В сентябре Омский научно-образовательный центр анонсировал один из своих проектов под названием «Контролер», который позволяет систематизировать и контролировать работу пассажирского транспорта с помощью мобильного приложения. В многочисленных интервью руководитель проекта Дмитрий Костоломов рассказывал о том, как устроена разработка, но после этого осталось устойчивое впечатление — всё это мы уже и так видели. Корреспондент NGS55.RU Виктор Старцев в своей колонке решил высказаться о том, почему «Контролер» кажется лишь повторением пройденного, а не инновацией, которая перевернет мир общественного транспорта.
Проект «Контролер» широко освещали во многих СМИ как спасение от всех бед и отличное изобретение для пассажирских перевозок. Действительно, при первом прочтении многочисленных интервью казалось, что перед нами хорошая разработка — платформа позволяет контролировать работу общественного транспорта, управлять ей в режиме онлайн, объединяет всех участников пассажирских перевозок в одном приложении. Главной задачей «Контролера» назвали расчет и контроль оптимального расстояния между машинами на маршруте. На нерегулируемых маршрутах приложение должно распределять время выезда с конечных остановок и контролировать очередность на протяжении рабочего дня. А в ближайшем будущем система, по словам руководителя проекта, позволит контролировать пассажиропоток на базе реальных данных в режиме онлайн.
Но за этими общими словами не видно конкретики. А самое главное — непонятно, в чём инновационность этой системы. Начнем с того, что навигационная система в общественном транспорте и так уже существует — ГЛОНАСС установлен в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях, а также у частных перевозчиков, работающих по регулируемым тарифам. Приложений, которые позволяют отслеживать на карте, где находятся машины нужного маршрута, сейчас масса: это и сайт «Пассажирсервиса», и 2ГИС, и «ЯндексТранспорт», и Hubb. Если нет приложений, есть экраны в теплых ТОКах (которые, правда, не всегда достоверны). Грубо говоря, зачем нужна еще одна версия уже существующего ГЛОНАССа? Понятно, что проект «Контролер» не столько для пассажиров, сколько для перевозчиков, но и в этом случае непонятно — зачем им устанавливать аналог уже существующей системы?
Расчет и контроль оптимального расстояния между машинами на маршруте? Этим уже занимается диспетчерская система муниципального транспорта Омска, которая показывает на бортовом дисплее и интервал на маршруте, и машины впереди и позади, и график прибытия на остановки по времени. Программа для контроля пассажиропотока сейчас есть и у «Пассажирсервиса». В рамках создания новой маршрутной сети предприятие создало программу, которая обрабатывает геолокацию и данные автоматизированной системы оплаты проезда.
Кроме того, для реализации некоторых идей проекта потребуются дополнительные затраты, на которые могут не пойти как муниципальные, так и частные перевозчики. Для того чтобы полноценно отображать наполнение автобуса для пассажиров, нужны датчики учета, которые стоят от 15 тысяч рублей (и это только за одну дверь). Частные перевозчики стопроцентно не станут делать это за свой счет, если не будет обязательных требований в законе или в контрактах. Мы ведь не видим маршрутки перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам, на картах? Раз они отказываются передавать данные о навигации в «Пассажирсервис» (и имеют на это законное право), то и заниматься установкой дорогих датчиков тоже будут вряд ли.
Для чего разрабатывается проект «Контролер» в его нынешнем виде, пока не очень понятно. Если существующие предложения дополнятся новыми идеями и конкретикой (для начала хотя бы внешним видом будущего приложения), возможно, эта задумка оправдает себя. Но пока всё это выглядит как повторение пройденного.
Согласны с автором?