чуть не зашёл в заросли борщевика. Такое название он получил не потому, что из растения варили суп. Борщом раньше называли что-то зазубренное или щетинистое, а у некоторых народов он носит название «медвежья лапа». И не зря. Борщевик опасен для человека — если его сок попадет на кожу, а вам после этого посчастливится побывать на солнце, то ждите в скором времени на этом месте огромные волдыри, как от сильнейшего ожога.

Мы решили, что для первого путешествия на Кировский увидели достаточно, и пошли на другую часть Байкала, чтобы оказаться у протоки, где нас должны были забрать спасатели. Это было очень непростое дело. Весной вода поднимается, и сейчас нам пришлось идти по болотистому бурелому через сухостой и кустарник. Прелести добавляли неутомимые комары и вездесущие оводы.

Местами даже меня было не видно за травой и молодняком. Удивительно, как за короткое время местность из заснеженной равнины превращается в джунгли, в которых с легкостью может затеряться человек.

Ставлю 15 человек на сундук мертвеца, что я не ошибся в просчетах и это действительно остров Сокровищ! Вон и ящик с драгоценностями! Пиратских скелетов, правда, не видно, но, скорее всего, я просто не заметил их в траве!

Тысяча чертей! Я опоздал — какой-то удачливый флибустьер побывал тут до меня! Каракатица его раздери!

Ящик оказался пуст, на дне лежали лишь несколько ракушек. Я решил, что тот, кто найдет его после меня, тоже расстроится отсутствию пиастров и дирхемов, поэтому положил внутрь целых 10 рублей. Не бог весть что, конечно, но лучше, чем ничего.

Справившись с разочарованием (я ведь, пока шёл к ящику, уже видел, как прикуплю новую шхуну и обзаведусь собственной пиратской командой), я побрел дальше. Правда, идти стало веселее — через березки. А вдалеке стояло знакомое мне языческое капище, которое я уже видел зимой. С моего последнего визита у него появились украшенные лентами ворота.

Самая высокая точка острова находится на холме и возвышается над местностью аж на 10–15 метров. В 2015-м здесь возвели языческое святилище в виде выложенной стволами деревьев окружности диаметром около 10 метров. Здесь отмечают праздники и проводят обряды — самые крупные на Ивана Купалу, Солнцестояние и Карачун. Рядом было закопано перевёрнутое вверх корнями дерево, сейчас оно куда-то пропало. В праздники тут жгут высокие костры и водят хороводы, к которым могут присоединиться все желающие.

Это второе святилище в этом районе. Первое находилось в парке Победы и выглядело примерно так же, только вдобавок было окружено рвом. Святилище было разрушено неизвестными и с тех пор не используется. Его всё ещё можно найти неподалеку от профилактория.

Зимой с капища хорошо просматривается округа и Байкал, а летом видно только крышу гостиницы «АМАКС Отель Омск». Вся остальная перспектива утопает в зелени.

Под холмом находится заболоченное озерцо, на котором в полнолуние хорошо бы смотрелся Джейсон Вурхиз с заветным тесаком. Мы, к счастью, встретили только уточку.

Лес тоже напоминает декорации какого-то фильма. То ли что-то из историй про оборотней, то ли момент, когда храбрые хоббиты удирали от назгулов.

Сказочный лес идёт вдоль протоки, которая соединяет Байкал и Иртыш. Сейчас она сильно обмелела, и по ней можно пройти пешком. Вода в ней очень теплая, только вот дно илистое. А где-то поблизости есть рукотворная пещера, которая, скорее всего, тоже была землянкой Василия.

Зимой по протоке на острове сокращают путь люди, спешащие с одного берега на другой. Так получается быстрее, чем через Ленинградский мост. Да и просто прогуляться приятно.

Рыбаков обмелевшая протока не смущает. Они идут по ней и тянут за собой лодки, в которые пересядут уже на Байкале. На дне русла видны следы их сапог.

Тем, кому не посчастливилось заручиться помощью сотрудников МЧС, до острова приходится добираться вплавь. Сразу же встает вопрос о сохранности вещей, которые портятся в воде. Справляются по-разному. Кто-то складывает всё в пакеты, кто-то высоко поднимает над водой руку с самыми ценными вещами. Мужчина решил убрать сигнашку на ключах от автомобиля в кепку. Оригинальный ход не помог — ключи тут же выпали. Хорошо, что на берегу.

Практически сразу к берегу на катере подошли спасатели и под завистливые взгляды плывущих по реке мужчин повезли нас на материк. Кировский остров оставался позади, но я знал, что обязательно вернусь, чтобы найти все его сокровища и раскрыть все секреты. Надеюсь, Василий поможет мне в этом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства