![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/15/4a/af154a0efad3493033c16b11b505aac3/656x394_1:5603_a3ea7aa9ed4dc64522215f04269d3465@2307x1385_0xqEeKPk3O_7352522375790491852.jpg.webp)
Морган собрался уже выйти из «Бьюика» и еще не успел выключить фары, как услышал приближающиеся легкие шаги. Он прищурился, вглядываясь в темноту, и машинально положил руку на рукоятку пистолета. Из темноты в поток света от автомобильных фар вошла Джинни.
— Первый дождливый вечер за целый месяц, — сказал Морган. — Я бы заехал за тобой, если бы знал, где ты живешь.
«Весь мир в кармане» Дж. Х. Чейз
![](https://n1s1.hsmedia.ru/44/27/f8/4427f81eefaaaea425d272ff5b73b895/656x656_1_728ed7c799e446f56d8b1c6b5e421116@1500x1500_0xs570E5qy_0809358159593556147.jpg.webp)
Сигара, виски, джаз-бэнд
Главный герой в детективах американского писателя Чейза был опасным парнем, чаще всего ездил на Buick, носил галстук бутылочного цвета и предпочитал не портить виски содовой. Иногда, правда, разъезжал на Packard, если в очередном романе у персонажа дела шли в гору. А Buick вроде как считался машиной попроще.
И вот я сижу за рулём этой машины — вполне себе чейзовской Buick Series 40 Model 1937 года выпуска. В голове две мысли. Первая: «Где мой галстук?». Вторая: «Нет, знаете, у американцев всё-таки свои понятия комфорта».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/19/98/52/199852d101d84853b13654bdb31d938b/656x438_1:5603_54801826ff25f0b6fa27186eb8078edc@2560x1707_0xm6FBQMF5_8580603211884407123.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/d0/17/ddd017938f3f75219c76dd42a32bf885/656x457_1:5603_fe6144b69db59e5cd84700833f6bc602@960x668_0x54whHclP_1696625054767574191.jpg.webp)
Да, этот аппарат был младшим в линейке Buick — там были и скоростные 50-ки, и 60-ки — представители, условно говоря, бизнес-класса того времени, и лимузины 90-й серии… Но отличались они только мощностью и размерами. Да, Buick омского автореставратора Михаила Засорина значительно короче шести метров в длину, и двигатель у него не восьмилитровый, а «всего-то» 3,5… Но, как бы ни кривили нос немцы с их «Хорьхами», «БМВ» и «Мерседесами», наш «американец» для своего времени был очень комфортной и технически передовой машиной.
— Замок зажигания с блокировкой рулевого вала — первая в мире появилась на Buick. Передняя подвеска параллелограммного типа — она в итоге использовалась до 90-х. А у нас и до 2000-х. Много тут принципиально нового, — говорит Михаил Засорин.
Мы уже рассказывали о его машинах. Это и 89-летний раритетный Dodge, и ГАЗ М-1 1939 года выпуска, и Chevrolet Fleetmaster 1942 года. Вот выдалась возможность прокатиться и на Buick.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/48/5c/f2485c856ecf835cb66cd00186ba05dd/656x438_1:5603_d05a435e0448f0670935aa3bbe920670@2560x1707_0xXW6OfHQf_0439364012604961133.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/7e/2d/ed7e2d42cfb261fedb3742f4058f7b56/656x438_1:5603_e1fd05ae630333867bdb11b26b0f1709@2560x1707_0xErE48eqQ_4387979489467681004.jpg.webp)
Мичиган — Берлин — Москва — Омск — огород
У каждой машины такого возраста история по умолчанию не может быть простой. Наш «американец» не возил плохих парней, частных детективов или честных копов. Buick с завода попал в Германию. Какой-то небедный немец почему-то не захотел ездить на тех самых «Хорьхах», «БМВ» и «Мерседесах»: купил Series 40, заплатив за его транспортировку через океан.
Конечно, мы никогда не узнаем, был это какой-нибудь штандартенфюрер или, наоборот, тихий часовщик, любивший экзотическую технику. Так или иначе, спустя восемь лет Buick отправился в Союз.
— Каждый Герой Советского Союза, кавалер Ордена Славы трёх степеней и генералы — все после победы награждались автомобилями. Привозили сюда и ставили на учёт на основании бумаги от командования. Таким образом этот автомобиль попал в Москву и пробыл там около двадцати лет, — рассказал Михаил Засорин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/03/ed/d003ed9a85f8075b0a18b20aaae19403/656x459_1:5603_ae83b9006faf777d269595ad92f2ec1d@2000x1399_0xrwDiYNgx_6364810433334765633.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/bb/5a/c8bb5a6d95dfb0250679ee1144922eb4/656x438_1:5603_f6f988887cd32a309714e5cdc0d78aa3@2560x1707_0xlZB2H0o8_9898925457086135950.jpg.webp)
В середине шестидесятых машину купил один омский ювелир и тоже пользовался ею около двадцати лет. Buick в итоге превратился почти в утиль, но его выкупил мужчина, который захотел отреставрировать машину.
