НГС.ОМСК пообщался с омским изобретателем Андреем Поповым, который в своём гараже собрал электромобиль, и узнал, актуален ли такой вид транспорта в Сибири и выгоднее ли он, чем машины на бензине.
Андрею Попову 43 года, он работает инженером-электроником, а в свободное время у себя в гараже экспериментирует с разными проектами. Самый крупный — это электродвигатель, который изначально собирался как двигатель, например, для промышленного вентилятора. Но чтобы проверить его работу, он адаптировал его под автомобиль, собранный собственными руками по чертежам.
Андрей признался, что изначально не планировал создавать автомобиль.
— Я изобрёл двигатель и получил патент на него. Нужно было его проверить — решил сделать электромобиль. В машинах я вообще не разбирался. У меня же формула со множеством неизвестных. Повезло — пальцем в небо попал. Та модель, что я сделал в конце прошлого года, — она заработала. Эта модель авто Lotus Seven (лёгкий двухместный спортивный автомобиль фирмы Lotus. — Прим. ред.). Её в пятидесятых годах создали, а потом только ленивый не переделывал. Это лёгкая прогулочная машина, подходящая для экспериментов. С интернета скачал чертежи и местами переделывал под свой проект, — рассказал он.
Над своими проектами Андрей работает в гараже, который находится в обычном кооперативе. Внутри всё оборудовано максимально удобно для изобретателя, хотя с виду кажется, что здесь царит творческий беспорядок, все вещи находятся на своих местах — стол с верстаком и инструментами, ящики с разными болтами и шестерёнками, компьютер для программирования, в углу — печка-буржуйка. На стене висят ковёр и старые часы, а на столе лежит сюрикен — метательная звёздочка.
— Это в лесу нашли, какой-то самурай обронил, — улыбнулся мужчина.
Перед гаражом стоит деревянное подобие моаи — голова с острова Пасхи. Ещё одно увлечение Андрея — резьба по дереву.
— Хочу еще рядом руку сделать, будто из-под земли торчит и машет. Здесь он стоять не будет, перевезу во двор дома, — поделился мужчина своими планами.
Инженер считает, что быть изобретателем — значит постоянно рисковать, причём не только в лаборатории или во время экспериментов.
— Проблема в чем: если проект выстрелит, то лавры зачастую достаются не изобретателю. А если не выстрелит, то ответственность ложится на него. И в репутации он тоже теряет. Но инноваторы — это такие люди: они рискуют всем. Я знаю людей, которые продавали трёхкомнатные квартиры и оформляли зарубежные патенты, — рассудил омич.
По мнению Андрея, сейчас всё меньше внимания уделяют молодым инноваторам и изобретателям.
— Сейчас ввели жёсткие ограничения на пределы технического творчества: малые суда, ракетостроение, малая авиация. Оставили только робототехнику. На «ДК Малунцева» есть Дом юного техника. Там судомодельный кружок. У меня сын-первоклассник в нём занимается. В кружке сидит дедушка и учит дошколят. Там целые стеллажи моделей судов — полки ломятся. И никто про это не знает. Не делают из технаря положительный пример, — рассказал он.
Мужчина поделился, что каждый раз, когда хотел продвинуть своё изобретение, сталкивался с бюрократией и системой откатов.
— Все делаю я сам. За свой счет. От государства помощи нет. Сколково — это цирк с обезьянками, где только бизнес-проекты изобретают. Государство вообще идёт по пути запрещения, говоря, что это все из-за безопасности. В Омске единицы сами построили машины. В рамках экологии и безопасности — это ни о чем. Зачем нужны препоны, ограничения? Это нужно чтобы у полиции, ГИБДД не было проблем, — поделился изобретатель.
Это литиевая батарея, она стоит 120 тысяч рублей, на ней отслеживается каждая ячейка и подает сигналы о состоянии автомобиля на компьютер. Заряд по времени от розетки составляет около четырёх часов. Батарею Андрей снял, когда отправил машину для спектакля в Драмтеатр.
— Во первых для них лишняя пожарная опасность, да и мне спокойнее, — уточнил он.
Несмотря на то, что автор двигателя считает электромобили экологичными и экономичными, он не является их большим поклонником и считает, что идеальный автомобиль с электрическим двигателем ещё не создали.
— Зарядка электромобиля дешевле раза в три-четыре, чем бензинового двигателя. Если вы ездите недалеко, с работы и до дома, то одного заряда вам может хватить на неделю. Заряжается она от розетки, вы не паритесь по поводу качества бензина, дома или в гараже в розетку вставили, и все. Как телефон на ночь. Ну и экологичность еще. Электротранспорт отделяет человека от неблагоприятной среды, в отличие от бензиновых и газовых двигателей, которые коптят воздух в городе, — пояснил инженер.
Несмотря на все преимущества, на электротранспорт, по мнению омича, в России еще перейдут не скоро.
— Сибирь не совсем для таких автомобилей подходит. Литиевую батарею нельзя заряжать при минусе (имеется ввиду уличная температура. — Прим. ред.). Сейчас появляются новые батареи, инновации, но нам все еще выгоднее покупать русский автопром и подержанные авто из Японии. Да и для нас никто специально не будет машины выпускать. Основной рынок — это Европа и США, — высказался Андрей.
Сейчас автомобиль не на ходу — во время одного из испытаний у него закоротил двигатель. Автомобиль разгонялся до 60 км/ч, но изобретателю казалось, что скорость нужно увеличить.
— Постоянно хочется большего. Хотел увеличить мощность. При настройке произошла авария, практически все выгорело. Пришлось перематывать двигатель, электронику переделывать. Машина постоянно меняется, совершенствуется. Сейчас она на ходу относительно, по гаражу может ездить, — с улыбкой сказал он и добавил, что ездил на ней в разрешённых для этого местах.
На время ремонта Андрей бесплатно предоставил авто омскому драматическому театру для спектакля «Далекая страна» по пьесе Артура Шницлера.
— Я ходил на спектакль, даже на репетиции присутствовал. Мне понравилось. Они, правда, хотели его перекрасить, я отказался. Сошлись на том, что плёнкой обклеят. Ну ничего, мне понравилось, симпатично смотрится, — поделился он.
К изобретателю часто обращаются за помощью или советом. Однажды к нему пришёл мужчина с просьбой помочь починить микроволновку.
— Микроволновку я чинил через сообщения в «ВКонтакте», онлайн-сообщения мне прут постоянно. Это удел всех самоделкиных, — улыбается Андрей.
Бывают и другие заказы. Например, буер — лёгкая лодка или платформа, которая стоит на металлических коньках для скольжения по льду и движется за счёт ветра под парусами.
— Мне было тоскливо, и тут в «ВКонтакте» обратился молодой человек. Он москвич, работал в экспедиции на Камчатке, сейчас учится в Омске на вертолётчика. Говорит — я хочу на буере через Байкал проехать с острова Ольхон на берег. Я собрал буер бесплатно. У него есть какая-то мечта, у меня есть мечта. Мне тоже люди помогали. Есть интересные моменты — у него вместо паруса кайт, буер управляется ногами, он двухместный. Сейчас он готов, можно собрать и ехать, — рассказывает Андрей, добавляя, что не прочь и сам проехаться на буере, но затею пока придётся отложить.
В глубине гаража, возле красного дивана и стеллажа с покрышками стоит заготовка ещё одного электромобиля — трайка.
— Я со своим автомобилем не разобрался еще, а вот решил сыну собрать. Я вообще считаю, что человек не должен без дела сидеть, от безделья все проблемы. Я не бедствую, живу хорошо, есть работа, квартира, машина, жена, сын... Я не хочу после пенсии без дела остаться. У меня есть свой собственный мир, я в этом мире живу, хочу, чтоб у меня что-то осталось, у сына что-то осталось, — подытожил омский изобретатель.
Александр Зубов
Фото Ивана Рейзвих, Андрея Попова, Сергея Бузина и пресс-службы омского драматического театра
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Новости и фото отправляйте нам в редакцию в WhatsApp и Viber: 8–913–670–33–77.