Появление нового муниципального транспорта в Омске неизбежно привело к тому, что в пассажирских предприятиях, а также в трамвайном и троллейбусном депо стало попросту не хватать экипажей на все машины. В прошлом году во время пандемии коронавируса в диковинку было видеть, что в салонах больших автобусов деньги приходится передавать водителю, сейчас же отсутствию кондукторов уже никто не удивляется. Действительно ли водителей и кондукторов уже не хватает на все машины? Почему новые люди неохотно идут работать на муниципальные транспортные предприятия? NGS55.RU решил разобраться в этих вопросах.
Есть ли нехватка кадров?
По данным департамента транспорта Омска, в ПАТП-8 по состоянию на 19 апреля этого года числится 796 водителей и 572 кондуктора. В составе троллейбусного депо МП «Электрический транспорт» — 219 водителей и 206 кондукторов, а в трамвайном депо работают 149 водителей и 129 кондукторов.
Потребность в новых сотрудниках есть, и достаточно серьезная — хуже всего дело обстоит именно в трамвайном и троллейбусном депо. Для работы на троллейбусах требуются еще 300 водителей и 295 кондукторов (примерно в 1,4 раза больше, чем имеется в штате), а на трамваях — 166 водителей и 175 кондукторов (примерно в 1,1 и 1,3 раза больше, чем имеется в штате). Что же касается ПАТП № 8, то здесь ищут еще 320 водителей и 200 кондукторов.
Конкретные данные по зарплатам для новых сотрудников в департаменте транспорта раскрывать не стали, рассказав лишь о принципе её начисления. Оплата включает в себя фактически отработанное время, выплаты компенсирующего характера и выплаты стимулирующего характера. Кроме того, есть премии за стаж работы, которые начисляются в том случае, если сотрудник отработал не менее года на маршрутах Омска. Их размер зависит от количества отработанных лет в системе транспорта.
Согласно данным на сайте областной службы занятости, водителям в ПАТП-8 предлагают зарплату от 25 тысяч рублей, в «Электрическом транспорте» — от 28 тысяч рублей. У кондукторов же дела с зарплатой обстоят похуже — до 15 тысяч в ПАТП № 8 и от 16 до 19 тысяч в «Электрическом транспорте».
Проблемы с выходом транспорта
Как повлиял дефицит кадров на работу общественного транспорта? В профильном департаменте по этому поводу нам пояснили, что в январе этого года произошло сокращение выпуска в линию троллейбусов и трамваев. Это как раз было связано с тем, что в депо не хватало сотрудников. В январе плановый выпуск троллейбусов составил 104 машины, трамваев — 58 вагонов. При этом сейчас плановый выпуск — 111 троллейбусов (больше на 6% по сравнению с январем) и 65 трамваев (больше на 11% по сравнению с январем). Но в ПАТП № 8 проблемы с дефицитом сотрудников не повлияли на работу транспорта — как заявили в департаменте, плановый выпуск автобусов в линию не сокращался.
Судя по всему, недостаток сотрудников привел к тому, что имеющимся водителям пришлось работать сверх нормы. В феврале прокуратура Омска провела проверку, в ходе которой выяснилось, что многие водители превысили норму в 152 рабочих часа на 18% и более (согласно табелю учета рабочего времени). В департаменте транспорта эту ситуацию прокомментировали очень обтекаемо:
— В соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующего особенности режима рабочего времени и отдыха водителей, продолжительность рабочего времени водителей за январь 2021 года была значительно снижена и не должна была превышать 120 часов.
Но о февральской проверке ничего сказано не было. Поэтому мы решили обратиться к бывшим и действующим сотрудникам муниципального транспорта, чтобы разобраться, какие проблемы возникают из-за нехватки рабочих рук.
Что говорят сотрудники?
Если опираться на слова бывших и действующих работников муниципального транспорта, то картина вырисовывается уже не такая радужная. Как рассказал нам один из бывших кондукторов ПАТП № 8, нехватка работников автоматически означает переработку для всех имеющихся экипажей.
