Прошлой зимой немецкую общественность потряс суровый приговор двум молодым стритрейсерам, устроившим смертельное ДТП в самом центре Берлина. Как сообщает РИА Новости, молодые люди гоняли по городу со скоростью около 170 км/ч. На дорожном перекрестке один из гонщиков столкнулся с джипом, за рулем которого сидел 69-летний мужчина. Пенсионер скончался на месте аварии. Позже немецкий суд вынес обвинительный приговор по статье «Убийство» — автогонщиков-любителей приговорили к пожизненному сроку заключения.
Ежегодно в Омске происходят десятки страшных аварий. Зачастую причиной ДТП становится пренебрежение элементарными правилами дорожного движения, нарушение скоростного режима или поворот в запрещенном месте.
И если в зарубежных странах малейшее нарушение ПДД может обернуться для водителя огромным штрафом, а то и тюремным сроком, то в России даже виновники серьезных аварий зачастую отделываются очень мягким наказанием или вовсе уходят от ответственности. Это явление можно было бы причислить к прочим парадоксам российской правовой системы, если бы не странное поведение сотрудников ГИБДД.
«Никаких нарушений нет»
Перед тем как переходить улицу, пешеход должен убедиться в том, что все машины остановились и уступают ему дорогу. Знание этого правила не уберегло от беды 17-летнюю Веронику Гуллер.
Два года назад 53-летний водитель Toyota RAV4 сбил на Иртышской Набережной двух пешеходов — 21-летнего парня и 17-летнюю девушку. Родители юной омички до сих пор ищут правды у полиции.
14 сентября 2016 года 17-летняя Вероника Гуллер вместе с друзьями гуляла по городу. Компания молодых людей направлялась к набережной Иртыша. Как и положено, перед тем как переходить дорогу, они убедились, что машины их пропускают. Перед «зеброй» остановились три автомобиля. Вероника и её друг шагнули на проезжую часть. Неожиданно на высокой скорости на них вылетел автомобиль Toyota RAV4.
Вероника не помнит, что происходило в следующие секунды — она потеряла сознание. Свидетели рассказывают, что девушка осталась лежать на дороге в луже собственной крови. Потом приехала скорая. Медики оценили состояние Вероники как тяжелое. Девушку отвезли в БСМП-1. Там ей наложили швы на лицо и волосистую часть головы, а затем ввели в искусственную кому, чтобы избежать отека мозга. Следующие две недели Вероника провела в реанимации. К счастью, девушка осталась жива, но у неё появились проблемы со здоровьем.
В подобных случаях водителя прямо с места происшествия отправляют на медицинскую экспертизу. Это необходимо, чтобы определить, садился ли он за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Однако результаты этой экспертизы из материалов дела таинственным образом исчезли, как и результаты работы следственно-оперативной группы, рассказал отец Вероники. К материалам дела прилагался лишь чек теста на алкогольное опьянение с исправленной датой. Отказ от прохождения экспертизы в суде автоматически становится доказательством того, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения.
— Материалы допроса свидетелей и потерпевших были написаны таким почерком, что даже судья не смог их разобрать. Видимо, у дознавателя Кулакова и следователя Коптева были сломаны пальцы, — рассказывает Виктор Гуллер.
Отец девушки утверждает, что виновник аварии — Александр Бумбер, работал инструктором по вождению в автошколе «Ермак». В отношении него завели уголовное дело. По решению суда, ему ограничили свободу и лишили его водительских прав на один год. Также Бумбер отказался выплачивать компенсацию морального вреда потерпевшей. Виктор Гуллер посчитал такое наказание слишком мягким.
Кроме того, выяснилось, что это далеко не первый случай, когда Бумбер не уступил дорогу пешеходу. За неделю до ДТП Бумбер был оштрафован за аналогичное нарушение. Штрафы за превышение скорости и игнорирование пешеходов на проезжей части имелись в «послужном списке» Бумбера и ранее.
Отец сбитой на «зебре» девушки не верит полиции, которая утверждает, что виновник аварии был трезв. Мужчина обратился к начальнику отдела по расследованию ДТП СУ УМВД России по Омской области Алексею Липину. Но тот отказался разговаривать с отцом потерпевшей.
— Тогда я начал писать жалобы на инспектора ГИБДД, дознавателя и следователя. Но все инстанции, включая прокуратуру, отвечали, что нарушений в дознании и следствии не найдено, — рассказывает Виктор.
В отделе СБУ МВД, куда Виктор обратился с жалобой, факт фальсификации данных тоже не признали.
Утром задержали пьяным и отпустили — вечером сбил человека насмерть
Следователь Бабешко, который занимался делом о сбитой на «зебре» омичке Веронике Гуллер, когда-то расследовал дело о гибели лидера «Цепной реакции» Владимира Кабанова. В Омске его знали и уважали многие велосипедисты. Владимир читал в ДОСААФе лекции о безопасной езде на велосипеде, а также увлекался альпинизмом и парашютным спортом.
2 мая 2014 года Владимир Кабанов выехал на вечернюю велопрогулку вместе со своей знакомой — Екатериной Бутенко. На улице Сухой Пролёт его сбил пьяный водитель Павел Сутягин. Чуть позже Сутягина догнал на своей машине 24-летний водитель Сергей Пермяков — он стал невольным свидетелем ДТП и помешал мужчине скрыться с места происшествия. Пермякову удалось перегородить Сутягину дорогу на своем автомобиле. В октябре 2014 года Сутягина осудили за гибель велосипедиста, приговорив к трём с половиной годам колонии-поселения.
Однако уже после того, как был вынесен приговор, родители Владимира обнаружили множество нестыковок в расследовании дела о гибели их сына. Пенсионеры решили провести собственное расследование и запросили в УМВД сведения о всех нарушениях, которые когда-либо совершал Павел Сутягин. Выяснилось, что в ту роковую дату, 2 мая 2014 года, в 11 часов утра сотрудники ГИБДД остановили Сутягина на улице Луговой, составили на него протокол за управление автомобилем в нетрезвом виде. И…отпустили.
О том, что произошло через несколько часов, можно узнать из показаний свидетеля Пермякова.
«2 мая около 18:40 он (Сергей Пермяков) ехал по улице Сухой Пролёт. Впереди ехал автомобиль "Форд Фьюжн" белого цвета, он ехал, виляя, периодически выезжал на обочину. Когда он проехал железнодорожный мост, то видел, что в попутном ему направлении двигаются два велосипедиста. <...> Когда они проехали примерно 200 метров от железнодорожного моста, он увидел как автомобиль "Форд" допустил наезд на велосипедистов, сначала на девушку, потом на мужчину и, не останавливаясь, продолжил движение. <...> После наезда автомобиль "Форд" съехал на обочину и проехал по ней 30 метров, увеличивая скорость. Пермяков решил догнать данный автомобиль и задержать водителя. Догнал данный автомобиль он на улице Воровского <...> От водителя исходил сильный запах алкоголя. <...> Примерно через 20 минут приехали сотрудники ДПС, сотрудники ГИБДД забрали мужчину и автомобиль и поехали к месту наезда на велосипедистов».
За вождение в пьяном виде Сутягин получил административное наказание. Это дело рассматривали отдельно — в мировом суде. Однако в постановлении мирового суда указано, что Сутягин был задержан на Луговой за вождение в пьяном виде 2 мая не в 11 часов утра, а в 21 час. Странное дело, ведь согласно протоколу, который был составлен на месте аварии, в это время он уже находился на месте ДТП на улице Сухой Пролёт, где вовсю работали сотрудники ГИБДД.
Как же так получилось? Мать погибшего велосипедиста Элеонора Кабанова считает, что ответ на этот вопрос прост — перед тем, как направить определение о передаче административного дела в мировой суд, инспекторы исправили цифру 11 на 21. Чтобы не было вопросов, почему потенциально опасного водителя оставили за рулём.
Более того, 2 мая в отношении виновника смертельного ДТП были заведены три дела по административным статьям — «Управление транспортным средством в нетрезвом виде», «Нарушение ПДД, повлекшее причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью» и «Оставление места ДТП». Хотя характер травмы, которую получил Владимир Кабанов, указывал на то, что следователи должны были возбудить уголовное дело прямо на месте происшествия. Уголовное дело действительно возбудили, но спустя несколько дней, уже после того, как Кабанов скончался в больнице.
Сейчас супруги Кабановы хотят разобраться в действиях сотрудников ГИБДД. Они надеются, что следователи обратят внимание на нестыковки в деле о гибели Владимира Кабанова и пересмотрят действия сотрудников полиции. Супруги обращались к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. Но пока получали лишь отказы. Следователи считают, что инспекторы ДПС составляли процессуальные документы без нарушений.
Тем временем в сводках новостей продолжают появляться сообщения об авариях, виновниками которых становятся пьяные водители...