Режим самоизоляции в Омске введён, похоже, всерьёз и надолго. Дома приходится сидеть людям всех возрастов. При этом у взрослых есть разные варианты — удалёнка, административный отпуск или просто потеря работы (к сожалению, случается и такое), а вот детям приходится продолжать учёбу, но уже в новых условиях. Что это за зверь такой — «дистанционное обучение», — и чем он грозит детям и их родителям? Чтобы в этом немного разобраться, мы собрали мнения нескольких омичей. Точнее — омичек (никакого сексизма, просто так получилось).
«Решили поиздеваться над детьми»
— В первые дни было очень сложно, — рассказывает Анастасия. — Во-первых, двое детей на одном компьютере. Во-вторых, учителя сами ничего не понимают. Для всех это дистанционное обучение было в новинку. Мы не могли зайти на сайт Дневник.ру — сервер был перегружен. Не было возможности посмотреть задания, отправить ответы. В ход пошли все варианты — вотсап, «ВКонтакте», электронная почта. Сложно было сориентироваться, когда и кто кинул задание, куда отправлять ответы, чей это адрес. Учителям тоже было сложно, и они жаловались, что постоянно на телефоне, в экстремальной обстановке.
Женщина уверена: на полноценный учебный процесс это походит очень мало, и эффективность крайне низкая.
— Основная проблема здесь — очень сложно без учителя изучать новый материал, новые темы, — констатировала Анастасия. — Если возникают вопросы, приходится объяснять родителям, которые почти всё уже забыли. Благо появились какие-то видеоуроки, но не у всех есть доступ к сайтам, на которых эти видео выкладывают. Причём выяснилось это, как всегда, в последний момент.
Онлайн-уроки в этой конкретно школе не проводятся. Детям остаётся смотреть видео (тем, у кого есть такая возможность) и работать с присланными заданиями. Старший сын Анастасии сейчас в выпускном классе, но она до сих пор не знает, когда и в какой форме будут проводиться экзамены и даже будут ли они вообще.
— По ИЗО, — рассказывает она, — решили поиздеваться над детьми и дали им задание нарисовать пейзаж за окном. Всех это очень позабавило. А к экзаменам остаётся готовиться только самостоятельно. Учителя не справляются даже с подачей обычного материала, а на подготовку выпускников к экзаменам у них не остаётся ни возможности, ни времени, ни сил.
«Много времени уходит»
Ребёнок Татьяны пока только в начальной школе — и в её истории меньше драматизма.
— Первые два дня были серьёзные технические проблемы, — признала Татьяна. — Но потом всё наладилось. Главный ресурс для нас — Дневник.ру, там домашние задания и оценки. В вотсап приходят видеуроки и аудиозаписи по новому материалу, а выполненные задание мы отправляем на электронку учителю в виде фото.
В общем, здесь тоже приходится задействовать широкий спектр инструментов. И тоже не обойтись без деятельного родительского участия.
— У меня много времени уходит на то, чтобы уроки с ребёнком сделать, тему ему разжевать, — рассказала Татьяна. Видеоуроки, по её словам, крошечные, и помощь от них невелика.
«Ищет ГДЗ и заполняет»
Ещё одна наша респондентка, Наталья, не заметила особых изменений из-за перехода на дистанционку — возможно, из-за некоторых внутрисемейных проблем.
— Да он делает уроки, как всегда, — объяснила женщина нашему корреспонденту. — Как бог пошлёт. Двойка у него будет по русскому, он не знает, как расставлять запятые в обособленных предложениях…
Сын Натальи получает задания на Дневник.ру, выполняет их и отправляет учителю, но, по её словам, он сразу нашёл лёгкий путь.
— Ищет ГДЗ и заполняет, — раскрыла Наталья «секрет Полишинеля». — Говорит, все так делают. Учебники он не достаёт вообще!
«Портят нервы себе, а не мне»
А вот у Ксении всё сложилось отлично.
— Я счастлива, что мои дети хорошо владеют гаджетами, — рассказала она. — Иначе я бы офигела искать домашние задания по всем ресурсам от всех предметников, а потом биться в истерике, что всё виснет и не отправляется. Но, к счастью, они разбираются в этом сами и портят нервы себе, а не мне.
Школа, в которой учатся дети Ксении, видимо, более продвинутая: по основному набору предметов проходят онлайн-уроки.
— В целом процесс идет, — говорит омичка. — Вот буквально сегодня я была свидетелем уроков геометрии, физики и немецкого у одной из дочерей. Все выходили онлайн. Но вообще, прогуливает, кто хочет.
Старшая дочь Ксении учится ещё и в художественной школе, но там схема простая: во «ВКонтакте» выкладываются видеоуроки и даются задания для самостоятельных занятий.
— А у младшей по Zoom идут тренировки по акробатике, — объяснила Ксения.
С тривиальной школьной физкультурой обходятся без Zoom’а: физрук дал ученикам файлы с теорией спортивных игр, по которой будет тест, и видео для ежедневной зарядки. Теперь предполагается, что дети эту зарядку делают (на самом деле, видимо, нет).
Таким образом, дистанционное обучение для родителей школьников — это, скорее, неизбежное зло; при определённом везении можно минимизировать его последствия для внутрисемейных отношений и для образования ребёнка. Кстати, многие дети предпочли бы учиться, как обычно.
— Сами ученики считают, что традиционное обучение в здании школы лучше, эффективнее, понятнее, чем дистанционное, — рассказала нам Анастасия.
Однако решение о продлении или прекращении режима самоизоляции будет приниматься, исходя из совсем других соображений. Губернатор Бурков говорил о возможности новой вспышки пандемии — а значит, как минимум следующую неделю омским школьникам придётся провести дома.