По словам новосибирского сейсмолога, землетрясения происходят и в Омской области, — нужно установить хотя бы несколько станций слежения.
Сегодня около четырёх утра в Челябинской области произошло землетрясение. Эпицентр был неподалеку от города Катав-Ивановска, но толчки ощутили и жители других городов и регионов. Онлайн-репортажи ведут наши коллеги из Челябинска, Уфы, и Екатеринбурга. Виктор Соловьёв, заместитель директора по науке Алтае-Саянского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба» РАН рассказал, может ли произойти землетрясение в Омске.
«Когда поставили первые станции в Екатеринбурге, на новой карте районирования проявилась узкая зона сейсмической активности, которая тянется от Урала почти до Новосибирска — в том числе и через ваш регион.
Если говорить об Омской области — в 2003 году произошло тюкалинское землетрясение. К нам тогда обратилась метеоритная комиссия Омской области — они посчитали, что у них падают метеориты. Мы, кстати, ещё удивились — что в Омске есть такая комиссия, а у нас нет… Так вот, я попросил их макросейсмику посмотреть, комментарии жителей собрали. Обработав эти данные, а ещё данные со станций в Ханты-Мансийском автономном округе и Екатеринбурге, мы определили точные координаты. И выяснилось, что никакие это не метеориты, а природное землетрясение. Сколько баллов, я уже точно не вспомню — наверное, баллов пять в эпицентре. Естественно, людей это встревожило.
Что это за зона? Мы предполагаем, что там может быть древний разлом, который активизируется. Не думаю, что в этой зоне будут сильные землетрясения, но локальные должны существовать. Снизу Индостан давит на Евроазиатскую плиту, кроме того, существует техногенная сейсмичность: выработки на Урале, в Кузбассе сплошь и рядом, в Ханты-Мансийском автономном округе… Изменяется напряжённость состояния среды.
Конечно, за этой зоной нужно наблюдать. Крупную сейсмичность мы и так отследим, а мелкую нет — но она очень важна. С помощью данных сети сейсмологических станций удалось точно определить причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. То есть можно не только землетрясения наблюдать, но и отслеживать работу промышленных предприятий.
На Камне-на-Оби было землетрясение в шестидесятые годы. А потом тишина. Но это мы думали, что тишина. Потом, когда выставили сеть станций и начали наблюдать, выяснилось, что мелкие сейсмические события всё же есть. А это значит, что происходит накопление определённой энергии. Вот несколько лет назад там снова было ощутимое сейсмическое событие, отголоски которого докатились до Новосибирска…
Или, например, в нефтегазовых районах Томской области мы начали фиксировать очень сильные эпизодические события. Мы подозреваем, что это связано как раз с техногенной деятельностью».