В апреле этого года депутаты омского горсовета предлагали увеличить интервал электронных проездных «Омка». Сейчас пассажиры могут пересесть из одного автобуса в другой в течение 45 минут: в таком случае первая поездка обойдётся в 25 рублей, вторая — бесплатно. Депутаты предлагали увеличить интервал до 60 минут, но в итоге это решение так и не было одобрено.
Правильно ли поступили в горсовете? Ведь в городе есть такие места, в которые точно не доберёшься без пересадки, а 45 минут на всё про всё может и не хватить. Стоит брать в расчёт и то, что гарантированно этой опцией можно воспользоваться только в муниципальном транспорте — частники хоть и стали наконец принимать электронные проездные, но пересадочный тариф работает далеко не у всех. Мы выбрали три самых неудобных маршрута, на которых без пересадки просто не обойтись, и отправили туда нашего корреспондента Виктора Старцева. Получится ли у него провернуть всё за 45 минут, или же интервал необходимо увеличивать? Будем разбираться!
Маршрут № 1. Московка-2 (ул. Гашека) — Старый Кировск
Прямой транспорт: нет.
Варианты пересадки с использованием пересадочного тарифа: автобусы № 20, 95 — до остановки «Голубой огонёк» и пешком к остановке «Магазин "Жемчужина"», автобус № 61 — до остановки «Магазин "Жемчужина"».
Самый проблемный маршрут нашего материала — поездка из Московки-2 в Старый Кировск. Эти два района не связаны прямыми автобусами, троллейбусами и маршрутками, поэтому такое путешествие как будто специально было создано для эксперимента с временем на пересадку. Самые быстрые возможности пересесть на транспорт до Старого Кировска для жителей Московки-2 есть только на остановке «Магазин "Жемчужина"», и к ней от конечной на улице Гашека ведут сразу три маршрута — один прямой (№ 61) и два почти прямых, после которых придётся немного пройтись пешком (№ 20 и 95). После пяти минут ожидания мне досталась муниципальная маршрутка № 61. Засекаем время — 15:25. Путь начался!
Несмотря на все собранные по пути пробки (на перекрёстке Новокирпичной, Машиностроительной и 6-й Станционной, а также на Масленникова), в целом путь до «Жемчужины» практически уложился в 45 минут. Не хватило совсем чуть-чуть — маршрутка № 414 подъехала, когда на часах было уже 16:11. Я провёл на остановке около двух минут, но пересадочный интервал не знает пощады. Никакого бесплатного проезда! Итоги поездки таковы:
путь: маршрутка № 61 — «Магазин "Жемчужина"» — маршрутка № 414;
время ожидания на стартовой остановке: 5 минут (не идёт в учёт);
время в пути до промежуточной остановки: 44 минуты;
время ожидания на пересадке: 2 минуты;
пересадочный интервал: 46 минут (+1 минута к лимиту «Омки»).
Маршрут № 2. Микрорайон Первокирпичный — Нефтяники
Прямой транспорт: автобус № 29.
Варианты пересадки с использованием пересадочного тарифа: автобус/маршрутка № 94, маршрутка № 503 — до остановки «Главпочтамт», автобус № 72, маршрутка № 222 — до остановки «Госпиталь».
Жители Кирпичного и Завертяева находятся в чуть более выгодном положении — в Нефтяники ходит прямой автобус № 29. Тем не менее жалобы на то, что этот автобус можно встретить не так часто, как хотелось бы, присутствуют. Следовательно, есть потребность в пересадках — хочется ведь добраться побыстрее до места назначения! Главная проблема в том, что во многих местных маршрутках пересадочный тариф не работает — например, № 276, 350. Соответственно выгодных вариантов становится чуть меньше.
Ждать нужного транспорта на остановке «Микрорайон Первокирпичный» пришлось чуть дольше — около пятнадцати минут. За это время мимо не проехал ни один автобус № 29. Лишь пара из них направлялись в противоположную сторону, но ко мне так и не успели. Мелькали и маршрутки, на которых пересадочный тариф не работает. Наконец в 16:52 появилась маршрутка № 503, терминал которой и принял мою потрёпанную временем и жизнью «Омку».
