Накануне в ДТП на трассе Омск — Тюмень погибла наша коллега Анна Никитенко. С момента, как стало известно о ее смерти, социальные сети наполнились соболезнованиями и рассказами об Ане. Друзья и коллеги делятся теплыми воспоминания о том, каким красивым и талантливым человеком она была. А мы поделимся, каким Аня была замечательным журналистом. Чутким профессионалом, который переживает за судьбы своих героев. Из сотен её материалов было трудно взять всего несколько, но мы попробовали.
Учителя
Аня любила писать про учителей. Она ехала в самые глухие деревни, чтобы показать самоотверженных женщин, на плечах которых держатся школы.
Например, история Марины Кожевиной, которая преподает сразу 18 предметов в школе деревни Старый Конкуль Тюкалинского района. В этом селе на две улицы всего тридцать домов. Нет ни ФАПа, ни пункта полиции, а единственный продуктовый магазин открывает свои двери всего пару раз в неделю. Зато есть школа. На уроки ходит всего пятеро учеников. Марина Кожевина почти 28 лет работает в этой школе.
В другой статье Аня рассказывала, как Надежда Хмельницкая в деревне Каменка 16 лет тянет в одиночку огромную школу. За это время учительница выпустила 12 классов.
— Вести такое большое хозяйство и иметь такую огромную школу сложно. Мы были на угле, а в 2020 году нам отрезали котельную, и теперь у нас электроотопление — посчитали, что так будет дешевле. Мы наполовину прикрылись. Здание от этого рушится, конечно. Чувствуете, как здесь холодно и какой запах? — говорила Надежда Николаевна.
Свою последнюю историю про учителей Аня писала в марте. В деревне Исаковке Горьковского района живет около 200 человек. Одна школа и один учитель — Ольга Сергеевна. Вместе с восемнадцатью детьми она не дает развалиться крохотной школе. Новые туалеты, уютная столовая. Обеды для своих учеников Ольга Петровна привозит в термосах из школы соседнего села, где преподает русский язык в старших классах.
Сирота Иван Ефимович
Весной прошлого года Аня познакомилась с Иваном Ефимовичем. Так вышло, что на протяжении всей жизни он скитался то по общежитиям, места в которых ему предоставляли работодатели, то по съемным квартирам. Шесть лет назад выпускник детского дома решил встать в очередь на получение жилья как сирота — но ему отказали. Делом заинтересовались в прокуратуре и ему пообещали сертификат на покупку квартиры.
Благодаря первой статье, где Аня рассказала о судьбе сироты, у них с Иваном Ефимовичем сложилась крепкая дружба. Они вместе ходили в Министерство труда и социального развития Омской области получать сертификат. Потом Аня волновалась, чтобы дедушка выбрал себе хорошее жилье. Он ей рассказывал, как смотрит варианты, а она что-то советовала. На новоселье Иван Ефимович пригласил Аню. На этой встрече они договорились, что Аня теперь его внучка. Она была рада.
«На прощание пенсионер предлагает сделать селфи, уточняет, правильно ли он назвал это новомодное слово. Смеется. Провожает до порога и просит не забывать к нему дорогу, хоть изредка забегать в гости. Что ж, я не против, ведь родных дедушек у меня давно нет в живых».
Токарь и его ловцы снов
Для этого материала Аня ездила в Кормиловку. Она узнала, что там живет 69-летний Геннадий Лаврентьев, который заставил весь двор ловцами снов.
«Его дом виднеется издалека и выглядит как островок детства или, если хотите, площадка для съемок футуристического фильма. Крыша жилища пенсионера, кажется, вот-вот взлетит — на ней дребезжат, стрекочут, крутятся в разные стороны более 35 флюгеров и кинетических скульптур. Тот случай, когда резко перестаешь морщиться от ветра порывами 25 метров в секунду и начинаешь радоваться как ребенок — зрелище захватывает».
Перед поездкой Аня долго уговаривала Геннадия Лаврентьева. Токарь отказывался, мол, кому интересно его творчество. Но Аня стояла на своем и всё-таки смогла по телефону очаровать мужчину. Вернулась она в полном восторге от его изделий.
Единственный медик, уволившийся из-за отсутствия туалета
Омский район, деревня Березянка. Именно сюда приехала Аня, чтобы рассказать потом читателям, как село выживает без медика. Уволилась фельдшер из-за ужасных условий работы. В XXI веке в медицинском пункте нет ни воды, ни туалета. Женщина была вынуждена всякий раз проситься к соседям (такой же выход из ситуации ей предложил и министр здравоохранения).
«Прошу показать мне, где у пенсионеров находится тот самый туалет. Как говорится, хочу на себе прочувствовать, с чем приходилось сталкиваться новому фельдшеру. Захожу в ограду, и сразу же о себе громким лаем дает знать Жорик, пытающийся сорваться с цепи. Жена Константина Дмитриевича держит собаку за ошейник. Зажмурив глаза (как будто это спасет меня от укуса в случае чего), бегу за ограждение во двор. Но и это не всё. Жора врывается во двор тоже — через дыру в заборе. Его снова перехватывает хозяйка, натягивая к себе поближе цепь».
На обратном пути Ане повезло и она встретила того самого фельдшера. Та рассказала Ане о наболевшем.
Священник в Чернолучинском храме
С отцом Артемием Аня договорилась поехать в Чернолучье, где находится храм великомученицы Параскевы. В праздник Крещения он должен был вести долгую литургию и освящать воду для прихожан.
«Чтобы хоть что-то рассмотреть в заледенелых окнах старенького ПАЗа, приходится регулярно скрести наледь перчаткой. Пейзаж однообразен — клонит в сон, и каждый погружается сначала в свои мысли, а потом в телефоны. Я — в соцсеть, отец Артемий — на сайт с духовными песнопениями: перечитывает нужные строки, чтобы не сбиться во время проведения литургии».
Это был большой и подробный репортаж. Аня провела с отцом Артемием почти весь день — сходила на литургию, пообедала в трапезной, расспросила священнослужителя о его жизни.
О статьях Ани и ее любви к своему делу можно писать бесконечно. Вот еще несколько материалов, которыми мы хотим с вами поделиться:
в Омске сирота живет на даче — из-за этого у нее грозят забрать детей;
«Девчонки называли птеродактилем»: как омичка с короткими руками, от которой отказались родители, научилась жить с аномалией и нашла любовь;
«Хандра бывает, че говорить»: как живет 81-летняя бабушка, возившая Хоценко по сгоревшей деревне;
полторы тысячи омичей без предупреждения оставили без медпункта. Что говорят власти?
«Шутят, что я собираю кожу после операций, а потом шью»: омский хирург мечтает создать собственный бренд сумок;
«Легких путей вообще не ищу»: новосибирский депутат переехала в омское село, чтобы учить детей математике;
Колчак-красавчик, очередь на ракету и батл музыкантов: чем завлекала Омская область гостей выставки «Россия» в Москве;
Хранил фото жены и дочери под сердцем: история молодого омича, который потерял в СВО семерых друзей и чуть не погиб сам;
«Боже, что я здесь забыл?»: как 22-летний парень стал директором сельской школы.