Корреспондент НГС.ОМСК побывал в мастерской Александра Капралова в Москаленском районе — там были немногие
Его скульптуры знают все омичи, но редкий бывал там, где за вспышками электрода железо вдруг принимает неожиданные формы. Самое интересное — внутри. Скульптор Александр Капралов пригласил нас в свою мастерскую, расположенную в ста километрах от Омска.
Железный человек
А с виду и не скажешь, что ему уже столько лет — около трёх тысяч. Но мечты нас делают на миг счастливей и моложе: раскинув руки, отталкивается ногой как следует… Через секунду точно шлёпнется.
Романтик, фантазёр, фанатик. Железный человек бьётся раз за разом, но всё равно несёт его в небо. Этот Икар у Александра Капралова кочует из скульптуры в скульптуру — «Мечта», вторая «Мечта», третья «Мечта», «Полёт»... Образ постепенно обрастает всё более тонкими деталями. Ботинки всё более стоптанные, самолётик-символ — изящнее и легче...
Сейчас в мастерской Александра Капралова — десятки скульптур разной степени готовности. Нет, это не омская мастерская — та, по большей части, выполняет функции офиса и галереи. А вот рождаются работы в сотне километров от города — в посёлке Москаленки.
На москаленском элеваторе, что виднеется за окном, Александру Капралову в молодости довелось поработать охранником, когда с первой попытки не смог поступить в вуз. Вот и сторожил зерно с наганом 1941 года выпуска и удостоверением ВОХРа
Здесь куёт металл
В этой мастерской очень хотел побывать Евгений Евтушенко, но так ему и не довелось: возраст, плотный гастрольный график — вот и проходила каждая их встреча с Капраловым в Омске и чаще всего в темпе вальса. Знаменитый советский поэт был большим знатоком и коллекционером произведений искусства. Собственно, одну из своих работ ему вручал некто Пабло Пикассо. Сейчас в Переделкино, усадьбе шестидесятника, рядом с ней, а ещё с Матиссом и Шагалом стоит скульптура Александра Капралова.
Мне повезло чуть больше, чем Евгению Александровичу — в капраловской мастерской всё-таки удалось оказаться. Сложно представить человека, которого бы она не впечатлила. Однако же, обо всём по порядку.
Скульптор живёт на два дома сразу: в Москаленках — большая мастерская, дом и затворничество, в Омске — движение и люди. Пару дней там поживёт, пару там… Раньше думал окончательно переехать в город, но так, говорит, и не сложилось.
Идти по участку Капралова, не останавливаясь на каждом шагу, сможет, наверное, только совсем равнодушный человек. Но самое интересное внутри, в мастерских.
Для того, чтобы понять масштабы: в скульпторе метр девяносто. А Дон Кихот упирался головой в потолок. Он, оказывается, немаленький
Только не о Дон Кихоте
Не отходя от наковальни: про Дон Кихота. Ему Александр Капралов уже, кажется, и не рад — а ведь самая его известная, наверное, в народе скульптура. Но она стала для Капралова тем же, что «Плот» для Юрия Лозы и «Ты меня на рассвете разбудишь» для Алексея Рыбникова.
Он уже давно так не варит — ушёл далеко вперёд. Несколько раз предлагал городской администрации переделать Дон Кихота, но та навстречу не идёт. Нет, возможно, рациональное зерно в этом есть: каким рыцарь родился, такой пусть и пригождается. Но Капралова тоже можно понять, мыслит он по-другому: хотя бы потому, что привык переваривать работы, которые перестали нравиться. Другое дело — почему бы с тем нарочито топорным всадником не поставить Санчо Панса — совсем другого: в том виде, который Капралов способен дать ему сегодня. Дон Кихот проиграет? Вовсе нет — они ведь даже в книжке полные противоположности.
— Вот оно искусство, вечное! — смеётся скульптор.
Берёт обрезок трубы, и, не церемонясь, стукает по Икару. Тому, как шаману, — по барабану, ни царапинки. Нашёл же человек свой материал и способ… Сколько он уже сваял, не знает уже и сам. Что-то делалось на заказ, что-то разбиралось, но в целом счёт работам идёт под тысячу.
Новая Третьяковская?
Сейчас скульптор готовится к юбилейной выставке — в следующем году ему исполняется уже шестьдесят. Пока речь идёт ориентировочно о феврале месяце и двух залах в музее имени Врубеля. Скульптор выставит там около сотни самых разных своих работ — металла, дерева, графики…
Но кажется, что сейчас его даже в большей степени увлекает другая идея. Несколько лет назад Александр Николаевич практиковал такую штуку: раз в неделю открывал двери мастерской для всех желающих. Желающих, справедливости ради, было немного — по разным причинам. Так или иначе, сегодня скульптор хочет идею переосмыслить.
— Сделать бы здесь полноценную галерею — с хорошим светом, инсталляцией, как это сейчас принято говорить, — рассуждает Капралов. — Чтобы, когда меня не станет… Конечно, работы тут много, но и есть ради чего стараться. Вот у меня есть коллекция из восьмидесяти работ — Кичигина, Муратова... Третьяковская галерея началась со ста с небольшим.
Что касается Икара, сходу его даже не подумаешь сравнивать с создателем-скульптором — уж больно разные. Но стоит приглядеться, и всё сходится. Романтик, фантазёр, фанатик. Железный человек.
Фото автора
Вы можете следить за главными новостями города в нашей группе «ВКонтакте»
Новости и фото отправляйте нам в редакцию в WhatsApp и Viber: 8–913–670–33–77.