В ТЦ «Омский» открылась ярмарка «Народные промыслы». Стенды ремесленников разместили на первом этаже. На первый взгляд, торговых точек здесь не так-то уж и много — около 10 или чуть больше, однако есть на что поглазеть и есть с кем поговорить о жизни и творчестве. Корреспонденты NGS55.RU прогулялись по рядам омских ремесленников и узнали, что необычного они продают и кем работали до того, как хобби начало приносить прибыль.
Внимание привлекает мужчина, играющий на варгане. Он одет в шубу Деда Мороза, из-под которой проглядывает рубаха в старинном стиле. Дмитрий открыл магазин со старославянской атрибутикой пять лет назад. Свой товар он продает вместе с женой. За плечами у харизматичного омича обучение на повара. Потом он работал оператором внутренней логистики в гипермаркете METRO. Параллельно увлекался культурой славян: изучал узоры, орнаменты, одежду.
— Мы с супругой сами шьем и вышиваем традиционную славянскую одежду. Я рисую узор по музейному образцу в программе и на вышивальной машине, коих у меня три, делаю вышивку. Супруга конструирует одежду, выкраивает ее, сшивает, — поделился секретом изготовления старославянской одежды Дмитрий.
На его прилавке можно найти и кожаные браслеты, и деревянные гребни, и рушники, и доски с гвоздями. Продавец показывает валдайский колокольчик и говорит, что в Российской империи в XIX веке это был традиционный подарок и елочное украшение. В это время подходит пенсионерка и интересуется стоимостью восковых свечей. Они нужны ей для обрядов: утром и вечером она читает старославянские гимны. Омичка демонстрирует на себе юбку от этого бренда, говорит, что раньше купила здесь и платье. Ей в одежде из льна комфортно — «тело дышит».
Минуем стенды с милейшими игрушками ручной работы — зайцами, совами, драконами, где проработана каждая деталь. Проходим мимо ароматного мыла, еще какой-то мелочью и взгляд цепляет стойка с необычными украшениями. В их основе лежат настоящие листья, ветки и насекомые — бабочки, жуки и даже тарантул. Они покрыты гальванизированной медью.
— Листья хожу высматриваю везде целенаправленно. Насекомых тоже: снимаю с машин, по обочинам ищу их. Вот этих жуков-короедов я набрала, когда ездила на фестиваль под Томском. Толпа людей шла по дорожке, и никто под ноги не смотрел, а потом я вижу, что одного жука раздавили, другого. Я сама стараюсь насекомых не омертвлять, — рассказала создатель необычных украшений Татьяна Шмидт.
Она начала заниматься творчеством 10 лет назад, когда врачи обнаружили у нее рак. Тогда омичка поняла, что хочет основательно делать что-то для души (до этого она работала и администратором, и продавцом). Сейчас она в ремиссии. Женщина начинала с детских резиночек, потом работала с кожей и бусинами, увлеклась большими интерьерными цветами-светильниками, а три года назад увидела в интернете гальванику. Захотелось попробовать. А теперь это ремесло стало любимым делом.
Непростая история и у другой омички, продающей браслеты из натуральных камней и прочую мелочь. Девушка воспитывает ребенка с тяжелым заболеванием, потому выйти на постоянную работу не может. А ручная работа ее отвлекает от всех проблем, плюс на подобных ярмарках у нее появляется возможность выйти из дома и пообщаться.
Другой стенд с необычными объемными брошками в виде сказочных цветов тоже привлекает внимание. Это плоды фантазии пенсионерки Ларисы Кац. Омичка уже 11 лет мастерит из кожи и замши украшения и аксессуары — колье, сумки, ремни и косынки.
— До этого я работала инженером, потом вышла на пенсию и занялась вот этим делом. Никаких курсов я не оканчивала, сама до этого дошла своими мозгами и руками. Начинала с того, чтобы себя принарядить и украсить и не быть похожей на других. Я делаю украшения как себе.
Лариса Кац берет разноцветную брошь-хамелеон и показывает, с какими аксессуарами она может сочетаться. Изящными движениями выкладывает их на витрину. Затем просит меня взять в ладонь один из цветков, чтобы я поняла, какой он легкий. Честно признаться, омичка меня обворожила. Я уже представила, как прихожу в ее украшениях в офис, а коллеги делают мне комплименты, но вовремя опомнилась: я здесь по работе, и лишних 900–1600 рублей у меня нет.
И снова вязаные игрушки, аромасаше, подставки и ключницы из дерева, натуральная косметика — мази и кремы, чтобы ресницы и брови обрели густоту. Возле каждой точки можно долго стоять с разинутым ртом.
У ремесленников язык подвешен. Они могут рассказывать о своем товаре часами, но при этом слушать их интересно. Омич, продающий деревянные ложки с надписями «Оля, не жри», порекомендовал подняться на этаж выше и сфотографировать изделия другого мастера, которому рядом с остальными не досталось места.
Вячеслав Полонский мастерит объемную посуду и столы из дерева. У его стенда приятно пахнет льняным маслом, которым он обработал изделия. Этим ремеслом он занимается уже больше 8 лет. И оно стало его основным видом заработка. До этого времени он монтировал металлоконструкции на стройке. Одно из его самых дорогих творений стоит 25 тысяч рублей. Это сувель, нарост на дереве, который не так просто добыть, а потом еще нужно долго готовить к обработке.
— Покупает тот, кто разбирается в этом, кто любит дерево. Нередко мои изделия покупают в подарок, складываются коллективом, — рассказал Вячеслав.
Его точка была конечной в нашей прогулке по ярмарке. В целом она оставила приятное впечатление: за каждой поделкой и оригинальной вещью — руки мастера и долгие часы упорного труда. Вещи с такой историей точно не найдешь в массмаркетах. Главное — держать ухо востро, чтобы не уйти с полной корзиной сувениров и пустым кошельком.