Трамваи и троллейбусы имеют немало преимуществ, но вкладывать в них деньги у нас не торопятся. Руководитель движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский написал для NGS55.RU колонку о том, почему нашему городу всё же стоит обратить внимание на электротранспорт.
— В 2019 году в России новые троллейбусные линии появились в Иркутске и Чебоксарах, трамвайные — в Казани и Санкт-Петербурге, в 2020 году в скором времени появятся новые троллейбусные и трамвайные линии в Магнитогорске, Екатеринбурге и Чите. И это не говоря об остальном мире, где электрический транспорт не только сохраняется, но и активно развивается и строится с нуля.
Почему же города уделяют внимание электротранспорту? Электротранспорт в мире — самый экономичный вид транспорта. Троллейбусы дешевле автобусов в среднем на 20%. Трамваи — вообще самый экономичный вид наземного городского транспорта. Именно поэтому успешные города дают приоритет электротранспорту в городе, стараются улучшить его работу, сделать его максимально привлекательным для пассажира.
А что в Омске? Самая новая троллейбусная линия построена в 1995 году в посёлок Солнечный, трамвайная — в 1996 году до улицы Дергачева (позже закрытая в 2007 и демонтированная в 2014). За счёт областного бюджета два новых трамвая куплены в 2006 году, 10 новых троллейбусов приобретены с учётом федеральной субсидии в 2009 году, трамвайные пути по улице Орджоникидзе отремонтированы в 2008 году вместе с реконструкцией улицы.
Всё остальное обновление парка подвижного состава (закупка десяти троллейбусов, одного трамвая, проведение капитально-восстановительного ремонта трамваев и троллейбусов), ремонт трамвайных путей и контактной сети ведутся только за счёт собственных средств муниципального предприятия «Электрический транспорт».
Несмотря на то, что публично городские и областные власти поддерживают электротранспорт, по факту омским трамваям и троллейбусам уделяется неоправданно мало внимания.
Вот, например, в «майском указе» президент РФ Владимир Путин требует сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Омска, Читы, Магнитогорска и других городов более чем на 20%. В ответ на это власти Читы, например, проектируют и строят новые троллейбусные линии, в Магнитогорске — трамвайные, закупается новый подвижной состав, заменяя автотранспорт экологически чистым электротранспортом.
В Омске доля загрязнения атмосферы автотранспортом составляет 32% от всего объёма загрязнения. При этом максимальный объём загрязняющих веществ транспортом выбрасывается как раз в местах скопления большого количества людей — на остановках и перекрёстках. В момент разгона (например, отъезд автобуса от остановки или старт с перекрёстка) выбрасывается примерно в два раза больше отравляющих веществ, чем при установившихся режимах работы двигателя. Троллейбус и трамвай в момент старта не выбрасывают в атмосферу загрязняющих веществ.
Можно, конечно, заменить дизельные автобусы метановыми. Это снизит, но не ликвидирует выбросы. Автобусы на метане всё-таки выбрасывают в атмосферу углекислый газ, окись серы и азота, продукты неполного сгорания углеводорода, микрочастицы. И постоянно вдыхать выхлопные газы автобуса, работающего на метане, так же опасно для жизни, как и автобуса, работающего на дизеле или бензине. С работающими троллейбусом или трамваем находиться даже в закрытом боксе безопасно.
Уже только поэтому, на мой взгляд, омским властям следует поддержать электротранспорт, например, обновляя подвижной состав трамваев и троллейбусов (в том числе с привлечением федеральных льгот и субсидий), проводя реконструкцию улиц с модернизацией трамвайных путей и троллейбусных линий.
Конечно, и самому электротранспорту есть куда развиваться. Например, в соседних городах по нашему федеральному округу троллейбусы и трамваи ездят куда быстрей, чем в Омске. Общественное движение «Омичи за трамвай» проводило опрос и выяснило, что омичи не прочь больше ездить на троллейбусах и трамваях, но их категорически не устраивает скорость движения местного электротранспорта. Доходило до того, что некоторые омичи даже жаловались на графики троллейбусов в мэрию, но получали стандартные отписки типа «нужны современные скоростные троллейбусные стрелки, но денег на них нет».
Интересно, что ряд активных горожан и общественных организаций самостоятельно организовали сбор пожертвований на скоростные современные спецчасти контактной сети. Возможно, уже в этом году в Омске появится современная стрелка, которую троллейбус будет проходить не снижая скорости.
Согласны с автором?