Из-за того, что начинался вечерний час пик, в пробках пришлось постоять дольше, чем при поездке с Московки-2, и к промежуточной остановке я подъехал с опозданием. Но, несмотря на это, пересадочный интервал и здесь оказался не сильно превышен — автобус № 20 подъехал к остановке «Главпочтамт» в 17:45 (конец интервала — 17:37). Итоги по второму маршруту следующие:
путь: маршрутка № 503 — остановка «Главпочтамт» — автобус № 20;
время ожидания на стартовой остановке: 15 минут (не идёт в учёт);
время в пути до промежуточной остановки: 50 минут;
время ожидания на пересадке: 1 минута;
пересадочный интервал: 51 минута (+6 минут к лимиту «Омки»).
Маршрут № 3. Бархатовой — посёлок Солнечный
Прямой транспорт: автобус № 90, маршрутки № 345 и 922 (все — остановка на улице Бородина).
Варианты пересадки с использованием пересадочного тарифа (с остановки на улице Бархатовой): автобус № 3 — до остановки «Арена Омск», автобус № 33 — до остановки «КДЦ "Кристалл"».
Главная проблема конечной остановки на улице Бархатовой — их две, и с каждой идут разные маршруты. Весь прямой транспорт до посёлка Солнечный пришёлся на остановку, которая расположена на улице Бородина, и если автобус № 90 — достаточно редкий гость, то маршрутки № 922 и 345 ходят относительно исправно. Но что делать жителям улицы Бархатовой и проспекта Менделеева? Им остаются только варианты с пересадкой, и выгодных из них лишь два. Остальные маршрутки либо вовсе не принимают электронные проездные, либо не учитывают пересадочный тариф. А между тем это было бы очень выгодно для пассажиров — путь от Бархатовой до «Кристалла» на маршрутке занимает всего 16 минут.
Пришлось выбирать из двух имеющихся автобусов. Маршрут автобуса № 3 до промежуточной точки намного короче, но дождаться его — занятие для сильных духом. Автобус № 33 же ходит часто, но при этом придётся совершить увлекательное путешествие по Нефтяникам, что значительно сократит вероятность уложиться в пересадочный интервал. В итоге путь до остановки «КДЦ "Кристалл"» занял 33 минуты, а троллейбус № 67 до Солнечного подъехал через шесть минут. Этот маршрут стал единственным из трёх, на котором я уложился в заданный для «Омки» интервал:
путь: автобус № 33 — остановка «КДЦ "Кристалл"» — троллейбус № 67;
время ожидания на стартовой остановке: 4 минуты (не идёт в учёт);
время в пути до промежуточной остановки: 33 минуты;
время ожидания на пересадке: 6 минут;
пересадочный интервал: 39 минут (–6 минут от лимита «Омки»).
Выводы
45 минут на длительные маршруты хватает далеко не всегда. Но, учитывая все вышеперечисленное, есть только три решения этой проблемы.
Первое: идеальный интервал для пересадочного тарифа — 60 минут. На двух из трёх маршрутов для выгодной пересадки не хватило считаных минут, и это с учётом всех пробок на пути. В то же время поднимать порог выше уже не пригодится.
Второе: проблема если не исчезнет совсем, то перестанет быть заметной, если все частные перевозчики примут пересадочный тариф. Да, в маршрутках пока с трудом приживается привыкание даже к электронным проездным и банковским картам, но тем не менее у некоторых частных перевозчиков «Омки» работают полноценно и оправдывают своё назначение. Пассажирам некогда раздумывать над тем, в какую маршрутку сесть, чтобы сэкономить.
Третье: интервал не понадобится увеличивать, если дороги будут меньше загружены. Но для этого нужна хорошо развитая транспортная система — это и общественный транспорт, и городские дороги, и работа с владельцами личных автомобилей. Чем-то подобным сейчас пытается заниматься ИТП «Град», специалисты которого разрабатывают изменения для генерального плана Омска.