В этом году муниципальный транспорт Омска обновляется по экологичному пути — из Москвы в наш город уже везут десять трамваев, а в конце лета троллейбусный автопарк пополнится 33 новыми машинами. Это уже достаточно серьёзное обновление для МП «Электрический транспорт», поскольку новых троллейбусов в Омске не было с 2014 года, а новых трамваев — и того больше. NGS55.RU решил выяснить, как обновлялся автопарк города за время своего существования, но таких обширных сведений в департаменте не оказалось, поскольку первые сохранившиеся зафиксированные обновления произошли в 2009 году. Заодно мы проверили, сколько автобусов, троллейбусов и трамваев списали за это время, чтобы составить полную картину обновления автопарка.
Но перед нашим рассказом покажем две простые инфографики.
Автобусы
343 новых;
171 списанный (учитывается только период 2018–2020 годов).
Из всех видов транспорта чаще всего в Омск поступали новые автобусы — свежих машин не было только в 2010–2012 годах, а также в 2016 и 2019 годах. В 2009 году мэрия объявила о закупке 41 автобуса — 21 НефАЗ и 20 ЛиАЗов. Машины были оборудованы системой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, все они вышли на маршруты города к середине ноября.
Следующего поступления омичам пришлось ждать три года. 1 марта 2013 года в город приехали 20 ЛиАЗов с антивандальными сиденьями и дополнительными печками. Тогдашний директор департамента транспорта Олег Осинский говорил, что им удалось хорошо сторговаться с Ликинским автобусным заводом, потому что машины взяли в лизинг по 3,92 миллиона за каждую (обычная цена — 4,4 миллиона). Спустя месяц автопарк пополнился ещё 7 НефАЗами и 12 ЛиАЗами, также с антивандальными сиденьями.
В 2014 году для маршрута № 33 (Бархатовой — ж/д вокзал) закупили 12 новых ЛиАЗов, оснащённых Wi-Fi — каждый обошёлся в 3,9 миллиона рублей. После этого интервал движения автобусов на маршруте уменьшился — раньше пассажиры ждали их 17–20 минут, но новые машины сократили время до 8 минут. Правда, о Wi-Fi в автобусах особо с тех пор никто и не слышал.
В следующем году автопарк Омска пополнился лишь одним автобусом, после чего наступило длительное затишье. Лишь в октябре 2017 года в департаменте транспорта показали новые машины — 18 автобусов среднего класса ПАЗ «Вектор». Всего этих автобусов должно было прийти 30, и в декабре 2017 года новоиспечённый мэр города Оксана Фадина вручила водителям ключи ещё от 12 новых ПАЗов. Каждый из этих автобусов стоил 4,65 миллиона рублей, всех их направили на маршруты, обслуживающие окраины города, и в места с небольшим пассажиропотоком.
А в 2018 году автобусный парк города ждало самое масштабное обновление. В июне стало известно о том, что ПАТП № 8 закупает 150 новых автобусов ПАЗ «Вектор NEXT» модификации «городской, доступная среда». Они должны были поступить в город двумя партиями, в каждой по 75 машин. Но из-за американских санкций один из контрактов сорвался, поэтому условия пришлось пересмотреть. Заменой для утраченной партии стал контракт на 20 автобусов большого класса и на 25 машин среднего класса вместимостью не менее 52 человек. Кроме того, в сентябре мэрия объявила аукцион на закупку 100 маршруток, работающих на газу, — это были первые муниципальные маршрутки в городе. В итоге 100 ПАЗов полностью вышли на маршруты Омска в октябре 2018 года, сто маршруток оказались на территории ПАТП № 8 в конце года и лишь автобусы большого класса презентовали на парковке возле «Континента» уже в январе 2019 года.
Что же касается информации о списанных автобусах за этот период, то она оказалась очень неполной. Из-за объединения ПАТП, случившегося в мае 2018 года, найти сведения о списанных автобусах на предприятиях, которые раньше были независимыми, а не входили в состав ПАТП № 8, департамент транспорта не сумел. Впрочем, даже информация за последние три года выглядит очень показательно, поскольку масштабное обновление автобусного автопарка началось именно в 2018 году. После того как в Омск привезли новые ПАЗы, муниципальные «Газели» и 20 новых автобусов, на списание отправились абсолютно все длинномеры (мы, кстати, прощались с последним из них), а также наиболее старые ЛиАЗы (2003–2004 годов выпуска). В сентябре 2018 года директор ПАТП № 8 Виталий Маслик говорил о списании 100 машин. В итоге цифры оказались более внушительными — 55 машин отправились на списание в 2018 году и 94 — в следующем. В этом году успели списать уже 22 автобуса.
