Реставратор автомобилей Михаил Засорин считает, что у него нет времени на отдых. Слишком много автомобилей еще не вернулись в строй. Вот и сейчас в его гараже стоят две легендарные машины, ожидающие второй жизни, над которым неутомимый реставратор ведет работу. Автомобили изначально были по разные стороны баррикад: один — западногерманский седан бизнес-класса, а второй — спроектированный по образцу Ford «воронок», выпускавшийся для Красной армии и НКВД.
— В среднем у меня идет один автомобиль в год. Пятнадцать автомобилей уже за мою жизнь восстановлено, — начинает разговор Михаил Кузьмич, прогуливаясь по гаражу и с любовью похлопывая по начищенному до блеска и готовому под покраску «воронку».
Зелёный «воронок»
Автомобиль ГАЗ М-1 у многих ассоциируется с приезжавшими ночью НКВДшниками, которые хватали людей за анекдоты про Сталина. Машина 1939 года выпуска. Четырехдверный седан весом 1370 килограмм выпускали с 1936 по 1942 годы. На этой «эмке» людей уже не забирали. С конвейера машина попала в армию и возила руководящий состав, прошла войну. А после победы автомобиль передали в колхоз Колосовского района. Там он ещё какое-то время возил председателя. Когда «воронок» списали, его выкупил пенсионер-полковник.
— Тогда, чтобы выкупить военную технику, нужно было разрешение министерства обороны. Просто так его не давали. В противном случае он ушёл бы в утилизацию. А других автомобилей в те годы у нас не было. Для дипломатов, для чиновников были исключения, конечно. Всего выпустили более 82 тысяч таких авто, — поделился реставратор.
«Воронок», который черным никогда не был (в этот цвет красили машины НКВД, а в армии были зелёные расцветки), успешно проездил еще много лет с новым хозяином, а к Михаилу Кузьмичу попал через третьи руки. «Эмка» стояла около 10 лет на улице как металлолом. Крылья, пол, двери, пороги, подножки сгнили, их восстановили только в гараже реставратора. По словам Михаила Кузьмича, он обменял эту машину на старенький трактор, чему прежний хозяин очень обрадовался. Все работы по восстановлению, кроме покраски и перетяжки салона, Засорин выполняет сам. Покрасить «эмку» Михаил Кузьмич планирует в чёрный цвет, чтобы не отходить от образа «воронка».
В рамной «эмке» стоит четырехцилиндровый двигатель. По словам реставратора, автомобиль абсолютно неприхотлив в обслуживании — знай, бензин заливай и езди. Правда, ест «воронок» немало — 20 литров на 100 километров. Зато на других расходниках можно сэкономить — их в «эмке» почти нет. Из удобств — только сиденья. Нет даже багажника: если машина полная, то будьте добры ставить чемоданы в ноги. Печки тоже нет. Зато летом можно чуть приподнять лобовое стекло, чтобы воздухом обдувало. При этом зимой в авто приходилось ездить в валенках, а салон «эмки» был обит войлоком и напоминал шинель. На приборной панели находятся спидометр и циферблат, в который вмонтированы указатель бензина и амперметр. Крыша — из деревянных плах, похожих на рёбра, на которую натягивали тент, пропитанный свиным салом. А изнутри потолок прибивали к крыше на гвозди. Оказывается, в те годы не могли штамповать цельную металлическую крышу. Многие владельцы авто приваривали вместо тента кусок металла, хотя, по словам реставратора, и с тентом было достаточно комфортно ездить. В планах омича установить в машине печку и магнитолу. Неслыханный для «воронка» комфорт!
Kapitän, Kapitän, улыбнитесь!
Автомобиль Opel Kapitän, стоящий рядом с «воронком», выпускали с 1939 года, и хоть он был преимущественно гражданским, позволить его себе могли далеко не все — бизнес-класс всё-таки. Различные модификации выпускали вплоть до 1970 года, но именно эта модель послужила прототипом знаменитого ГАЗ М-20, более известного как «Победа».
— Этот автомобиль трофейный. В 1945 году его привёз себе какой-то военачальник, имя его не сохранилось. Проездил он на нём больше 20 лет. А потом его у этого военного приобрел житель Крутой Горки. Ездил он на нём до 2000 годов. А потом его купил омич, поездил на нём два года, и только следующий владелец решил его восстанавливать, — рассказывает Михаил Кузьмич.
Но вот только сам делать ничего не стал, а отдал машину для восстановления в автосервис. Там сразу же начались проблемы с комплектующими.
— Они что-то сняли, зачистили, зашпаклевали... А где детали брать? Крыльев нет, деталей нет. Кто всё это будет искать, делать? У меня знакомый из Москвы восстановил такой же автомобиль. У него только на стёкла для фар, они очень интересны, пятиугольные, ушла по тысяче евро за штуку. А теперь представьте, что у него на весь автомобиль вышло. Золотой «Капитан» получается. Я многие детали делаю сам. Смотрю, как было, и стараюсь воссоздавать, чтобы максимально похоже было, — рассказал Михаил Засорин.
За этим автомобилем Михаил Кузьмич наблюдает с 2004 года. Автомобиль выкатили на улицу, и он начал гнить под открытым небом. Реставратор периодически предлагал владельцу продать «Капитана», но в цене сойтись не удавалось. Автомобиль долго был выставлен на продажу, но через много лет, когда владелец отчаялся продать машину и она начала покрываться сквозными дырками от ржавчины, им с Кузьмичом удалось договориться.
В шестицилиндровом трёхступенчатом «Капитане» приборов еще меньше, чем в «воронке»: спидометр, указатель бензина и часы. Всё, что не удастся найти, Михаил Кузьмич воссоздаст своими руками. Покупать оригиналы деталей слишком дорого. Во время работы он сверяется с фотографиями автомобилей и старается сделать всё один к одному. Салон «Опеля» выглядит комфортабельнее, чем у «эмки», но и у него хватает минусов. Например, дверь багажника, в которой спряталась запаска. Из-за неё дверь очень тяжелая и открывается вниз как стол. Да и доступ к багажнику затруднен. Вместо привычных нам сидений в машине будут стоять диваны, как в оригинале. Первая модель, носившая имя Kapitän, стала последним предвоенным автомобилем. Модельный ряд включал двух- и четырёхдверные седаны и кабриолет. До прекращения производства гражданских легковых автомобилей к осени 1940 года, когда Германии потребовались военные грузовики, а не легковые авто, успели выпустить 25 371 «Капитана». А в 1943 году собрали ещё три автомобиля — общий выпуск, таким образом, составил 25 374 экземпляра. Стоимость автомобиля достигала примерно 4000 рейхсмарок. «Капитан» имел современную для тех лет конструкцию — независимая передняя подвеска и несущий кузов делали его одним из наиболее совершенных серийных автомобилей в Европе. Трофейные «Капитаны» были очень широко распространены в СССР после войны.
— Машины по тем временам очень хорошие. Opel так вообще совершенный. А «эмка» будет единственной в Омске. Ну а что, буду восстанавливать. Не на кровати же лежать. При хорошем раскладе «воронок» к Новому году уже будет готов, — поделился Михаил Кузьмич.
Автореставратору не привыкать трудиться. NGS55.RU писал о восстановленных Михаилом Кузьмичом машинах: ГАЗ-67, «Бьюик», Chevrolet Fleetmaster — и это ещё не вся его коллекция.