— По зарплате очень мало. Некоторые, кто новенькие, после первой зарплаты уходят. Потому что обещают одно, а на деле другое. Если приходит новенький водитель, то ему в основном дают старую «уставшую» машину, только ремонтировать не дают так, как надо, чтобы графики были закрыты.
По словам экс-сотрудника предприятия, многие автобусы сейчас не выходят в линию из-за того, что не проходят техосмотр, поскольку до этого «экономили на ремонтах», а вовсе не из-за недостатка экипажей.
— Могут выпустить машину на круг, чтобы открыть график, а потом отправляют ее на более прибыльный маршрут. Если будет открытый график утром, то диспетчерам не видать премии — например, если нет машины или не успели отремонтировать в ночь, а замены не нашли, — пояснил бывший кондуктор.
Некоторые автобусы из-за того, что не хватает людей, работают без кондукторов — ранее в ПАТП-8 это объясняли болезнями и отпусками сотрудников. Но проблема возникала систематически, и, по словам нашего собеседника, автобусы на некоторых маршрутах продолжают работать без кондукторов: согласно графикам, в 2–4 машинах на маршрутах № 21 (поселок Солнечный — кожзавод), № 78 (поселок Солнечный — Биофабрика, кольцевой), № 95 (СТЦ «МЕГА» — строительный рынок «Южный», кольцевой), № 103 (поселок Солнечный — онкодиспансер) и № 109 (поселок Солнечный — речной порт) принимать оплату за проезд приходится водителям.
— С народом совсем беда. Нужны комфортные условия и нормальная зарплата, тогда и народ сам потянется. Кондукторам обещают 15–16 тысяч, на деле за норму часов [платят] 13–14. Хочешь больше — работай больше, мне в свое время, чтобы заработать 30 тысяч за месяц, пришлось работать большое количество смен. У водителей то же самое, — резюмировал бывший кондуктор.
Еще одна экс-сотрудница ПАТП-8, Наталья Перешивка, известная как кондуктор-стюардесса, подтвердила NGS55.RU, что с зарплатами на предприятии есть проблемы.
— Раньше хотя бы по 80 копеек за каждого пассажира доплачивали, а теперь 55 копеек, это вообще ни о чём, даже рубля нет. Как людям работать? Там остались одни пенсионеры, они заработали и этому рады — а ведь уматываются, устают. Людей не хватает, на автобусе № 109 недавно ехала — работают без кондуктора, — поделилась Наталья.
А проблемы с водителями возникают даже у частных перевозчиков. Фазыл Залялетдинов, работающий на маршрутах № 47, № 72 и № 503, рассказывал NGS55.RU, что на его предприятии очень мало молодых водителей.
— Мужикам 40–62 года. У меня супруга выдает зарплату водителям, спрашивает: «У вас что, молодых совсем нет, что ли?» До 30 лет буквально 2–3 человека наберется. Кто дальше будет работать? Это не только у меня, это по всему городу проблема, — пояснял перевозчик.
Итоги
О кадровом дефиците департамент транспорта говорит открыто, а в последние месяцы пресс-служба ведомства и вовсе очень часто делает упор на то, что в ПАТП и депо требуются новые водители и кондукторы. При этом адекватных условий для этого пока не создается: переработки, старые машины и зарплата, не соответствующая нагрузке, — совсем не то, к чему стремится амбициозная молодежь. А скоро в городе станет еще больше нового транспорта — должны заработать пять новых магистральных маршрутов, кроме того, у Москвы планируют попросить еще одну партию списанных трамваев. Добавили проблем и частные перевозчики, которые решили поднять цену за проезд на своих маршрутах. В ответ департамент транспорта решил организовать дублирование там, где работают маршрутки с повышенной стоимостью проезда, а также создать укороченные маршруты на этих территориях. Естественно, для этого потребуется задействовать дополнительное количество подвижного состава. Поэтому разбираться с дефицитом сотрудников на предприятиях нужно как можно скорее.