В России растет количество жестких дискаунтеров — магазинов-складов с недорогими товарами. В народе их пренебрежительно называют «нищемаркетами», хотя в последнее время среди посетителей можно встретить людей, далеких от черты бедности, а на парковках всё чаще выстраиваются солидные автомобили. Конечно, рост продовольственной инфляции сыграл в этом не последнюю роль, но факт остается фактом — россияне давно не считают поход в «нищемаркет» чем-то зазорным. NGS55.RU решил выяснить, почему омичи стали всё чаще посещать хард-дискаунтеры и каким товарам экономкласса они отдают предпочтение.
Принцип существования жестких дискаунтеров строится на тотальной экономии: минимум маркетинга, минимум сотрудников, непритязательность при выборе площадей под аренду и прямая договоренность с поставщиками позволяют держать цены на низком уровне. Пожалуй, ценники являются главной приманкой для покупателей, хотя кого-то привлекает постоянное обновление ассортимента и возможность попробовать продукты, которые не купишь в магазинах популярных сетей.
Для исследования мы выбрали «нищемаркет», который находится в пяти минутах езды от центра города, хотя в основном такие магазины открываются на окраинах. Глаза не сразу привыкают к приглушенному свету в помещении — похоже, на электроэнергии здесь тоже стараются сэкономить. В зале ощущается запах картона: многие товары лежат прямо в коробках: отсутствие нормальной выкладки — еще одно условие, с которым покупателям приходится мириться ради дисконта. Омичи лавируют между хаотично расставленных палет, стеллажей и корзин в поисках выгодных покупок. Несмотря на будний день, в магазине немало посетителей, хотя в условном супермаркете «у дома» покупателей в это время скапливается больше.
Честно говоря, мы опасались, что омичи не захотят обсуждать далекое от премиального содержимое своих корзин. Но несмотря на конец рабочего дня, многие из покупателей пребывали в отличном настроении, охотно общались и демонстрировали свои покупки.
Омичка Ольга пришла в магазин вместе с супругом:
— Закупаемся здесь, потому что цены приемлемые и свежие продукты. Конечно, сюда мы очень редко приезжаем. А берем одни и те же товары: то, что нами уже проверено и одобрено. Здесь бывает и клубника, и виноград дешевый по осени, хороший. Стоит сюда заглядывать иногда.
В зале громко играет радио «Ваня». В отличие от магазинов популярных сетей, где с недавних пор стало считаться хорошим тоном запускать специальные дорожки «для супермаркетов», в дискаунтерах с музыкальным сопровождением не заморачиваются. Покупатель, пытаясь перекричать музыку, спрашивает у кассира, где лежит монтажная пена. Больше спросить не у кого — сотрудников в магазине немного: и это еще один принцип экономии.
Светлана набирает продукты — в корзинку ложится пачка фунчозы, бутылка подсолнечного масла и несколько упаковок кофе.
— Забежала, чтобы на весь наш коллектив кофе взять, потому что здесь цена такая, что можно закупиться сразу на 15 человек. А вообще я сюда редко захожу, хоть и живу рядом. Но кофе, который здесь мы закупаем, все сотрудники хвалят, вот он действительно хороший. Ну вот я пришла за кофе, а набрала целую корзину, — смеется омичка.
Ассортимент некоторых видов товара ограничен: например, если ты пришел за майонезом, придется выбирать из двух-трех видов. А вот мороженого здесь на удивление много: у стены стоит несколько холодильников. У одного из них замерла пенсионерка со строгим лицом. Женщина говорит, что здесь она нечастая гостья:
— Ребенка привела на английский. Пока он на уроке, мне некуда пойти, вот и зашла сюда. Очень редко бываю в этом месте. В основном закупаюсь в магазинах у дома.
В жестких дискаунтерах в основном представлены товары от производителей-ноунеймов. Рекламу такой продукции вы вряд ли увидите по телевизору. Товары популярных марок встречаются редко, но при желании их тоже можно найти. Например, за 174 рубля продается огромная пачка чипсов очень известного бренда. Правда, есть только один вид — со вкусом краба, который многие относят к разряду «на любителя». Есть и томатная паста марки, которая у многих на слуху, но опять же, у банки очень большой объем, который скорее подойдет для столовой, чем для домашнего холодильника, если, конечно, вы не варите по 10 литров борща в день. Импортные товары тоже можно найти: например, замороженная клубника приехала из Египта, а некоторые виды лапши быстрого приготовления — из Южной Кореи и Китая.
Пожалуй, нужно обладать определенным запасом смелости, чтобы купить в дискаунтере мясо или рыбу. Но семейная пара с тележкой, заполненной несколькими сортами рыбы, успокаивает: брать можно.
