Весной этого года омские власти надеются возродить речное пассажирское судоходство. Мэрии совместно с региональным Минстроем и АО «Омский речной порт» предстоит найти место для посадки и высадки пассажиров, а в областному правительству — решить вопрос о субсидировании пассажирских перевозок. Многие наши читатели с энтузиазмом восприняли эту новость и начали ностальгировать по временам, когда из Омска на теплоходе можно было доплыть до Тары или Павлодара. NGS55.RU решил вспомнить историю омского речного судоходства. Для этого мы обратились к заметкам старых омских газет и книге «Речные ворота Омска».
В середине позапрошлого века по Иртышу начали ходить довольно медлительные и неуклюжие деревянные или буксируемые баржи, которые перевозили лес, зерно и заодно пассажиров — в основном арестантов или переселенцев. Им приходилось часами находиться на палубе под открытым небом, несмотря на проливной дождь или ночное время суток.
Пароходы, тоже буксирные, сложно было назвать комфортными. Корреспондент тобольской газеты «Губернские ведомости» в 1883 году описывал свою поездку на пароходе как не самое приятное приключение: «Пароход был битком набит пассажирами... Тут были чиновники, мещане, поселенцы, военные чины. Была теснота и давка. Холодный северный ветер с дождем пронизывал всех насквозь. Искры из пароходной трубы обжигали головы и руки пассажиров. В 10 часов вечера была поставлена бутылка из-под зельтерской воды со вставленным в нее сальным огарком — и это освещение срочного парохода».
Пассажирские пароходы начали ходить по Иртышу лишь в начале 20 века, но людям по-прежнему приходилось испытывать неудобства: причалов для них на берегу тогда еще не было. Первый пассажирский дебаркадер появился на берегу Иртыша только после революции — теперь в ожидании теплохода можно было спрятаться от дождя и ветра.
В 1934 году в Омске появился речной вокзал, но строение было неказистым — два деревянных барака с табличкой «Омск» вряд ли вызывали гордость у местных речников. Однако пассажиропоток продолжал расти. На пароходе «Баррикадист» омичи могли доплыть до села Красная Горка, а на теплоходе «Омич» — добраться до Кировского городского округа. Кроме того, пассажиров перевозили небольшие катера «Лебедь», «Копчик», «Скворец», «Чайка» и «Гроза». В военные годы их переименовали в «Летчика», «Танкиста», «Моряка» и «Гавриила Селезнева».
Число пассажирских линий заметно увеличилось после войны. До Тары омичи добирались на пароходах «Урал» и «Менделеев», до Черлака — на «Баррикадисте», до совхоза № 46 (ныне — село Нижнеиртышское) — на газоходе «Моряк». А в июле 1954 года случилась маленькая революция: по Иртышу начали ходить теплоходы серии «Москвич», довольно быстрые и комфортные для того времени. К концу навигации 1955 года пассажирский флот порта насчитывал шесть таких «Москвичей». А спустя шесть лет от причалов старого речного вокзала впервые отплыл теплоход «Ракета-8», который мог развивать высокую скорость благодаря подводным крыльям. На нем омичи могли быстро добраться до Тары, Тевриза и Усть-Ишима. Уже осенью того же года «Ракета-8» попала в серьезную аварию — судно с пассажирами на борту столкнулось с теплоходом «Стрела». Среди обстоятельств, которые привели к этому происшествию, не последнюю роль сыграла высокая загруженность экипажа: на теплоходе, ежедневно совершающем рейс протяженностью 687 километров, работали только два члена командного состава. Забегая вперед, скажем, что в 90-е теплоход «Ракета-8» постигла незавидная участь — его использовали в качестве сарая на судоремонтном заводе.
В 1964 году в Омске открыли новый речной вокзал, построенный по проекту ленинградского архитектора Тимофея Садовского. Его возвели на месте основания омской крепости. К началу восьмидесятых годов речной вокзал обслуживал семь транзитных линий — на теплоходе или дизель-электроходе омичи могли отправиться в районы Омской области, Тару, Тобольск, Салехард или просто совершить неспешную водную экскурсию по Иртышу. На каждый новый сезон речной навигации приходилось 1400 пассажиров. Но после развала Советского Союза всё постепенно приходило в упадок — пассажирское судоходство сократилось, Иртыш обмелел, а речной вокзал стал развлекательным центром. В двухтысячных годах начались разговоры о необходимости углубления русла реки, но губернатор Леонид Полежаев был категорически против, считая, что это приведет к негативным процессам в экологической системе Иртыша и сужению его фарватера. Так или иначе на реке можно было все реже заметить пассажирские суда. В 2013 году после крушения теплохода «Полесье» туристический маршрут Омск — Ачаирский монастырь прекратил работу на неопределенное время. В итоге осталось лишь одно направление: Омск — Салехард, но и его отменили в 2020 году.
Новый губернатор Омской области Александр Бурков впервые заговорил о необходимости углубления Иртыша для развития промышленного и транспортного производства во время российско-казахстанского форума в 2019 году. А на недавнем заседании он заявил о необходимости создания прямого выхода на Северный морской путь. Южным же направлением — вверх по течению Иртыша через Казахстан до Китая — по мнению Буркова, нужно заниматься уже сейчас. Если верить обещаниям властей, этой весной омичи смогут добраться до другого региона на теплоходе. Совсем скоро мы узнаем, будут ли они исполнены.