Город Рынок e-commerce растёт, но Россия ограничивает своих ритейлеров

Рынок e-commerce растёт, но Россия ограничивает своих ритейлеров

Тренды интернет-торговли, состояние рынка электронной коммерции и его перспективы обсудили в Омске

14 декабря в международном пресс-центре «МКР-Медиа» прошла пресс-конференция «Драйверы и барьеры российского e-commerce». Спикерами мероприятия стали генеральный директор электронного дискаунтера «Ситилинк» Михаил Славинский (Москва), директор розничной сети «Ситилинк» Александр Лозовский (Москва), президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров (Санкт-Петербург) и руководитель департамента развития потребительского рынка министерства экономики Омской области Ирина Баранова.

На пороге перемен

На протяжении последних пяти лет рынок электронной коммерции растёт огромными темпами и, по данным Российской ассоциации электронной коммуникации, в 2017 году он составит 1,2 триллиона рублей, из которых 30 % офшорная торговля.

В цифровой экономике занято около 2 300 000 россиян, хотя постоянный доступ в интернет имеют только 75 % жителей страны. Но эта цифра постоянно растет, и совсем скоро электронная коммерция станет делом привычным и даже необходимым.

В этих обстоятельствах нам остается только приветствовать выход на омский рынок одного из лидеров российского рынка интернет-торговли — электронного дискаунтера «Ситилинк», который открывает в ТЦ «Флагман» центр терминальной торговли компьютерной и бытовой техникой и электроникой, а также шоу-рум.

«Действительно, на торговом рынке сейчас идет оживление. В этом году товарооборот региона составил 9 %, — комментирует Ирина Баранова. — Отмечается рост продаж бытовой техники — телевизоров, холодильников, аудиоаппаратуры 5–20 %. Основные игроки на рынке электронной коммерции региона также известны — это сети DNS, "М.Видео", "Эльдорадо" и RBT. И мы, конечно, рады, что у них появится еще один конкурент. Тем более что сегодня эта одна из крупнейших российских сетей (доля рынка 13–15 %).

Эволюция потребителя

Увеличение количества магазинов с терминальной системой покупки и рост интернет-коммерции в целом не может не вызвать вопроса об охвате сегмента покупателей более старшего поколения.

«Портрет потребителей в сфере ритейла сегодня меняется, — говорит Александр Лозовский. — Если пару лет назад это были молодые люди 25–35 лет, то сегодня появились сегменты более молодого (15–17 лет) и более старшего возраста (45 и выше). Возрастные покупатели перестали бояться интернета и приобретают опыт и делают покупки еще и еще. К тому же сайты магазинов становятся максимально понятными, колл-центры доступны 24/7 и наличие консультантов практически не требуется, хотя мы и их оставляем на случай возникновения вопросов».

Честная конкуренция

Эксперты рассказали, что главным толчком к развитию видят здоровую конкуренцию. При этом Aliexpress в качестве конкурента «Ситилинка» не рассматривается ввиду различных сегментов товаров.

Россияне редко покупают крупную бытовую технику и другие дорогостоящие товары на китайских сайтах, так как боятся рисковать средствами. В то же время по числу продукции в ценовой категории до 20 долларов азиатскому гиганту нет равных.

«История конкуренции с зарубежными игроками пишется прямо сейчас, происходит структурирование рынка, пишутся правила, законы, — говорит Михаил Славинский. — С нашей точки зрения, большую конкуренцию "Ситилинку" способна составить новая площадка TMall, так как она работает на нашем налоговом и законодательном поле — с локальными поставщиками и локальными продажами, а это уже честная конкуренция на равных условиях».

Тенденции российского ритейла

Традиционной торговли уже не существует — есть интеграция онлайн и офлайн. Причем продажи в первой постоянно растут, особенно в отношении регионов и провинций.

«После потрясений 2014–2015 годов рынок начинает стабилизироваться. В этом году много знаменательных событий произошло, а в следующем их будет еще больше, — говорит Михаил Славинский. — Мы прогнозируем, что через два года на рынке 70–80 % будут занимать федеральные компании. Сегодня больше трети рынка e-commerce — это офшорные продажи».

Барьеры рынка e-commerce

Огромная территория страны делает сложной и дорогой логистику, а эквайринг «съедает» весомую часть бюджета.

«Мы провели небольшое исследование и вычислили, что сумма комиссии эквайра — это почти половина ежемесячной суммы аренды всех российских помещений "Ситилинк", — отмечает Александр Лозовский. — Только представьте, как это дорого, даже несмотря на то что аренда терминального магазина меньше, чем аренда натурального магазина где-нибудь в крупном торговом центре».

Эксперт также отметил среди барьеров электронной коммерции недостаточный уровень доверия к интернет-покупкам, неравное положение российских и зарубежных интернет-магазинов и законодательные препоны в ряде сегментов рынка.

Российский ритейл: быть или не быть?

Немного шокировало присутствующих цифрами выступление президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова. АКИТ — компания, представляющая интересы российского ритейла, результатами исследований которой пользуется правительство. Спикер отметил, что государство не уделяет должного внимания интернет-торговле.

«Сейчас в таможне РФ есть огромная дыра, именуемая почтовыми отправлениями, — рассказал Алексей Федоров. В месяц мы с вами получаем около 45 миллионов посылок, которые никак не контролируются. Без таможен и пошлин. При этом государство постоянно говорит об импортозамещении. Зачем производить что-то в России, если можно ввести из-за рубежа и ничего не платить? Ведь если россиянин ввезет материнскую плату в Германию, он в России заплатит налог, а немец заплатит налог у себя — получается двойное налогообложение. А если китаец продает ту же материнскую плату в Россию, то он у себя вернет НДС, а российский частный клиент ничего не будет платить — получается двойное налогонеобложение».

По мнению эксперта, Россия сознательно уничтожает своих ритейлеров.

«Китайцы закрылись от нас пошлиной до 60 % и НДС, индусы — до 35 %, что позволило этим странам колоссально вырасти, а вот у нас с такими порядками через два года интернет-торговли может вообще не быть», — отметил Федоров.

В завершении встречи спикер призвал всех покупать на российских сайтах, не совершая тем самым налоговых краж.

ООО «КРОНАР», ОГРН 1147746461422, Москва, Щелковское шоссе, 77, стр. 1.

Новости компаний

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства