Вы знали, что первый десяток лет работы омские гаишники обходились без автомобилей? Даже предшественник мотоцикла «Урал» под названием М-72 был роскошью. А потом понеслось — вплоть до БМВ, «Фордов» и «Ленд-Роверов». Сегодня, 3 июля, в День ГИБДД, мы решили вспомнить, на каких автомобилях несли службу омские инспекторы.
Начиналось всё вовсе не с автомобилей. Первый в Советском Союзе отдел регулирования уличного движения (ОРУД) появился в 1925 году в Москве, и в распоряжении регулировщиков были главным образом велосипеды и мотоциклы, на которых они гонялись за редкими нарушителями. Собственно ГАИ (Государственная автомобильная инспекция) была учреждена в 1936 году. До восьмидесятых годов инспекторов возили тяжёлые мотоциклы М-72, а потом «Урал» — потомки БМВ времён Второй мировой.
— Все работники, включая и начальника, пользовались в работе только мотоциклами, — цитирует пресс-служба ГИБДД воспоминания лейтенанта А.В. Чурикова, служившего в пятидесятые в Калуге. — Дороги в области были одна хуже другой, и на дорогу длиной в 60 км приходилось тратить почти сутки.
Тем не менее гаишники на мотоциклах без проблем догоняли легковушки тех времён. Немудрено: 30 «лошадей» приходились всего на 300 килограммов массы. Собственно, до 60-х они и составляли большинство парка ГАИ. Редким исключением был автомобиль ГАЗ М-1 («эмка»).
После войны в распоряжение ГАИ попало определённое количество трофейных и демобилизованных машин — тех же «эмок» и ГАЗ-67Б. Но их было крайне мало, поскольку дорожным инспекторам они доставались по остаточному принципу; к тому же ГАЗ-67Б не слишком подходил для городского патрулирования. Специализированная техника появилась у гаишников только в пятидесятые, с началом производства «Побед» и «Москвичей-400». Некоторые автомобили этих марок поступили в распоряжение инспекции и получили в качестве отличительных признаков громкоговоритель на крышу и красные полосы на бока. Корреспондент NGS55.RU смог протестировать такой автомобиль 1954 года, восстановленный омской ГИБДД. У машины с 26-сильным двигателем были только два преимущества перед мотоциклами: крыша и печка.
Кстати, об отличительных признаках. Фирменная «ливрея» появилась у автомобилей ГАИ в 1954 году: соответствующий приказ МВД был подписан 31 декабря 1953 года. Сначала это был тёмно-синий фон (под цвет обмундирования милиционеров и инспекторов) с красной полосой; в 1962 году фон стал бирюзовым, а в 1968-м — жёлтым с синей полосой.
В конце 50-х у автоинспекторов появились первые «Волги» ГАЗ-21. От других «гаишных» машин они отличались обязательным гербом СССР на дверях и надписью «ГАИ» на крышке багажника, а от аналогичных гражданских машин — более мощным двигателем: 85 лошадиных сил против 70. Госавтоинспекция получала 200 таких машин в год.
В шестидесятые на улицы Омска и других советских городов выехали новые «Москвичи» (408-й, а потом 412-й модели), ГАЗ-69, уазики.
Но самой массовой машиной ГАИ в советское время стали «Жигули». Первые «копейки» попали на службу в начале семидесятых.
Одновременно, с конца 70-х в ГАИ появились новые чемоданистые «Волги» ГАЗ-24. Ездили они медленнее «Жигулей», зато были просторнее. Кстати, из обеих моделей делали «догонялки» с форсированными двигателями.
Потом, конечно, появились «восьмёрки» и «девятки». С этой машиной могла тягаться уже не всякая пожилая иномарка из тех, что оказывались на омских дорогах. «Самары» с проблесковыми маячками изредка попадаются на дорогах до сих пор.
Кстати, в 1990 году цвет машин ГАИ поменялся на бело-синий.
В девяностые годы всё круто изменилось. На смену советскому единообразию пришло буйство цветов и красок: наши гаишники могли ездить на самых разных машинах, включая иномарки. Многое зависело от финансовых возможностей и простого везения, но иногда инспекторам перепадали весьма примечательные машины. В их числе, например, «Ленд-Ровер-Дискавери», легенда гонок «Кэмел-трофи». Мощные внедорожники быстро снискали себе авторитет.
Ещё одна иномарка в ГАИ, тоже закупленная крупной партией, — 240-й «Вольво». Надёжные шведские седаны оставались в строю почти тридцать лет. Сейчас в ГИБДД Омской области мечтают восстановить одну из таких машин, однако запчасти для неё дороги, и найти их сложно.
Была в арсенале ГИБДД и другая шведская иномарка — «Вольво-850».
Тем временем в начале двухтысячных в ряды ГИБДД затесался и баварец — БМВ третьей серии. Динамичная немецкая машина выделялась среди «Самар» и прочих «десяток».
В 2010-е годы в ГИБДД появились «Форды Фокус». Они, в отличие от БМВ, участвовали не только в парадных мероприятиях.
По словам сотрудников ГИБДД, лет пять-шесть назад с машинами было не очень: автопарк состарился, а новые не покупали.
— За последние годы ситуация улучшилась. Раньше на тридцать человек приходилось четыре-пять машин, создавались пешие наряды — и не потому, что инспектору машина не нужна. Сейчас на то же количество сотрудников приходятся десять машин, — рассказали в ГИБДД.
Два года назад омская ГИБДД получила ещё десять «Фольксвагенов-Поло».
Тогда же сотрудникам Госавтоинспекции достался внедорожник «Форд-Эксплорер». Конечно, в ежедневных патрулях он не работает — дороже выйдут запчасти и обслуживание.
В последние годы ГИБДД стало больше уделять внимание отечественному автопрому. Не столько из-за поддержки наших производителей, сколько из-за цены и простоты обслуживания. Интересно, что внутренности таких машин почти не отличаются от гражданских моделей. То есть форсированные для автоинспекторов двигатели делать почти перестали. В этом году парк омского ДПС, например, пополнился десятью машинами «Лада-Веста». Инспекторы отзываются о них так: уже и не отечественный автомобиль, к каким привыкли, но и далеко не иномарка.
Хотя и иномарки тоже ещё пользуются спросом. Вместе с «Вестами» инспекторам, например, уже перепали новенькие «Форды-Мондео» и «Тойоты-Камри».
Стоит отметить, что автопарк госавтоинспекции после девяностых в каждом регионе начал развиваться немного по-разному. До сих пор в Омске больше патрульных «Приор» и «Вест», а где-то вовсю работают невиданные у нас «Фиаты». В Уфе «Солярисы», в Приморье ещё недавно весь автопарк был с правым рулём. Казанские полицейские разорились на новенький BMW X6 с пятилитровым мотором, а в Москве с наклейками ДПС даже ездит «Порш-911».