— Мы здесь часто покупаем рыбу. Мойву вот взяли для кошки. Камбала здесь дешевле, чем везде, но сегодня ее почему-то нет. Скумбрия тоже дешевле, свежая. Что-то из мясных продуктов можем взять, но сегодня даже не знаю, что выбрать, муж пока присматривается. Помазушки на хлеб берем — неплохие. Ну и многое тут дешевле, чем везде. Еще мой старший сын любит вот такую корейскую морковь, — омичка показывает на лежащую в ее корзине упаковку, — мы ее покупаем постоянно. Тесто слоеное берем, оно тут дешевле — 48 рублей за упаковку, а в других магазинах наверное уже по 100 рублей стоит.
В отделе с заморозкой ощущается холод. В тесноте этого крайне популярного среди покупателей закутка то и дело происходят маленькие ДТП — сталкиваются тележки. Омичи вежливо извиняются друг перед другом и продолжают изучать товар. Внимание многих привлекает лоток с овощами и фруктами — есть тут и болгарские перцы (правда, их цена не отличается от стоимости в обычных магазинах — за килограмм нужно отдать более 300 рублей). Перцы выглядят бодро, а вот в кучке киви затесались плоды, покрытые плесенью.
У одного из стеллажей со скучающим видом разглядывают товары две юные девушки. Выясняем, что они работают в кальянной, которая расположена по соседству с магазином. И несмотря на вечер, отсчет их рабочего времени только начинается. Сегодня девушки зашли в магазин в поисках быстрого перекуса.
— Пришли купить что-то поесть. Мы тут рядышком работаем, больше ходить некуда. Ну и дешевле тут. Обычно закупаемся чем-то, что можно быстро приготовить. Берем овсяные хлопья, лапшу быстрого приготовления...
— А сладости?
— А нам сладкого и не хочется, если только йогурты. А так лучше колбасы возьмем.
Примерно половину площади магазина занимают хозтовары — всевозможная утварь для сада, бытовая химия, пластиковая тара. Многие покупатели приходят в дискаунтеры как раз ради этого отдела. Внимание нашего фотокорреспондента Евгения Софийчука привлекают высокие резиновые сапоги — такие бы идеально подошли для командировки в затопленный Усть-Ишим.
Молодая омичка Ольга признается, что обычно закупается в магазине у дома, а в дискаунтеры ходит очень редко. Однако среди представленных в этом магазине товаров у нее есть любимое лакомство — шоколадные козинаки.
— Грибы здесь классные — ну шампиньоны они и есть шампиньоны. Решила еще сладкий перец взять на пробу. Тесто тут хорошее, сыр взяла, который во всех магазинах продается. Еще здесь много интересных товаров для автомобилистов.
Еще один наш собеседник — Ренат катит перед собой тележку, в которой лежат яблоки, сладкая кукуруза, пачка вареников, крабовые палочки и даже кальмары:
— Качество здесь нормальное, меня всё устраивает, ничего плохого не могу сказать. Берем в основном почти одно и то же. Овощи и фрукты свежие, хотя в продаже они есть не всегда. Помидоры, огурцы, грибы. Нормальное всё. Но больше всего мне здесь нравится ассортимент строительных товаров. Вот недавно садовую тачку взял. Качество среднее, но главное, с работой справляется.
Пенсионерка Галина Дмитриевна в свои 74 года работает в буфете при больнице и старается на всём экономить:
— Нам если что-то понравится с дедом, потом закупаем здесь постоянно. Корейку, сыр с собой на работу беру. Я на 47-м автобусе сюда мотаюсь, бываю довольно часто.
Еще одна пенсионерка — Ольга Владимировна — покупает в дискаунтере товары для дачи и тушенку.
— В основном покупаю здесь хозяйственные товары, они дешевле и в принципе не уступают по качеству тем, что я беру в других магазинах. Шампуни, гели, мыло... Консервы могу здесь купить, зефир в шоколаде мне тут нравится — дешевый. А вот сыры, колбасы и конфеты я бы не советовала здесь брать, я в этом разбираюсь. Вот сегодня в первый раз взяла на пробу корейку, посмотрим, какого она качества. Нектарины как-то брала, но они оказались зеленые, хотя они во многих магазинах неспелые продаются, не только здесь. А так, в принципе, батарейки за 10 рублей мы здесь взяли — в часы и в пульты вставили. Шланг в том году купили на дачу за 600 рублей, уже второй год пользуемся. Лампочки, фонарики покупаю только здесь.
Желающие на всём сэкономить пенсионеры, как ни странно, не являются основной аудиторией дискаунтеров. Недавнее исследование холдинга «Ромир» выявило, что среди россиян, посещающих такие магазины, больше всего людей в возрасте от 25 до 34 лет. При этом 91% респондентов не испытывает чувства неловкости при совершении покупок в «нищемаркетах». Вполне вероятно, что количество таких магазинов в Омске будет только расти — на сегодняшний день в нашем городе представлены далеко не все популярные среди россиян жесткие дискаунтеры.