Бизнес Кто владеет Омском обзор «Нищемаркеты» в Омске: рассказываем, кто богатеет на «магазинах для бедных»

«Нищемаркеты» в Омске: рассказываем, кто богатеет на «магазинах для бедных»

Дискаунтеры зарабатывают миллиарды на покупателях, которые экономят каждую копейку

Хорошее освещение и широкие проходы в дискаунтерах — приятное исключение

Денежные доходы омичей выросли на 16% по сравнению с прошлым годом, но вряд ли из-за рекордной инфляции они это заметили. Реально денег в кошельках, подсчитали статистики, стало даже на 3% меньше. Омичи вынуждены экономить и, судя по данным Омскстата, прежде всего на еде. Доля расходов на продукты питания сократилась не на 3%, а практически на 20%. Неудивительно, что как грибы после дождя в Омской области плодятся дискаунтеры — магазины низких цен. В отличие от их постоянных посетителей они на доходы не жалуются. Сегодня рассказываем, кому принадлежат так называемые «нищемаркеты» и сколько они зарабатывают.

«Низкоцен»

Магазины, изначально рассчитанные на бедные слои населения, стали пользоваться спросом у среднего класса

«Низкоцен» — первый продуктовый дискаунтер родом из Омска. Правда, в 2009 году, когда сеть магазинов-складов вышла на местный рынок, такие слова в городе, а уж тем более в районных центрах, на которые рассчитана бизнес-модель, были еще не в ходу. Формат быстро прижился, да так хорошо, что ООО «Холлифуд», которое управляет «Низкоценами» и мини-маркетами «Продукты 24», через 5 лет вошло в полсотни самых быстрорастущих компаний России.

Формат, типичный для дискаунтера: аскетичный интерьер, палетная выкладка товара и отсутствие скоропортящихся продуктов в ассортименте (мяса, рыбы, овощей и фруктов), что позволило в разы снизить товарную наценку. Сейчас в Омской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской и Курганской областях, а также в Алтайском крае, по данным официального сайта компании, работает 71 «Низкоцен». Но в Казахстане, куда «Холлифуд» забросил свою сеть в 2015 году, такой формат не зашел. Вместо «Низкоценов» в итоге там решили открывать магазины «у дома» под новым брендом Inmart, и за 5 лет их количество достигло 52.

Кстати, если в самом начале «Низкоцен» торговал исключительно продовольственными товарами, то сейчас он позиционируется как магазин, в котором есть всё. Такой сельский гипермаркет.

Владельцы «Холлифуда» — Виктор Шкуренко и Дмитрий Шадрин. «Холлифуд» создавался как структурное подразделение дистрибьюторской компании «Торговый дом Шкуренко», но быстро стал самостоятельным бизнесом. Выручка «Холлифуда» по итогам 2021 года превысила 8,3 миллиарда рублей (+2% к показателю 2020 года), чистая прибыль приблизилась к 1,7 миллиона рублей (рост в 4 раза). Предприниматели также активно развивают гипермаркеты «Победа!», супермаркеты Eurospar, магазины-кулинарии «Дарим вкус», не считая сети магазинов бытовой техники «Сеть электро» и алкомаркетов «Градус».

«Светофор»

Продавец экономит место, покупатели — деньги

Торговая сеть «Светофор» работает в режиме «жесткого» дискаунтера. Это скорее склад, чем магазин: торговые помещения средней площадью 1000 кв. м на окраинах, минимальный ремонт, небольшой штат. А еще довольно узкий и специфический ассортимент — порядка 1500 наименований товаров малоизвестных брендов, частично с истекающими сроками годности. Зато и цены там обещают на 20% ниже среднерыночных. По словам бизнес-аналитика Ивана Федякова, чтобы получить товар еще дешевле, вам придется его украсть. Когда про магазины говорят «нищемаркеты», имеют в виду как раз такие.

В Омской области, как сообщается на сайте «Светофора», работает 21 магазин (в Омск сеть зашла в 2014 году), а всего — более 2200. Не только в России, но и в Китае, Румынии, Польше, Германии, Сербии, Казахстане и других странах (за рубежом сеть развивается под торговой маркой Mere). Первый магазин открылся в 2009 году в Красноярске, откуда родом основавшая «Светофоры» семья Шнайдер — супруги Валентина и Иван, а также их сыновья Андрей и Сергей. В рейтинге 200 богатейших бизнесменов России-2021 по версии Forbes она заняла 182-е место с состоянием 650 миллионов долларов США.

Как пишет СМИ, до «Светофоров» Шнайдеры занимались оптовой продажей пива и слабоалкогольных напитков, затем пивными магазинами «Напильник». И это почти всё, что известно о предпринимателях. «Они ведут скрытный образ жизни, на улицу выходят только по ночам», — шутил в комментарии Forbes один из их конкурентов.

Зато отчетность у компании прозрачная. В Омске магазинами сети управляет ООО «Торгсервис 55», 92,5% доли которого принадлежит Шнайдерам. Выручка компании за 2021 год составила 4,1 миллиарда рублей (+22%), чистая прибыль — 103,6 миллиона рублей (+5%). Кстати, ее бывший директор Андрей Подданец с 2017 года отвечает за сеть магазинов Inmart в Казахстане.

