Бизнес Спецоперация на Украине подробности Падение выручки и параллельный импорт: как год санкций изменил омский бизнес

Падение выручки и параллельный импорт: как год санкций изменил омский бизнес

Омские предприниматели поделились опытом существования в новой реальности

Поведение покупателей тоже изменилось: люди менее охотно тратят деньги

Год назад, весной 2022 года, почти сразу после начала военной спецоперации на Украине, Россия оказалась в новой реальности: в отношении нашей страны были введены беспрецедентные санкции. К 7 марта 2022 года Россия стала мировым лидером по количеству наложенных на нее ограничений, опередив Иран.

За прошедший год поменялось многое: нас отключили от межбанковской системы SWIFT, из России ушли популярные производители одежды и мебели, даже привычный всем «Макдоналдс» сменил вывеску на «Вкусно — и точка». Но если многие злоключения и победы российской экономики были на виду, то сложности, с которыми пришлось столкнуться бизнесу в отдельно взятом городе, в Омске, были заметны не всем. Корреспондент NGS55.RU Ирина Буркина узнала у омских предпринимателей, как они пережили этот год.

Услуги и производство

Председатель омского отделения «Опоры России», а также учредитель федеральной сети центров дополнительного образования «Логос» Александр Дерябин отмечает, что наиболее уязвимым к санкциям оказался бизнес, ориентированный на товары и услуги. Причиной этому стало снижение покупательской способности.

— В целом и президент в своем послании Федеральному собранию, и представители бизнеса, и опросы, которые проводила «Опора России», показали, что бизнес проходит через этот период гораздо легче, чем ожидалось. Самыми тяжелыми были месяцы с весны по осень 2022 года, когда перестраивались логистические цепочки — были большие проблемы с поставками товаров, комплектующих, — вспоминает он.

По его словам, сейчас появились новые возможности для поставок большинства позиций, но некоторые товары пришлось заменить на аналоги. Цены стали выше, а доставка — дольше, но в целом найти решения удалось.

— Что касается периода, который начался в сентябре-октябре 2022 года и продолжается на данный момент, то в сфере B2С (сокращенно от business to consumer — «бизнес для потребителя», под которым подразумевают продажу товаров и услуг клиентам-физлицам для личного потребления. — Прим. ред.) в общей массе отмечается значительное снижение покупательской способности, где-то в полтора, а то и в два раза. Поэтому ключевым фактором восстановления экономики должна стать поддержка спроса со стороны населения. Также представители сегмента B2С отмечают ограниченность рекламных площадок: все мы знаем, что одна из популярных соцсетей оказалась под запретом, и альтернативных каналов продвижения услуг пока не появилось. Бизнесу приходится вкладывать больше денег в маркетинг, притом что количество заказов снизилось. Как решать этот вопрос — пока непонятно, — говорит Александр Дерябин.

Покупательский спрос ощутимо снизился, и сейчас все ожидания бизнеса направлены на его рост

Он отмечает, что в Омской области положительное влияние на бизнес сейчас оказывают льготные ставки по упрощенной системе налогообложения.

— Они позволяют инвестировать в дальнейшее развитие. Если говорить об отраслях, то наверное в довольно сложной ситуации оказались автодилеры, особенно те, кто был ориентирован на европейские бренды. Кому-то из них приходится переориентироваться на китайских производителей, а кому-то и закрываться. А вот у производителей мебели ситуация обратная — с уходом таких крупных игроков, как ИКЕА, многие местные производители отмечают рост продаж. В целом, в тех отраслях, где освободились ниши, у предпринимателей появились новые возможности для поставок определенных позиций — помог механизм параллельного импорта, — объясняет Александр Дерябин.

Подобную ситуацию можно наблюдать и в сфере производства, рассуждает эксперт, ведь компании, которым пришлось заниматься импортозамещением, сейчас растут.

— Однако инвестиционный цикл производства требует времени — поставка оборудования, даже из Китая, сегодня процесс не быстрый. Президент недавно заявил о том, что правительство ожидает рост спроса с апреля. Посмотрим, как будет развиваться ситуация, — отмечает Александр Дерябин.

