Корреспонденты НГС.ОМСК побывали в квартирах разрушающегося дома — жильцы рассказали, что уже давно ставят подпорки, чтобы из окон не выпали стеклопакеты.
Вечером 11 мая около 21:00 хозяйка квартиры № 51 Наталья услышала странный звук. «Я не готовила, уже все закончила. Услышала, как кирпичи валились. Окно боялась открывать, потому что думала — вдруг все повалится», — рассказала омичка, работающая лаборантом в одной из больниц.
Оказалось, что в этот момент местные жители, гуляющие во дворе с детьми, увидели столб пыли. «Ребенку 10 лет, он успел только отойти. Шел мимо. Вот эта вся пыль, как смерч, полетела. Пыль поднялась! Посмотрите, вон плита подоконная упала», — эмоционально описали произошедшее очевидцы и в сумерках попытались показать груды кирпичей.
В темноте к корреспонденту НГС.ОМСК подошла жительница дома напротив. Она смотрела с надеждой и вспомнила момент обрушения. «Я видела женщину с ребенком и крик услышала. Женщина сильно кричала, ее колотило аж, она долго успокоиться не могла. Ребенка тоже колотило, они быстро собрали вещи и уехали», — вспомнила жительница соседнего дома, в котором началось обрушение балконов.
Мы поднялись на 5-й этаж, в те квартиры, где находиться на самом деле опасно. В подъезде 50 квартир, в которых живут около 100 человек. Почти все жильцы в страхе покинули свои квартиры в домашней одежде. По дороге на 5-й этаж жильцы рассказали о том, что уже несколько лет бьются с властями — они писали в прокуратуру, мэрию, управляющую компанию ЖКХ «Сервис», которая недавно отказалась от обслуживания дома. 80 % жильцов, по их словам, исправно платят взносы за капремонт, которые, в зависимости от площади, составляют 140–200 руб. ежемесячно. Также жители хрущёвки каждый месяц платили ЖКХ «Сервис» за обслуживание жилья чуть больше 450 руб. «У нас по капремонту на доме накопилась небольшая сумма, вот его никто и не хочет брать», — признались старожилы.
На 5-м этаже нас пригласили в квартиру № 50, где мы увидели выпирающее наружу окно и кучу мусора на подоконнике. Владелица квартиры Оксана Рыбина выглядела растерянной, шокированной и возмущенной одновременно: ее не было дома, когда всё произошло, соседи вызвали с работы, из магазина. «Купила квартиру 2 года назад. Был косметический ремонт, все было в порядке. Ничего не бежало, потеков не было. Потом начали откосы вспучиваться. Должны были до 15 мая что-то сделать. За капремонт мы, как и все, платили», — рассказала Оксана.
Ее соседка — жительница квартиры № 51 Наталья призналась, что в доме живет с 2012 года, а крыша начала протекать с 2014 года. «В 2016-м году нам должны были крышу делать. Теперь нам перенесли сроки уже на 2018 год, а всё ведь случилось из-за крыши. Там мягкая кровля. Поэтому никто не хочет с ней связываться», — продолжила рассказ Наталья. По ее словам, дом построен в 1970-х годах.
Остальные соседи охотно провели экскурсию по рассыпающимся квартирам. Так, у Владимира Подворного, живущего на этом же этаже в квартире № 57, уже давно на кухне установлена подпорка. Мужчина рассказал, что услышал от сына, что дом падает, а также хлопок, похожий на звук закрывающейся двери. Владимир выскочил вместе с сыном на улицу.
«Если сейчас я всё это уберу, всё рухнет. Свет включить? А дождя не было? Тогда включу. Если дождь был, то у меня лампочку разорвёт. Эта проблема началась в 2015 году. Стало капать, в 2016 году нам сказали, сделают и не сделали. Писали в мэрию и звонили — результата нет», — пояснил омич и показал, что окно отходит от стены и начинает выпадать, образуются щели, из которых зимой сквозит. На стенах в углах и под потолком образуется зеленая плесень, хотя Владимир делал ремонт 3 года назад.