«Маяк»

В дискаунтеры лучше приезжать на машине. Во-первых, расположение у них, как правило, не самое удачное, во-вторых, товары обычно продаются большими упаковками

Красноярские бизнесмены Шнайдеры также основали сеть гипермаркетов низких цен «Маяк» — как «Светофоры», только попросторнее (магазины занимают от 2 тысяч кв. м) и с большим количеством известных брендов в ассортименте, хотя многие товары всё так же свалены на палетах, а ценники наклеены прямо на коробки. Первый такой магазин заработал в Омске в июне 2020 года, в ноябре 2022 года «Маяков» было уже семь, а по всей России — больше 130.

Гипермаркеты в Омске открывает компания «Красритейл» (входит в торговую группу «Светофор»). Ее выручка за прошлый год составила 11,7 миллиарда рублей (+70%), чистая прибыль — 634,4 миллиона рублей (+89%).

Всего же на семью Шнайдер оформлено несколько десятков фирм. Предприниматели также владеют сетью «Аптеки-Светофор» и клиниками лазерной хирургии «Варикоза нет» (две из них работают в Омске, но сейчас компания находится в стадии ликвидации).

«Моя цена»

Вы знали, что «Магнит» — это аббревиатура? «Магазин низких тарифов»

Дискаунтеры «Моя цена» — новый формат розничной сети «Магнит», который краснодарская компания «Тандер» запустила в середине 2020 года. От старшего брата они отличаются небольшой площадью (до 250 кв. м) и ассортиментом (около 2000 позиций), высокой долей собственных торговых марок (от 20%) и сниженными ценами (в среднем на 15%). Если «Светофор» — «жесткий» дискаунтер, то «Моя цена» — лайт-версия.

Приносит ли уже «Моя цена» прибыль, неизвестно: для дискаунтеров не стали создавать отдельное юрлицо, в компании обтекаемо называют их операционные результаты сильными. Вся семья «Магнит» («Магнит», «Магнит Семейный», «Магнит Экстра», «Магнит Сити», «Магнит Косметик», «Магнит Аптека», «МагнитGO» — более 26 тысячи торговых точек) заработала за прошлый год более 1,7 триллиона рублей (+11%), чистая прибыль превысила 52,8 миллиарда рублей (-3%). В Омской области краснодарский ритейлер входил в пятерку крупнейших налогоплательщиков отрасли, его опережали только «Газпром нефть» и «Альфа Омск» (сеть алкомаркетов «Красное&Белое»).

Основал АО «Тандер» в середине 90-х бизнесмен Сергей Галицкий. Первое время компания занималась оптовой торговлей бытовой химией, но быстро переориентировалась на продуктовый ритейл и уже в начале двухтысячных лидировала в России по размеру сети, которая получила название «Магнит». В 2018 году Сергей Галицкий продал дело своей жизни группе ВТБ за 138 миллиардов рублей, а та в свою очередь — инвестиционной компании Marathon Group Александра Винокурова, зятя министра иностранных дел Сергея Лаврова.

До конца 2023 года сеть дискаунтеров «Моя цена» в Сибири планируется расширить с 40 до 100 магазинов (в Омске сейчас работают три). По словам директора Сибирского округа розничной сети «Магнит» Алены Рыбалко, инвестиции оцениваются в 600 миллионов рублей. Еще 1,2 миллиарда рублей «Магнит» планирует вложить в реконструкцию распределительного центра в Омске.

«Доброцен»

Единственный в Омске «Доброцен» находится на выезде из города

Эта международная сеть дискаунтеров родом из Свердловской области. Первый магазин-склад открылся в 2016 году в Красноуфимске, в 200 километрах от Екатеринбурга. В Сибири «Доброцены» начали появляться четыре года назад. В Омской области дискаунтеров на сегодняшний день пять: по одному в Омске, Исилькуле, Саргатке, Таре и Тюкалинске. Общее же число магазинов, включая «Доброцены» в Армении, Казахстане и Белоруссии, перевалило за 400, часть работает по франшизе (инвестиции в открытие — от 15 миллионов рублей, средний срок окупаемости — 2,5 года, средняя чистая прибыль — 390 тысяч рублей).

Основатель торговой сети — уралец Вадим Терещенко. В начале 2000-х его компания «Домус-Тевади» была крупнейшим дистрибьютором бакалеи в России, а когда оптовый бизнес пошел на спад, предприниматель нашел золотую жилу в сетевой рознице. «Доброценами» в Омской области управляет екатеринбургская компания «ПВ-Сибирь 2». Ее выручка за первый год работы составила 11,1 миллиона рублей, чистый убыток — 4,5 миллиона рублей. Суммарный же доход торговой сети превысил 22 миллиарда рублей. Вадим Терещенко пробовал себя в гостиничном бизнесе, открывал языковую школу, также он владеет предприятием по изготовлению железобетонных изделий, алкомаркетами «Правильный градус».

«Доброцен» нельзя отнести к «жестким» дискаунтерам: экономят тут не на всём, хотя все признаки «нищемаркета» (складская выкладка, холодильные комнаты вместо витрин, большие упаковки товара) в наличии. Например, компания первая среди конкурентов запустила интернет-магазин и, по данным ее официального сайта, старается думать не только о низкой цене, но и о приемлемом качестве и работает над дружелюбным сервисом.

Ранее мы разбирались, кто владеет алкомаркетами, кинотеатрами и торговыми центрами в Омске и какую прибыль они приносят своим владельцам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства