14 декабря в международном пресс-центре «МКР-Медиа» прошла пресс-конференция «Драйверы и барьеры российского e-commerce». Спикерами мероприятия стали генеральный директор электронного дискаунтера «Ситилинк» Михаил Славинский (Москва), директор розничной сети «Ситилинк» Александр Лозовский (Москва), президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров (Санкт-Петербург) и руководитель департамента развития потребительского рынка министерства экономики Омской области Ирина Баранова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/71/b3/ab/71b3ab73e822a3015d2a2816941a3e39/656x438_1_217ca06a53cf0f0d82b60eb590d197d7@1500x1000_0xQOmmx61u_6907623378687080576.jpg.webp)
На пороге перемен
На протяжении последних пяти лет рынок электронной коммерции растёт огромными темпами и, по данным Российской ассоциации электронной коммуникации, в 2017 году он составит 1,2 триллиона рублей, из которых 30 % офшорная торговля.
В цифровой экономике занято около 2 300 000 россиян, хотя постоянный доступ в интернет имеют только 75 % жителей страны. Но эта цифра постоянно растет, и совсем скоро электронная коммерция станет делом привычным и даже необходимым.
В этих обстоятельствах нам остается только приветствовать выход на омский рынок одного из лидеров российского рынка интернет-торговли — электронного дискаунтера «Ситилинк», который открывает в ТЦ «Флагман» центр терминальной торговли компьютерной и бытовой техникой и электроникой, а также шоу-рум.
«Действительно, на торговом рынке сейчас идет оживление. В этом году товарооборот региона составил 9 %, — комментирует Ирина Баранова. — Отмечается рост продаж бытовой техники — телевизоров, холодильников, аудиоаппаратуры 5–20 %. Основные игроки на рынке электронной коммерции региона также известны — это сети DNS, "М.Видео", "Эльдорадо" и RBT. И мы, конечно, рады, что у них появится еще один конкурент. Тем более что сегодня эта одна из крупнейших российских сетей (доля рынка 13–15 %).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/5c/41/f45c411b292dd569f4578dd08885d5d6/656x438_1_6d467e6fb5e75e1f973772c5493cad47@1500x1000_0xKSbSxdQH_2331976374044333392.jpg.webp)
Эволюция потребителя
Увеличение количества магазинов с терминальной системой покупки и рост интернет-коммерции в целом не может не вызвать вопроса об охвате сегмента покупателей более старшего поколения.
«Портрет потребителей в сфере ритейла сегодня меняется, — говорит Александр Лозовский. — Если пару лет назад это были молодые люди 25–35 лет, то сегодня появились сегменты более молодого (15–17 лет) и более старшего возраста (45 и выше). Возрастные покупатели перестали бояться интернета и приобретают опыт и делают покупки еще и еще. К тому же сайты магазинов становятся максимально понятными, колл-центры доступны 24/7 и наличие консультантов практически не требуется, хотя мы и их оставляем на случай возникновения вопросов».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/cf/1a/cccf1af117f6e0a5e4e52dc547a193af/656x438_1_063b1858de8033ddd3ab6d94c192d5ce@1500x1000_0xvqMCTXx0_6306111119067620206.jpg.webp)
Честная конкуренция
Эксперты рассказали, что главным толчком к развитию видят здоровую конкуренцию. При этом Aliexpress в качестве конкурента «Ситилинка» не рассматривается ввиду различных сегментов товаров.
Россияне редко покупают крупную бытовую технику и другие дорогостоящие товары на китайских сайтах, так как боятся рисковать средствами. В то же время по числу продукции в ценовой категории до 20 долларов азиатскому гиганту нет равных.
«История конкуренции с зарубежными игроками пишется прямо сейчас, происходит структурирование рынка, пишутся правила, законы, — говорит Михаил Славинский. — С нашей точки зрения, большую конкуренцию "Ситилинку" способна составить новая площадка TMall, так как она работает на нашем налоговом и законодательном поле — с локальными поставщиками и локальными продажами, а это уже честная конкуренция на равных условиях».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/74/1a/9b/741a9b503e38e43234582ab277fd7c6d/656x438_1_e64b9e4680029fc2a3f95ca699d3b2b9@1500x1000_0xVll4WUzx_2751785239657323525.jpg.webp)
Тенденции российского ритейла
Традиционной торговли уже не существует — есть интеграция онлайн и офлайн. Причем продажи в первой постоянно растут, особенно в отношении регионов и провинций.
«После потрясений 2014–2015 годов рынок начинает стабилизироваться. В этом году много знаменательных событий произошло, а в следующем их будет еще больше, — говорит Михаил Славинский. — Мы прогнозируем, что через два года на рынке 70–80 % будут занимать федеральные компании. Сегодня больше трети рынка e-commerce — это офшорные продажи».
Барьеры рынка e-commerce
Огромная территория страны делает сложной и дорогой логистику, а эквайринг «съедает» весомую часть бюджета.
«Мы провели небольшое исследование и вычислили, что сумма комиссии эквайра — это почти половина ежемесячной суммы аренды всех российских помещений "Ситилинк", — отмечает Александр Лозовский. — Только представьте, как это дорого, даже несмотря на то что аренда терминального магазина меньше, чем аренда натурального магазина где-нибудь в крупном торговом центре».
Эксперт также отметил среди барьеров электронной коммерции недостаточный уровень доверия к интернет-покупкам, неравное положение российских и зарубежных интернет-магазинов и законодательные препоны в ряде сегментов рынка.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/96/d2/91/96d291c5d46e8c6c6dc96d2394a4d58e/656x438_1_fc65e43bf8c0bf27b8ab9f8bd0a2dd9e@1500x1000_0xvyzyTwC8_0687361364646772631.jpg.webp)
Российский ритейл: быть или не быть?
Немного шокировало присутствующих цифрами выступление президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова. АКИТ — компания, представляющая интересы российского ритейла, результатами исследований которой пользуется правительство. Спикер отметил, что государство не уделяет должного внимания интернет-торговле.
«Сейчас в таможне РФ есть огромная дыра, именуемая почтовыми отправлениями, — рассказал Алексей Федоров. В месяц мы с вами получаем около 45 миллионов посылок, которые никак не контролируются. Без таможен и пошлин. При этом государство постоянно говорит об импортозамещении. Зачем производить что-то в России, если можно ввести из-за рубежа и ничего не платить? Ведь если россиянин ввезет материнскую плату в Германию, он в России заплатит налог, а немец заплатит налог у себя — получается двойное налогообложение. А если китаец продает ту же материнскую плату в Россию, то он у себя вернет НДС, а российский частный клиент ничего не будет платить — получается двойное налогонеобложение».
По мнению эксперта, Россия сознательно уничтожает своих ритейлеров.
«Китайцы закрылись от нас пошлиной до 60 % и НДС, индусы — до 35 %, что позволило этим странам колоссально вырасти, а вот у нас с такими порядками через два года интернет-торговли может вообще не быть», — отметил Федоров.
В завершении встречи спикер призвал всех покупать на российских сайтах, не совершая тем самым налоговых краж.
ООО «КРОНАР», ОГРН 1147746461422, Москва, Щелковское шоссе, 77, стр. 1.