Молодая омичка Екатерина Соломатина вот уже десять лет смотрит на мир через объектив фотокамеры. Из-под щелчка её фотоаппарата рождаются завораживающие снимки.
Екатерина начала заниматься фотографией еще в школьные годы.
— Сначала я снимала на телефон, потом на мыльницу. Это были бытовые зарисовки: осенний лист в луже, забор, огрызок яблока, зубные щетки. Потом родители купили мне «зеркалку» любительского уровня. Довольно долго я фотографировала для себя и своих друзей, пока однажды не решила монетизировать своё хобби. Моей первой коммерческой съемкой стала «лавстори» за 300 рублей, — вспоминает Екатерина.
Девушка признается, что во время первых фотосессий ей приходилось буквально преступать через себя.
— Поначалу мне было сложно общаться с незнакомыми людьми. Я была робкой и закрытой. Благодаря работе фотографа я, наконец, вышла из своей зоны комфорта.
В прошлом году Екатерина полностью отказалась от свадебных съемок, семейных фотосессий и «лавстори» и решила сосредоточиться на жанрах, которые больше тяготеют к искусству.
— Фотографов, которым действительно в кайф снимать любовь и все эти мимишные истории, на самом деле очень мало. Да и 12 часов часов подряд стоять на ногах и снимать пьяных гостей — сомнительное удовольствие, даже несмотря на то, что это приносит неплохую прибыль. Мне хочется рассказывать при помощи фотографии сказки, разворачивать целые мистические миры, — объясняет Екатерина.
— Я иду за вдохновением на сайт Pinterest. Путешествие может затянуться на несколько часов. Беру оттуда какие-то образы и потом соединяю их в одну концепцию. Где-то понравилась одежда, где-то локация, поза, макияж, атмосфера, цвет. Храню бережно все фотографии, которые однажды меня вдохновили. Перед съемками иногда не могу долго заснуть. Тщательно прорисовываю план съемки, продумываю все детали. Я очень хочу собрать команду из единомышленников: очень не хватает профессионального стилиста и визажиста. Но пока наша «drem team» состоит из двух человек — меня и подруги. Она создает одежду и бутафорию для фотосъемок. От моделей я обычно никаких сверхспособностей не требую, да и с профессиональными моделями не работаю. Ко мне приходят обычные люди, как мы с вами — с переживаниями, страхами и неумением позировать. Это нормально и даже прекрасно. Получаются живые люди, не восковые. Программой Photoshop я, конечно, пользуюсь, но в основном прибегаю к цветокоррекции и ретуши. Я стремлюсь к тому, чтобы мои фотографии максимально были похожи на кадры из документального фильма — чтобы было ощущение абсолютной реальности происходящего. Будто ты случайно заглянул в лес и действительно увидел проходящего мимо духа или фавна. Иногда я думаю, что, наверное, было бы проще нарисовать картину, чем сделать фотографию — некоторые идеи слишком сложно физически реализовать.
Несколько лет назад Екатерина увидела необычную короткометражку одного европейского режиссера. Девушку поразили кадры, на которых парень в черной маске пластично двигался в танце. Она загорелась желанием запечатлеть что-то похожее на фотографии.
— Я попросила подругу сделать такую же маску. И она сделала! Спустя пять лет (смеется). Потом нужно было решить непростую задачу — найти модель. Я обратилась за помощью к одному из участников театра мод «ОбраZ». И вот настал день съемки. Я включаю фотоаппарат, модель надевает маску и начинает плавно извиваться в танце… И я понимаю, что реализовала картинку, о которой грезила целых пять лет! Она воплотилась в реальном мире! Это был эстетический оргазм! Хотелось просто отложить фотоаппарат и смотреть, как мечта сбывается.
Екатерина рассказывает, что любит проводить съёмки в пасмурную погоду. Ей нравится туман, холодные тени, мрачное небо.
— Однажды в очень холодную погоду мне довелось фотографировать компанию девушек в образе ведьм. Кстати, все модели были татуировщицами. Они привезли с собой реквизит — около 50 тыкв, и мы сложили их горкой. Очень замёрзли, пока готовились к съёмкам, но это было лишь начало! Нужно было ждать заката — день выдался беспощадно солнечным. Солнце опускалось всё ниже и становилось ещё холоднее. К началу съемок я и модели стучали зубами от холода. Когда солнце касается горизонта, у тебя есть минут 15, пока не стемнело. Отсняли всё очень быстро. Но получилось здорово! — вспоминает Екатерина.
Девушке нравится, когда модели приходят к ней на съёмки со своими идеями.
— Очень запоминающейся была съёмка с одним заказчиком из Москвы. Он пришёл ко мне со своими идеями — принес с собой на фотосессию настоящую дымовую шашку. Во время работы мы подожгли её и сфотографировали его в клубах дыма. Получилось очень атмосферно.
Фотограф не любит, когда модель встаёт в нарочито красивую позу и пытается казаться в кадре не тем, кем является на самом деле.
— Иногда у меня случаются творческие кризисы. Чтобы выйти из этого состояния, я ищу человека на бесплатную фотосессию поэкспериментировать. Во время портретной съёмки я нещадно использую затвор: беспрерывно нажимаю на кнопку. Потом отсеиваю львиную долю снимков. Мне хочется показать человека таким, какой он есть на самом деле. Это мгновения, поймать которые иногда непросто. С одним человеком перед съёмкой нужно разговаривать, с другим, наоборот, молчать, слушать музыку или пить чай. Была однажды такая история: я приехала домой к одной малознакомой девушке — она откликнулась на предложение посниматься в домашней обстановке. Перед фотосессией я предупредила модель: «Ты только, пожалуйста, не наряжайся, будь в домашнем». Обещание модель, конечно, не сдержала — подготовилась как на праздник. Девушка не могла сдержать волнение, суетилась, пыталась принять неподобающую позу. Тогда я просто поставила перед ней фотоаппарат и щёлкала затвором около минуты. За это время она отсмеялась — это была защитная реакция, а дальше расслабилась, сняла все маски и началась полноценная съемка. Работая над этим проектом, я сделала около тысячи кадров и поставила перед собой задачу выбрать одну единственную, но лучшую фотографию — там, где человек настоящий. Вообще считаю, что один из важнейших навыков фотографа — это тщательный, скрупулезный отбор материала.
— Моя любимая локация в Омске — парк Победы, большая территория с каким-никаким разнообразием пейзажа. Не хватает, конечно, и гор, и морей, и мшистых лесов с выкрученными деревьями. Наша природа для меня скучновата. Для одной из своих фотосессий мы искали за городом папоротник, столько времени потратили на поиски — не нашли. А вот на Алтае столько красоты — я всё думала, вот сюда бы модель! Я не признаю студийную съемку, неуютно работать в замкнутом пространстве с искусственным светом. Мне нужен простор, объем пространства.
Многие говорят, что мои фотографии мрачные, но в жизни я довольно позитивный и жизнерадостный человек. Вообще, несмотря на все эти мистические образы, рога и устрашающие маски, я чувствую, что мои персонажи не злы и не агрессивны. Он немного меланхоличные, но добрые и светлые.