Проблемы заваленных снегом улиц коснулись не только Омска — в области эта проблема намного серьезнее. 5 марта в омских пабликах соцсети «ВКонтакте» опубликовали фотографии из села Красная Горка (Омский район), где дети в буквальном смысле ползли по сугробам, пытаясь добраться до школы. На эти записи и публикации в СМИ моментально отреагировали в областной прокуратуре и следкоме, а позднее тема раздулась до федерального масштаба. В комментариях также возникло много вопросов к этой ситуации. Действительно ли не было другой дороги, по которой дети могли добраться в школу? Почему нет транспорта, который подвозил бы детей к школе из отдаленных точек села? Корреспондент NGS55.RU Виктор Старцев и фотограф Елена Латыпова отправились в Красную Горку, чтобы пообщаться с матерью одного из детей с фотографий и директором местной школы, а также своими глазами взглянуть на ту самую тропу.
По иронии судьбы день, когда мы отправились в Красную Горку, оказался очень снежным: из-за метели не было видно, что происходит вокруг, свежевыпавший снег слепил глаза, а сугробы грозились вырасти до невообразимых размеров. На окраине села, на улице Солнечной, практически посреди того самого поля, через которое ползли дети на пути в школу, и стоял дом главных героев. Мы решили проверить, насколько тяжело будет пробивать себе дорогу по полю, и сразу же провалились в снег по колено.
Ольга Казакова, мать одного из детей с фотографий (8-летнего Лёвы), поначалу не хотела приглашать нас к себе в дом, поскольку проблема «уже решилась» и сейчас остается только ждать, что будет дальше. Но затем мы всё же сумели пообщаться с женщиной, и она рассказала о ситуации. Оказалось, что их семья переехала сюда лишь в прошлом году, и сын Лёва в сентябре пошел в первый класс. Ходить пешком в школу было не так трудно. Путь пролегал через поле, мимо заброшенного здания до улицы Лагерной, откуда, шагая по обочине, можно добраться до школы. Главные проблемы начались зимой.
— Конец января — февраль начались, снег пошел, проблемы добавились. Я вручную ходила и чистила, когда трактор до заброшенного здания дочищал, там только аллейку слегка заметало, мы спокойно доходили. Потом трактор не стал до здания дочищать, а только до леса, а там уже хорошие такие заносы. Где-то по бровке пройдем, где-то прочистим, так и ходили в школу. Периодически ездили на «Газели», которая из города идет по утрам, — рассказала Ольга.
Женщина обращалась в администрацию Дружинского сельского поселения, где ей объяснили, что дорогу к их дому расчищать не будут, потому что это не улица. Отправлять детей в обход поля по автомобильной дороге было опасно — Ольга переживала, что дети будут идти по обочине рядом с машинами, а произойти в такой ситуации может всё что угодно.
— Путь неблизкий, ребенок устает в школе, отвлекается, невнимательный — мальчишка есть мальчишка. На общественном транспорте пытались ездить, но там то «Газели» ездят, то автобусы, меняется расписание, маршруты, иногда вообще машины не выходят. Со Старой деревни (улица в Красной Горке рядом с домом Казаковых. — Прим. ред.) постарше дети, в две смены, они успевают на общественный транспорт, а мы нет. Бывало, что я рано утром сына привезу, и он час еще до уроков сидит, — объяснила Ольга.
Сейчас детей возит в школу учитель начальных классов Красногорской школы Полина Колмогорцева, которая живет как раз на улице Старая деревня. Директор школы предлагала обратиться к учительнице еще в начале февраля, но Ольга постеснялась это сделать. Женщина объяснила это тем, что ни дети, ни учительница толком не знают друг друга, поэтому в школу приходилось добираться своими силами, пока это было возможно.
По словам директора школы Анны Тарасовой, до этого момента дети добирались в школу самостоятельно, несмотря на то что многие живут далеко. Но проблема с транспортом все-таки существует.
— В школе нет транспорта, потому что у нас нет подвоза: он предусматривается только из разных поселений, из разных сёл, а у нас село одно. У нас живет учитель начальных классов недалеко, я маме предложила обменяться номерами, чтобы ее детей отвозили. Но мама постеснялась первое время и только вчера-сегодня воспользовалась этой возможностью, — рассказала директор школы. — Мы будем нарабатывать на то, чтобы в школе был автобус, но сейчас федерация не готова предоставить нам транспорт. У нас в России все сёла большие, начнется ажиотаж, и тогда Омскому району придется иметь целый автопарк: у нас Дружино, Горячий Ключ, Мельничное. Я лично спрашивала у мамы, что же им нужно. Она говорила: «Пробейте нам дорогу, мы сами будем ходить». От их дома до школы — 25 минут, через поле — ровно два километра, в обход по лагерю — 2900 метров. Это действительно большое расстояние.
В феврале поле чистили. Я сама тракториста просила, чтобы он чистил эту дорогу. Но когда последние снегопады прошли, он сказал: «Анна Михайловна, я правда не могу, я сломаю трактор». После этого и начались проблемы. Еще и вчера-позавчера снег шел, сейчас идет, вечером пробили дорогу, а сегодня ее опять нет.
Советник главы Омского муниципального района по информационной политике Евгения Конышева рассказала NGS55.RU, что сегодня дорогу через поля расчистят от снега с помощью трактора. И это действительно оказалось правдой: мы заметили, что техника работала возле заброшенного здания — одного из ориентиров для идущих в школу детей. Но проблема в том, что дорога проходит по землям сельхозназначения и на балансе администрации Дружинского сельского поселения не стоит. Это значит, что тратить деньги из бюджета на чистку чиновники не имеют права, но, по словам Евгении Конышевой, «решают вопрос, кто будет в постоянном режиме заниматься очисткой и содержанием дороги».
Подвоз местные власти организовать пока тоже не могут, поскольку для этого нужно разработать и согласовать с Госавтоинспекцией отдельный маршрут, а также найти специально оборудованный для перевозки детей транспорт. Как и говорила директор школы Анна Тарасова, автобус не могли запустить раньше, из-за того что и школа, и отдаленные дома расположены на территории одного села.
— В дальнейшем будет рассмотрен вопрос о передаче транспортного средства Красногорской средней школе и организации подвоза обучающихся, — добавила Евгения Конышева.
Пока же детям придется ездить в школу на автомобиле учителя начальных классов и надеяться на то, что перемены придут совсем скоро и следующей зимой не нужно будет отправляться в марш-бросок по сугробам.