Троллейбусы
54 новых;
84 списаны.
Электрический транспорт, в отличие от автобусов, в Омске обновлялся крайне редко. Троллейбусам в этом плане повезло больше, чем трамваям. В 2009 и 2014 году парк пополнялся 10 новыми машинами, а в этом году в Омск приедут сразу 33 новых троллейбуса. Разберём эти обновления подробнее.
В декабре 2009 года в троллейбусном депо у остановки «Городок водников» презентовали 10 новых ЛиАЗ-52803. После этого свежих поступлений пришлось ждать 4 с небольшим года — в феврале 2014 года в Омск привезли 10 новых низкопольных троллейбусов от завода «Тролза». Эти троллейбусы удалось купить дешевле, чем они стоят на самом деле: каждый стоил 5,5 миллиона рублей, в то время как их обычная цена составляла 7 миллионов. Машины были оборудованы ещё и системой автономного хода, а в салонах работал Wi-Fi.
После этого троллейбусный парк обновлялся только за счёт капитально-восстановительного ремонта (старые машины разбирают до основания, а затем собирают вновь, используя новые детали), пока не наступил 2020 год. В конце мая стало известно, что в Омск приедут сразу 33 новых троллейбуса — большую часть затрат (60%) на них закрыли с помощью федеральной субсидии, остальные расходы оказались на плечах МП «Электрический транспорт». Позднее выяснилось, что новые троллейбусы будут стоить 921 миллион рублей. В Омск привезут машины «Адмирал» от ПК «Транспортные системы» в Энгельсе, первая партия будет в городе уже в августе.
Зато списание троллейбусов шло стабильно. Каждый год (за исключением периода 2010–2012 годов) в троллейбусном депо списывали не менее пяти машин. Всё это связано с тем, что троллейбусы в Омске сильно изношены. В прошлом году износ парка составил 97%.
Трамваи
15 новых (под новыми подразумеваются трамваи, переданные из Москвы);
17 списанных.
Самая печальная ситуация с обновлением у трамваев. С 2009 года (и это только учитываемый департаментом транспорта период) в городе не появилось ни одного нового вагона. В 2016 году из Москвы в наше трамвайное депо передали пять трамваев, выпущенных в 1995 и 1998 годах. Спустя четыре года столица предоставила ещё 10 вагонов, но более новых — 2008–2009 годов выпуска. Первую партию привезли в Омск в середине июня (три трамвая), вторую — спустя две недели (ещё три трамвая). Все эти трамваи ранее уже ездили по московским маршрутам, поэтому новыми их назвать нельзя. Остальные обновления трамвайных вагонов связаны с капитально-восстановительным ремонтом, как и у троллейбусов.
Впрочем, трамваи списывались намного реже: за указанный дептрансом период в год на списание отправлялись в среднем два-три вагона, а иногда и вовсе обходилось без таких критичных мер. Лишь в 2020 году в трамвайном депо списали сразу пять вагонов. Износ трамвайного парка в прошлом году составил 94%.
Выводы
Несмотря на то, что администрация города стремится обновить общественный транспорт, статистика пока не сильно радует. В МП «Электрический транспорт» количество списанных троллейбусов и трамваев значительно превышает число приобретённых (особенно если не учитывать 15 б/у трамваев из Москвы, которые достались городу бесплатно). 33 новых троллейбуса значительно обновят парк, но нужно понимать, что это только замена уже изношенного транспорта, а не расширение. Казалось бы, ситуация с автобусами намного лучше — приобретённых в два раза больше, чем списанных. Но нужно помнить, что информация по списанию предоставлена всего за три последних года, а масштабное обновление автобусного парка произошло лишь в 2018 году. Поэтому работы у мэрии и департамента транспорта ещё очень много.