Одежда

Основательница бренда AP design Анна Попадюк была готова к росту цен, но перед ней также стояла задача удержать персонал.

— Рост стоимости материалов был ожидаем. На какие-то позиции он составил 150% от стоимости января 2022 года. И это касается не только европейских поставщиков. Из-за санкций изменилась и логистика: доставки тканей из не такой уж и далекой от нас Турции увеличился до двух месяцев. Логично, что и себестоимость продукции увеличивалась. Мы со своей стороны честны с нашими покупателями: одежда, произведенная из тканей, закупленных до стремительного роста цен сохраняют себестоимость ниже. Однако, это не будет продолжаться бесконечно. К тому же, новые коллекции требуют новых закупов, а здесь уже другая цена. Перед моей студией стоит задача не просто выжить, а развиваться, даже в сложных условиях. Непросто держать на прежнем уровне зарплаты, когда у тебя всё завязано на себестоимости. Поэтому если игнорировать этот фактор люди начнут искать для себя более комфортные условия. Сейчас очень интересный период, требующий новых подходов и нестандартных решений, ведь у нас начался своеобразный «танец между двух огней»: мы должны стараться сдерживать стоимость реализации, учитывать нынешнюю себестоимость и сберечь свои команды подчиненных, — делится Анна Попадюк.

На фоне санкций покупатели стали проявлять больше интереса к российским производителям

Однако она выделяет и положительные итоги года — люди стали всё с большим интересом присматриваться к отечественным брендам.

— Мы получаем обратную связь от стилистов и покупателей «Теплицы омских брендов», в которой мы представляем коллекции омских дизайнеров — они довольны качеством, при этом конкуренция вышла на новый уровень: теперь нас сравнивают с европейскими раскрученными брендами, которые ушли с рынка. Потребителю нужен качественный продукт. Справедливости ради скажу, что на рынке появляется все больше «брендов», которые ничего своего не производят, а просто перешивают свои логотипы на дешевую некачественную одежду кустарного производства и продают в таком виде. И это тоже, судя по всему, востребовано среди населения. Просто целевые аудитории разные. Приятно смотреть на рост и развитие российских брендов. Правда. Растет новая конкуренция. Да, из-за санкций порой приходилось непросто, тем не менее я для себя вывела формулу: мы остаемся здесь, никуда не уезжаем и делаем всё, что он нас зависит, а именно — изготавливаем качественный продукт для российского потребителя. Это наша главная задача, — говорит Анна.

Общепит и b2b

Учредитель «Сибирской торговой компании» Михаил Деревянко отмечает, что одному из его проектов санкции пошли на пользу, а другой, весьма успешно развивавшийся до февраля 2022 года, беспощадно загубили.

— У меня есть две истории, связанных с санкциями и двумя разными бизнесами: одна печальная, вторая позитивная. Первый из этих проектов я запустил сразу после пандемии, после того как был вынужден закрыть бизнес в Китае из-за коронавируса. Эту бизнес-модель я там же, в Поднебесной, и подсмотрел. Мы поставили в офисах омских компаний холодильники и витрины с салатами, вторыми блюдами и напитками, стойки с кондитерскими изделиями и запустили приложение, через которое всё это можно было покупать. Таких точек у нас было около тридцати, — рассказывает Михаил Деревянко.

Около года всё развивалось хорошо — каждый месяц размер выручки увеличивался примерно на 30%, и предприниматель планировал заходить в другие регионы, внедрять в работу систему искусственного интеллекта.

— Как минимум хотели сделать вторую «Додо Пиццу». Но после февраля 2022 года, после начала всех известных событий, этот бизнес схлопнулся буквально до нуля. Повлияло то, что нас отключили от платежных систем Apple Pay и Google Pay, а у нас около 30% покупателей пользовались именно этими сервисами. Затем с марта по июнь в оптовом канале четыре раза поднимались цены, а зарплаты у людей не росли — соответственно, резко снижалась покупательская способность. Цены пришлось поднять, и за счет их роста размер выручки остался практически на прежнем уровне, а вот количество чеков значительно уменьшилось — с 800 до 250 в день. Люди перестали покупать готовую еду, и появилась просрочка. А поскольку наценка на продукцию и так была небольшой, получилось так, что одно просроченное блюдо убивало прибыль сразу пяти проданных. Мы привозили меньше, люди возмущались, что у нас стоит всего пять тарелок готовой еды. Привозили больше — блюда оставались невостребованными и уходили в просрочку. С июля компания начала работать в операционный минус. Мы думали, что улучшим ситуацию, открыв свое пищевое производство, — это позволило бы делать стопроцентную наценку на готовую еду и решить проблему падения выручки. В августе мы подали заявку на заём в омском Фонде поддержки предпринимательства и нам его одобрили. Но потом началась мобилизация и мы снова оказались в непонятной ситуации — были опасения, что мы возьмем кредит, а меня мобилизуют и семья останется с долгами, — вспоминает Михаил.

В итоге этот бизнес пришлось свернуть. Зато перед предпринимателем открылись другие двери.

— Мои отношения с Китаем не прерывались, и я часто помогал людям, которые ко мне обращались за помощью, если им нужно было найти какие-то китайские товары и услуги, а также контрагентов и производителей. На этих посреднических операциях я зарабатывал всегда, но когда на нас обрушился очередной пакет санкций и обрубилось огромное количество цепочек поставок оборудования и сырья, закупаемого на Западе, поток обращений стал огромным. В этом направлении был очень большой всплеск — в период с марта по июль я сделал намного больше контрактов, чем обычно делаю за год. Это направление сейчас стало для меня основным — я хочу собрать команду, наладить системность и построить на нем бизнес, — говорит Михаил Деревянко.

Кинопрокат

Чтобы выжить, кинотеатрам приходится искать новые пути взаимодействия со зрителем

Директор кинотеатров «Первомайский и «Слава» Дмитрий Савельев в первые дни этого года радовался большим кассовым сборам, но потом зрители почему-то снова перестали ходить в кино. Он не связывает это напрямую с санкциями, однако и они сыграли определенную роль в кризисе индустрии кинопроката, едва оправившейся от пандемии коронавируса.

— За прошедший год, с уходом западных компаний, создававших основной контент для кинотеатров, мы потеряли приличную часть выручки. Это стало дополнительным ударом, с учетом того, что к моменту введения санкций мы еще не окончательно оклемались от последствий пандемии коронавируса, когда кинотеатры пустовали по несколько месяцев, — вспоминает Дмитрий Савельев.

Бизнесмен говорит, что ищет выходы в плотной работе по программе «Пушкинская карта» и сотрудничестве со школами в плане патриотического воспитания, уроков мужества: детям показывают тематические фильмы, проводят для них открытые уроки.

— И чего уж там скрывать, все уже об этом знают, мы тоже работаем по параллельному импорту. Без него было бы совсем тяжело. Ничего страшного в этом нет, зарубежные фильмы проходят лицензионную комиссию — их проверяют на отсутствие пропаганды ЛГБТ в соответствии с новым законом. К тому же с денег, заработанных на показах иностранного кино, мы выплачиваем налоги, а эти деньги для нашего государства не лишние. Сейчас мы ждем, как решится вопрос с законопроектом о принудительном лицензировании зарубежного контента (он предполагает лицензирование через суд кинокартин, создаваемых компаниями из так называемых недружественных стран. — Прим. ред.). Новогодний уик-энд был хорош в этом году — зрители пошли на «Чебурашку», но сейчас всё возвращается к цифрам 2020 и 2021 года. Почему — непонятно. Фильмы идут неплохие. Возможно, меняется поколение, а мы как индустрия тонкой настройки ощутили это первыми. По бизнесу, связанному с арендой недвижимости, особых изменений нет, — заключает он.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства