Все новости
Все новости

Шезлонги и хрусталь в ресторанах: фоторепортаж с огромного теплохода, гниющего под Омском

Электроход, возивший туристов по Оби, доживает свою жизнь в Омске

«Композитор Алябьев» уже много лет мирно стоит у берега

Поделиться

Теплоход «Композитор Алябьев» уже давно может считаться своеобразным символом Омска. К плаваниям он не годится и стоит в затоне у левого берега Иртыша, но, несмотря на это, представляет собой очень интересное зрелище — особенно внутри. Мы решили узнать побольше о судьбе теплохода.

Таким красавцем он когда-то был

Таким красавцем он когда-то был

Поделиться

Для начала выяснилось, что с технической точки зрения это дизель-электроход: судно снабжено дизельным четырёхтактным бескомпрессорным реверсивным двигателем. «Композитор Алябьев» был построен в 1957 году в рамках третьей серии проекта 785АА в Чехословакии, на заводе Slovenske Lodenice в городе Комарно (современная Словакия). В общей сложности в этой серии было 36 кораблей, которые получали свои названия сначала в честь союзных республик, а потом — в честь композиторов. «Россия», «Украина» и так далее вплоть до «Эстонии» сошли со стапелей в 1952–1955 годах, а потом пришла очередь «Антона Рубинштейна», «Чайковского», «Мусоргского» и т. д.

Интерьеры теплохода местами заставляют вспомнить «Космическую Одиссею 2001 года»<br>

Интерьеры теплохода местами заставляют вспомнить «Космическую Одиссею 2001 года»

Поделиться

А местами вспоминается «Сталкер» Тарковского

А местами вспоминается «Сталкер» Тарковского

Поделиться

Интересно, что «Украина» уже через год после выпуска сгорела, и её название перешло к другому судну того же типа, позже переименованному в «Булгарию» и получившему печальную известность в 2011 году. Этот теплоход затонул в Куйбышевском водохранилище, и тогда погибло 122 человека.

Вот так выглядит штурвал «Алябьева». Кстати, судя по высоте потолка, рулевой должен был быть не слишком высоким

Вот так выглядит штурвал «Алябьева». Кстати, судя по высоте потолка, рулевой должен был быть не слишком высоким

Поделиться

Принимать «Композитора Алябьева» в Комарно прибыли капитан Темнов и механик Арбеков. В открытых источниках можно найти описание судна при приёмке:

— Корпус судна прочный и может эксплуатироваться в условиях водохранилища. […] Управление главными электромоторами производится с капитанского мостика, из рулевой рубки, а также в самом машинном отделении. Имеются два музыкальных салона, два ресторана, каюты первого и второго классов — двухместные, а в третьем они оборудованы по типу купейных вагонов. В каждой каюте первого и второго классов кровать-диван, раздвижной стол, настольная лампа, вентилятор, умывальник с горячей и холодной водой. Прогулочные палубы обставлены плетёными креслами и шезлонгами. Хорошо оснащены и камбузы судна. Они располагают электроплитами с духовыми шкафами, электрокотлом для варки первых блюд, универсальными кухонными машинами, выполняющими три операции: чистку картофеля, замес теста и приготовление мясного фарша.

Даже спасательные шлюпки остались на борту. Правда, их время не пощадило

Даже спасательные шлюпки остались на борту. Правда, их время не пощадило

Поделиться

По максимуму теплоход мог вместить 443 пассажира, при этом спальных мест там было 259; команда должна была включать 47 человек. Из Чехословакии «Композитор Алябьев», как и его «собратья», спустился по Дунаю (ходовые рубки на время этого путешествия разобрали, чтобы суда могли проходить под речными мостами) и остался на отстой в Измаиле до весны 1959 года. Потом он обогнул Европу, следом за ледоколом прошёл Баренцево и Карское моря и в августе того же года вошёл в Обскую губу. 23 сентября «Композитора Алябьева» и «Композитора Балакирева» встретили в Дубровино, на подходе к Новосибирску. Уже в октябре теплоход отправился на новую зимовку — на Бердский рейд.

Советских туристов 60-х годов интерьеры теплохода очень впечатляли. Коридоры и сейчас выглядят как новые, если не присматриваться к деталям

Советских туристов 60-х годов интерьеры теплохода очень впечатляли. Коридоры и сейчас выглядят как новые, если не присматриваться к деталям

Поделиться

В 1960 году «Композитора Алябьева» поставили на туристическую линию по Оби: Новосибирск — Камень-на-Оби — Новосибирск — Тобольск. Всего за сезон он делал пять рейсов и перевозил около 1200 отдыхающих.

Каюты даже сейчас могут впечатлить, но везде следы запустения

Каюты даже сейчас могут впечатлить, но везде следы запустения

Поделиться

Внешне он выглядел великолепно, — вспоминает один из участников такого плавания. — Весь белый... Внутри было ещё лучше: полированное дерево, ковры, зеркала, два салона, два ресторана. В ресторанах хрусталь, мельхиор, фарфоровые сервизы с вензелями «Композитор Алябьев». Такие же вензеля были вытканы на салфетках, скатертях, постельном белье.

«Лево руля», «Право руля»...

«Лево руля», «Право руля»...

Поделиться

Изначально теплоход предназначался для перевозки иностранных туристов — с этим и могло быть связано описанное великолепие, казавшееся советским людям 60-х годов настоящей роскошью. Пейзажи, которые могли увидеть туристы, не уступали «алябьевским» интерьерам.

Когда-то с палубы «Композитора Алябьева» можно было увидеть и другие пейзажи

Когда-то с палубы «Композитора Алябьева» можно было увидеть и другие пейзажи

Поделиться

Показать было что, — вспоминает тот же турист, — белые ночи, громадные кедры, заросли цветущей черёмухи, незабудки, ирисы, жарки, саранки, орхидеи. Стаи лебедей.Тысячи птиц гнездились на отмелях, в траве, в береговых обрывах. Из Обской губы шла на нерест рыба: лососёвые, сиги, нельма, муксун. За час стоянки неводом набирали 10–15 вёдер отборной рыбы.

Странно, но есть в этом пейзаже что-то космическое

Странно, но есть в этом пейзаже что-то космическое

Поделиться

Однако долго обские плавания «Алябьева» не продлились: вскоре он был передан Иртышскому пароходству. Именно в это время были открыты месторождения нефти и газа на Севере, а потому речное судоходство резко активизировалось. Вверх по течению Иртыша и Оби везли сырую нефть, вниз — стройматериалы. А у «Композитора Алябьева» в новое время появились новые задачи.

Это, по-видимому, помещение ресторана

Это, по-видимому, помещение ресторана

Поделиться

— Теплоход работал как плавучая поликлиника, — объяснил бывший директор Иртышского пароходства Иван Яновский. — На нём проходили медицинские осмотры…

На борту «Алябьева» наверняка организовывались отличные вечеринки

На борту «Алябьева» наверняка организовывались отличные вечеринки

Поделиться

Такую роль «Алябьев» играл до 90-х годов, когда стал жертвой своего возраста и коммерческой реорганизации. Какое-то время он использовался как стоечная база дома отдыха, а потом был списан.

Поделиться

— Мы его передали в своё время, как бы его не порезали уже, — констатировал Яновский.

Однако «Алябьева» не «порезали»: он дотянул до наших дней. В интернете можно найти сообщения, что на на какое-то время его переименовывали в «Макаренко» и «Святую Елену», но это определённо не так: «Макаренко» — теплоход другого типа, построенный в том же году. В 2009 году «Алябьева» купила частная компания, решившая отреставировать его и использовать по назначению. Восстановительные работы действительно начались, но теплоход так и не вернулся в строй.

Долго ли ещё стоять «Алябьеву» у иртышского берега, неизвестно.

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter