Корреспондент НГС.ОМСК побывал в доме на улице Степная, по стенам которого уже идут трещины, — жильцы рассыпающегося двухэтажного барака показали, в каких условиях им приходится жить.
9 февраля омичка Евгения Вислогузова прислала в редакцию НГС.ОМСК фотографии дома на улице Степная, 95А. По её словам, дом рушится и в нём нет никаких условий для жизни: «В XXI веке — вода из колонки, до которой можно добраться через туннель, печное отопление, газа нет, туалет на улице. Вокруг всё уже застроили элитными домами. Людям в глаза смеются и говорят, чтобы сами расселялись, на наши письма идут только отписки. Дом в аварийном состоянии, людям страшно жить в нём, но выхода нет». На фото видно, что по стенам дома идут трещины, а двор и подъезды весной затапливает водой. Мы решили отправиться туда, чтобы своими глазами взглянуть на состояние дома. Подробности — в фоторепортаже НГС.ОМСК.
Двухэтажный дом на улице Степная построили 59 лет назад. В нём восемь квартир, каждая из которых разделена на несколько больших комнат, чтобы в них могли жить сразу несколько семей. С первого взгляда на здание становится понятно, что людям здесь живётся нелегко — с фасада осыпалась штукатурка, деревянные двери в подъезд открыты нараспашку, а трескающиеся стены внутри подъезда укреплены кирпичной кладкой, которую выложили сами жильцы. В доме, по словам владельцев квартир, продолжают жить десять человек.
64-летняя Людмила Мариненко, которая живёт в квартире № 8, показала, что в одной из комнат обвалилась штукатурка на потолке, а в стене появилась трещина. В других комнатах потолок отсырел: по углам появилась плесень, а на кухне начала желтеть и отклеиваться потолочная плитка.
«Свет не во всех комнатах есть, несколько электроприборов вообще опасно включать, иначе всё замкнёт здесь. Ремонт давно не делали, потому что нет смысла — всё равно всё испортится или рухнет, под плиткой на потолке вообще кошмар творится, в стенах щели везде», — рассказала пенсионерка.
В доме есть только печное отопление, поэтому женщине всё лето приходится запасаться дровами, чтобы отапливать большую квартиру в холодные времена — по её словам, за зиму она сжигает примерно два сарая дров: «Вот у печки сейчас лежат у меня дрова, три ведра ещё за дверью [квартиры] стоят. А потом ещё раз в сарай идти придётся». Несмотря на то, что на кухне стоит плита, газа в доме тоже нет — жильцам приходится пользоваться баллонами.
За водой жильцам дома приходится ходить на колонку — самая близкая из них находится сразу за стройкой, а вторая стоит за новостройкой на Куйбышева, 56, в 600 м от двухэтажки. По словам Людмилы Мариненко, в день ей приходится ходить за водой по 10–12 раз — именно столько вёдер уходит на то, чтобы помыться, приготовить еду и убраться в квартире. Кроме того, периодически эти колонки не работают, и тогда приходится уходить за километр от дома, к третьей ближайшей колонке на улице Успенского.
У соседей Людмилы Мариненко, Игоря и Александры Жерновых, есть двое несовершеннолетних детей — по словам главы семьи, из-за сырости и холода они постоянно болеют.
«Хронический ларингит появился — старшему в пять лет уже операцию сделали. До этого постоянно дежурный чемоданчик рядом был, скорую вызывали чуть ли не каждый день, приступы были у сына», — рассказал Игорь.
33-летний Дмитрий Вислогузов, брат Евгении, рассказал, что он не живёт в своей квартире с декабря после того, как наступили сильные морозы. Дмитрий переехал к матери, а в квартиру возвращается лишь затем, чтобы покормить кошку — её пришлось оставить здесь.
«Прошлые две зимы ещё терпимо было здесь находиться, не было так холодно — включал обогреватель на полную, и хорошо. Но влажность с каждым годом повышается, сырости становится всё больше. Однажды я проснулся из-за того, что у меня замёрзла голова, открываю глаза, а вокруг всё как в тумане, даже показалось сначала, что я ослеп. Оказалось, что в комнате действительно образовался туман! Из-за сырости и холода начал болеть, причём такие проблемы не только у меня были. Соседка моя месяц ходить не могла из-за болезни, потом совсем уехала отсюда. У меня даже кошка заболела — приходится лекарства ей покупать», — рассказал мужчина.
Дмитрий считает, что все проблемы начались в 2006 году, когда по соседству с домом, на улице Куйбышева, 56, начали строить десятиэтажку — квартиры в будущей новостройке продавал ЖСК «Омская Слобода». По словам мужчины, после того как строители стали забивать сваи, поднялся уровень грунтовых вод, из-за чего двор большую часть года затоплен, а сам дом начал трескаться и заваливаться.
«Дом стоит на земле, у него нет фундамента, поэтому рухнуть может буквально когда угодно. Я обращался во множество организаций, писал мэру, губернатору, в прокуратуру. Был даже на личном приёме у мэра, но и это не помогло. Все присылают сплошные отписки, перенаправляют в другие места, бумажек за это время скопилась целая куча. Управляющей компании у нас тоже долго не было, потом записали нас на какой-то "Берег-3", в январе они организовали собрание для жильцов, а сами на него не пришли», — пояснил Дмитрий.
Проехать со стороны улицы Степная к дому нельзя — путь преграждает стройка, для людей сделали крытый проход между двумя заборами.
«Предложили нам заезжать со стороны Куйбышева, через двор нового дома. Но по ночам здесь всё машинами заставлено, проехать невозможно, даже во двор к нам машины ставят иногда. Ладно, мы не можем проехать, а если случится что? Вызывал как-то скорую для жены, она болела, долго пришлось объяснять потом, как к нам попасть. А пожарные как сюда будут заезжать, и представить сложно», — рассказал Дмитрий.
У семьи Вислогузовых была и вторая квартира в доме, под номером 5. Некоторое время в ней жил и сам Дмитрий, но потом из-за того, что обвалилась печь, квартиру пришлось покинуть. Сейчас в ней никто не живёт, комнаты завалены старыми вещами, а в зале рядами стоят стенки шкафов.
«Сложно уже сразу сказать, чего в итоге хочется. Наверное, просто добиться справедливости, получить ответ хотя бы от кого-нибудь, от администрации, от застройщика, — о том, что нам делать дальше. Нам застройщик обещал, что дом снесут, а нас всех расселят, но в итоге этого не случилось. Скоро нас со всех сторон застроят домами и будут ждать, когда здесь всё рухнет. По сути, здесь многие из жильцов тоже ждут только этого, никто не хочет собирать деньги даже на юриста, чтобы продолжать бороться», — подытожил Дмитрий.
Председатель ЖСК «Омская Слобода» Елена Сурикова рассказала НГС.ОМСК, что при строительстве дома на Куйбышева, 56 никаких нарушений не было, а жильцам двухэтажки предлагали расселение.
«Мы даже сваи не били, дом ставили на монолитной плите, специально так сделали. Мы всё строили в рамках отведённых земельных участков, которые нам дали на строительство. Расселение в этом квартале на сто миллионов [рублей] прошло, мы всех расселили, кого могли — бараки, частный сектор. Остались только они, потому что очень много хотели денег. И когда мы в своё время расселяли людей, они отказались. Требования у них были непомерными», — пояснила Елена Сурикова.
В департаменте жилищного хозяйства НГС.ОМСК пояснили, что дом не признан аварийным, а жильцы не подавали документов на признание его аварийности.
Ранее НГС.ОМСК писал о доме на улице Энергетиков, в подъезде которого обваливается стена, а также о 80-летней омичке Зайтуне Нагумановой, которая живёт в полуразрушенной избушке в центре города по соседству с новой высоткой.
[Обновлено 13 февраля, 18:04] Дмитрий Вислогузов прислал НГС.ОМСК видеозапись, сделанную в 2006 году — на ней отчётливо видно, как при строительстве дома на Куйбышева, 56 строители вбивают сваи.
НГС.ОМСК
Фото Виктора Старцева
Видео Виктора Старцева (1), предоставлено Дмитрием Вислогузовым (2)
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Пишите в редакцию НГС.ОМСК, наши Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.