После новогодних праздников заложенный в стоимость товара НДС возрастет до 20%. Ударит ли это по карманам омичей — разбираемся вместе с бывшим заместителем министра экономики, бизнесменом и депутатами.
Накануне Госдума в третьем, окончательном чтении приняла закон о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Изменения вступят в силу уже 1 января 2019 года. Мы решили разобраться, что такое НДС и как повышение этого налога отразится на простых омичах.
Налог на добавленную стоимость был изобретен французским экономистом Морисом Лоре в середине прошлого века. В России его ввели в 1992 году — в разгар постперестроечной эпохи. Инициатива принадлежала известному реформатору того времени — Егору Гайдару. Кстати, изначально НДС составлял 28%, затем его снизили до 20%, а позднее и до 18%.
По факту этот налог выплачивает продавец — его обязаны перечислять в федеральный бюджет все организации, которые продают свой товар или услугу дороже себестоимости. Отсюда и название: налог на добавленную стоимость. Но на деле всё оказывается несколько иначе: продавец закладывает сумму этого налога в стоимость товара. То есть в конечном итоге налоговое бремя перекладывается на покупателя.
Как правило, сумму налога можно увидеть в чеке — она выделена отдельной строкой. Есть определенные категории товаров, на которые НДС составляет лишь 10%. В России к ним относятся лекарства, детские товары и некоторые продукты питания. Для остальных товаров сумма налога на сегодняшний день составляет 18%.
В мае этого года президент Владимир Путин дал правительству список поручений, касающихся социально-экономического развития страны. Среди прочих — снижение уровня бедности россиян и вхождение России в список пяти крупнейших экономик мира. Правительство оценило расходы на исполнение «майских указов» президента в 8 трлн рублей. Эти деньги правительство решило найти при помощи нововведений, в том числе и новаций в налоговой сфере.
У повышения НДС не так много противников, как у нашумевшей пенсионной реформы. Большинство экспертов считает, что повышение налога пройдет практически безболезненно. Но кандидат экономических наук Сергей Евсеенко отмечает, что повод для беспокойства у рядовых омичей все-таки есть, пусть и не очень значительный:
— Естественно, повышение этого налога автоматически переключится на потребителя. Налоговая система бритвой отрежет то, что считает нужным. И отрежет прежде всего у простого населения. Без всякой анестезии. Покупательная способность омичей и так не очень велика, и, возможно, новый налог даст знать о себе её дальнейшим снижением. Вместе с тем я считаю повышение налога не настолько существенным, чтобы бить тревогу.
Известный омский ритейлер Арсен Пономарев считает, что повышение НДС и покупатели, и предприниматели практически не заметят:
— Покупателям паниковать рано — для них стоимость товара вырастет не более чем на 1,5%. Население пока окончательно не оправилось от кризиса, поэтому омичи в основном приобретают товары по акции и, я думаю, вряд ли изменят эту привычку в следующем году. Возможно, изменения будут заметны в начале года, но прежде всего на чеке скажется рост годовой инфляции.
Руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Наталья Орлова считает, что прямым последствием повышения налога на добавленную стоимость станет ускорение инфляции на 1%.
— К середине 2019 года уровень годовой инфляции может выйти на уровень 4,5–5%. Следует понимать, что повышение НДС — это как разовый шок. После того как оно будет заложено в уровень цен и в бизнес-проекты компаний, последствия будут исчерпаны. Иными словами, негативные эффекты от повышения НДС — это вопрос начала-середины 2019 года, — отмечает эксперт.
Руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Омской области Андрей Алехин не одобряет рост налога на товары:
— Прежде всего НДС ударит по кошельку простых людей. Поэтому, даже не будучи экспертом в экономической сфере, я категорически против этого нововведения.
Крайне отрицательно относится к повышению НДС и депутат от ЛДПР Алексей Ложкин:
— Это не та мера, которая может приниматься для пополнения бюджета. Самый эффективный способ — прогрессивная шкала налогообложения. Мы неоднократно говорим о том, что в России 150 топ-менеджеров крупных компаний, с суммарным доходом в 1 триллион рублей. Так пусть для них налоги повышают! Зачем в очередной раз грабить простых людей? Мы никогда не поддержим законы, доставляющие дискомфорт гражданам, в том числе и повышение НДС.
Фото НГС (1), Ивана Рейзвих (2)
Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77.