Владельцы остальных квартир показали вспученные балки над окнами в кухнях. «У вас треск стоит, сыплется что-то внутри, как будто кирпичи сыплются внутри?» — интересовались соседи друг у друга. Они рассказали, что от протекающей крыши страдают даже жильцы 3-го этажа — сырость сочится по стенам, а с другой стороны дома образовалась трещина, которую в темноте разглядеть не удалось.
Женщины на площадке, обсуждая происходящее, рассказали, что после обрушения в доме отключили газ. «Насколько они отключили, как это все? У МЧС спросили — они нам говорят: "Вон, администрация стоит, к ним все вопросы"», — возмущенно рассказала старожил хрущевки.
Отметим, что группа сотрудников МЧС дежурила на месте в «ГАЗели». Представители министерства заявили, что будут ждать специалистов из мэрии. «А пока вам вон — к представителю мэрии», — показали на мужчину с телефоном в руке сотрудники МЧС и сели в «ГАЗель». Мужчина, который постоянно докладывал кому-то об обстановке, представился дежурным диспетчерской службы мэрии Дмитрием Кубатовым. Он сказал, что прекрасно понимает чувства жильцов дома, но отметил, что здесь «пока еще не ЧП». «Проблема в том, что у нас на сегодня маневренного жилфонда нет. А пункты временного размещения разворачиваются на базе школ, согласятся ли там жильцы переночевать?» — задал риторический вопрос Кубатов.
Тем временем сумерки сгущались, и жильцы квартир 5-го этажа потихоньку окружали дежурного диспетчера. Он тем временем пытался объяснить суть всех бюрократических процедур, из-за которых сложно понять, кто виноват, что дом начал рассыпаться — то ли жильцы, которые не провели общее собрание, то ли УК, то ли окружная администрация.
«Я такой же гражданин, как и вы. В соответствии с Жилищным кодексом, который нам всю жизнь портит, вам нужно провести экспертизу пригодности вашего дома…., — продолжал подробно объяснять тонкости Жилищного кодекса Дмитрий Кубатов. — То, что у вас произошло, — это не выпад стены. Это сползание кладки», — оперировал терминами дежурный и добавил, что в этом же микрорайоне 2 дома на ул. 50 лет Профсоюзов признаны аварийными и подлежащими сносу.
«У нас тут чрезвычайная ситуация!» — возразила одна из местных жительниц.
«Это пока не чрезвычайная ситуация!» — заявил Кубатов и пояснил, что все специалисты приедут утром, когда можно будет оценить масштаб разрушения.
«Это, пока никого не убило, не ЧС. У нас по всему периметру дома такое обрушение идет. А мы с 2014 года уже бьем тревогу», — перебили его женщины.
Отбиваясь от возмущенных жителей, дежурный терпеливо объяснял, что размыкание кирпичной кладки происходило очень долго. «По сопромату это называется старение материала — он стоял и упал», — уточнил Кубатов. После этого жильцам посоветовали сделать детальную экспертизу и подавать в суд на администрацию.
«Нам сегодня ЖКХ "Сервис" написал, что у нас электрика в аварийном [состоянии], перекрытия в аварийном [состоянии], блоки у нас тоже в таком состоянии», — признались жильцы.
Через 40 минут споров и тревожного ожидания служебная «Волга» привезла на растерзание возмущенным жителям представителя администрации. Женщина, вышедшая из «Волги», рассказала, что она тоже ничего решать не будет, ее задача — обследовать в темноте дом и доложить ситуацию главе округа. Эти слова толпа женщин встретила с негодованием, омичи начали кричать.
«Есть такой вариант: я вам на всю ночь могу подогнать сюда автобус, если вы боитесь спать», — предложил Дмитрий Кубатов. Жильцы согласились, но перешли на крик.
«Почему такое отношение к людям? Как тут не закричишь!? Если бы у вас дом обвалился, у вас бы уже в гостинице места были бы забронированы, и вы бы там вылеживались», — в гневе кричали женщины на представительницу администрации Советского округа.
В итоге спустя час к дому подогнали автобус и жильцы остались пережидать эту беспокойную ночь, пытаясь уснуть сидя.
НГС.ОМСК следит за развитием ситуации.