— Притащил к себе во двор на 13-й Марьяновской, разобрал, и на том дело кончилось. Девять из десяти людей, которые у нас покупают ретромашины, заканчивают своё увлечение на этом этапе. Терпения, денег не хватает... Вот и эта машина больше десяти лет простояла у него в огороде разобранной. Потом Buick попал ко мне, — вспоминает Засорин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0b/25/18/0b2518253777cfc9367b96c18ef74ddb/656x438_1:5603_cf9ece079f73c9302062e0bf27eb1119@2560x1707_0xSMVcwfXS_7913545991738181062.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/c7/47/4ac7473aca2dae10a073a2610a71315f/656x438_1:5603_057e723e8490ca8b4fb6acd16411446a@2560x1707_0xuT5zQbyS_3859079145294056453.jpg.webp)
Характер стойкий, нордический
На восстановление машины ушло около двух лет. Обычно Михаил Кузьмич управляется с одним авто за год, но Buick уж очень потрепало.
— До такой степени сгнил, что пришлось переваривать всё ниже середины — двери, крылья... Уцелели, по сути, капот, крышка багажника и крыша. Остальное делал из листового железа по старым фотоснимкам. Раму, конечно, тоже пришлось переваривать, но была она в приличном для своего возраста состоянии. Потом красил. Что-то заказывал в Америке, что-то приходилось ставить с советских автомобилей, — рассказывает реставратор.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/2b/c6/ba2bc648eb9c84280824ce6f9a6f76ce/656x402_1:5603_fb25783f399c7a60afb63e657615ab72@2453x1503_0xW6agUOWM_7910951182037503557.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/06/c6/b3/06c6b3e0a40159df62cbc94ebf02a744/656x420_1:5603_124f2850c305fc73c1273cd169cb4f92@2408x1539_0xxi08ROYy_3739971116214827437.jpg.webp)
Увы, «родное» не всё — порядка 80 процентов. Вместо американской коробки установлена 5-ступенчатая от «Волги», а под капотом — двигатель от ГАЗ-51. Но не стоит расстраиваться: мотор от советского грузовика — фактически копия американского.
— Фактически это тот же двигатель — снаружи их почти не отличить, лично сравнивал в Магнитогорске. Шестицилиндровый, объёмом три с половиной литра. Потом применялся и на «Победе» в усечённом варианте. Мощность — 90 лошадей. По тем временам очень достойно, — говорит Михаил Засорин.
Всё бы ничего, но у советского варианта на двадцать лошадок меньше — скажется ли это на ходу?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/a6/98/cfa69887b7dafd1cb8c27d2b01d73f59/656x424_1:5603_8bf136f0426615da27d9b7cf0932987e@2503x1617_0x01XL2ZyI_3959483585896017121.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/11/78/2f/11782fc28653fc96ca318c26ce1bbedf/656x438_1:5603_59ccb893d943cd7988573f244be74b53@2560x1707_0xkIWyPiZm_7393500373035525789.jpg.webp)
Крейсерская — 110
Каково, спросите, ехать за рулём 80-летнего автомобиля? Рассказываю: сначала немного напрягаешься — проникаешься ведь почтением к возрасту. Проще говоря, страшно, что сейчас развалится. Но, ещё не двигаясь с места, слегка топаешь по газу — и машина начинает раскачиваться, словно застоявшийся конь бьёт копытом. И всё равно с места откатываешься осторожно. А потом понимаешь — да он прёт!
Семьдесят лошадей, как у «девятки», да на массу в две тонны, если с пассажирами — так себе показатель. Только есть одно «но»: крутящего момента здесь ровно в два раза больше, чем у «Лады». Поэтому «дед» нисколько не отстаёт в городском потоке. А на трассе, по словам Михаила Засорина, разгоняется до 130.
— Два раза ходил в Новосибирск, крейсерская — 100–110. Не в милях, конечно, — улыбается Михаил Кузьмич.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/03/18/f1/0318f112214118a64f1654c05c7c6e90/656x438_1:5603_8782d317156d1491c91234c3e330e958@2560x1707_0xH81l7Ll3_2082323623577873201.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/91/2a/cf912ae5cbf5bb75cebed4a367bda1a9/656x419_1:5603_5558f5892a5cddb392ac3b6ac9da705b@2466x1572_0xABd93b6D_2666992147007931755.jpg.webp)
Руль с гидроусилителем крутится одним пальцем. Это, конечно, оборачивается не лучшей информативностью — нужно угадывать, куда повёрнуты колёса. К тому же подруливать приходится почти постоянно. Но, скажем так, какой-нибудь УАЗ «Хантер», который выпускается до сих пор, требует всё-таки большего внимания к рулёжке.
В общем, интересная машина. И судьба же выдалась... Вместо того чтобы возить частных детективов, колесила по разным штрассе, стирала резину о советский асфальт, потом гнила в огороде. А теперь просто радует глаз.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/3e/d9/dd3ed97b89a1e48dd59bc2fcd97925f8/656x444_1:5603_2146e6dcf6e0c966f345d8a476903a50@2346x1586_0xt0iN9EtG_4799577980833761802.jpg.webp)