![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/a7/b4/d9a7b45e4b28056c4d32933e8256110c/656x438_1:5603_f98742f1f3eb5a23e28e9279b020a257@2500x1667_0x0DZALeJC_5281721838582365751.jpg.webp)
Теплоход «Композитор Алябьев» уже давно может считаться своеобразным символом Омска. К плаваниям он не годится и стоит в затоне у левого берега Иртыша, но, несмотря на это, представляет собой очень интересное зрелище — особенно внутри. Мы решили узнать побольше о судьбе теплохода.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/36/37/f4/3637f4dd7c3d84507bd834005a8959e7/656x445_1_09c66020cbeba13bf3d15949260bd310@1050x711_0xFk1mPyAg_9488203342785658909.jpg.webp)
Для начала выяснилось, что с технической точки зрения это дизель-электроход: судно снабжено дизельным четырёхтактным бескомпрессорным реверсивным двигателем. «Композитор Алябьев» был построен в 1957 году в рамках третьей серии проекта 785АА в Чехословакии, на заводе Slovenske Lodenice в городе Комарно (современная Словакия). В общей сложности в этой серии было 36 кораблей, которые получали свои названия сначала в честь союзных республик, а потом — в честь композиторов. «Россия», «Украина» и так далее вплоть до «Эстонии» сошли со стапелей в 1952–1955 годах, а потом пришла очередь «Антона Рубинштейна», «Чайковского», «Мусоргского» и т. д.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/a5/25/bea525655b8be83e4d56a6d6a70b5b9e/656x438_1:5603_72602e4f64331e70fb10d1c5e28cf443@2500x1667_0xJRkyc71X_5198228289566106402.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3a/ff/87/3aff87f3c6c0392ad491a7180a1aa1a2/656x438_1:5603_04443981616596ba4af938c2664305da@2500x1667_0xTpiy8biE_1186134715461841737.jpg.webp)
Интересно, что «Украина» уже через год после выпуска сгорела, и её название перешло к другому судну того же типа, позже переименованному в «Булгарию» и получившему печальную известность в 2011 году. Этот теплоход затонул в Куйбышевском водохранилище, и тогда погибло 122 человека.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/f0/1f/75f01f14f5b3c53a1ab0b99afc3adb35/656x438_1:5603_a897e6d1da0538928ab21880d2c94061@2500x1667_0xIqnUEVNv_7837910406756579048.jpg.webp)
Принимать «Композитора Алябьева» в Комарно прибыли капитан Темнов и механик Арбеков. В открытых источниках можно найти описание судна при приёмке:
— Корпус судна прочный и может эксплуатироваться в условиях водохранилища. […] Управление главными электромоторами производится с капитанского мостика, из рулевой рубки, а также в самом машинном отделении. Имеются два музыкальных салона, два ресторана, каюты первого и второго классов — двухместные, а в третьем они оборудованы по типу купейных вагонов. В каждой каюте первого и второго классов кровать-диван, раздвижной стол, настольная лампа, вентилятор, умывальник с горячей и холодной водой. Прогулочные палубы обставлены плетёными креслами и шезлонгами. Хорошо оснащены и камбузы судна. Они располагают электроплитами с духовыми шкафами, электрокотлом для варки первых блюд, универсальными кухонными машинами, выполняющими три операции: чистку картофеля, замес теста и приготовление мясного фарша.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/03/66/13/036613b6dd7e7e8788105f35cfa28a77/656x438_1:5603_313553c8ba12d72becfb9394abfe7ca3@2500x1667_0x2AumFZxD_3786625667849897109.jpg.webp)
По максимуму теплоход мог вместить 443 пассажира, при этом спальных мест там было 259; команда должна была включать 47 человек. Из Чехословакии «Композитор Алябьев», как и его «собратья», спустился по Дунаю (ходовые рубки на время этого путешествия разобрали, чтобы суда могли проходить под речными мостами) и остался на отстой в Измаиле до весны 1959 года. Потом он обогнул Европу, следом за ледоколом прошёл Баренцево и Карское моря и в августе того же года вошёл в Обскую губу. 23 сентября «Композитора Алябьева» и «Композитора Балакирева» встретили в Дубровино, на подходе к Новосибирску. Уже в октябре теплоход отправился на новую зимовку — на Бердский рейд.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f8/50/00/f8500033f766e0cdbc0217e3b4987ce3/656x438_1:5603_f8152a81a459d4463aa7025d9c18451e@2500x1667_0xF6TxWBhd_1658698956913510366.jpg.webp)
В 1960 году «Композитора Алябьева» поставили на туристическую линию по Оби: Новосибирск — Камень-на-Оби — Новосибирск — Тобольск. Всего за сезон он делал пять рейсов и перевозил около 1200 отдыхающих.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/b0/c7/8ab0c7523604aea7db276c9d5b8f45f1/656x438_1:5603_3766f7bc37cc6320fc32d975ef7ee027@2500x1667_0xonJ0bUlZ_9442988380127541261.jpg.webp)
— Внешне он выглядел великолепно, — вспоминает один из участников такого плавания. — Весь белый... Внутри было ещё лучше: полированное дерево, ковры, зеркала, два салона, два ресторана. В ресторанах хрусталь, мельхиор, фарфоровые сервизы с вензелями «Композитор Алябьев». Такие же вензеля были вытканы на салфетках, скатертях, постельном белье.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/65/2a/a3/652aa3815359307809068e07e3691ca9/656x438_1:5603_41345293d9a6e587b2067924f06e8931@2500x1667_0xjILOqyAK_9178543876027884649.jpg.webp)
Изначально теплоход предназначался для перевозки иностранных туристов — с этим и могло быть связано описанное великолепие, казавшееся советским людям 60-х годов настоящей роскошью. Пейзажи, которые могли увидеть туристы, не уступали «алябьевским» интерьерам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e9/45/68/e945689108e409eca4c35121aef2d2b3/656x438_1:5603_74152991ac97cb91ec637329657c148b@2500x1667_0x406neA7C_4940739632564702995.jpg.webp)
— Показать было что, — вспоминает тот же турист, — белые ночи, громадные кедры, заросли цветущей черёмухи, незабудки, ирисы, жарки, саранки, орхидеи. Стаи лебедей.Тысячи птиц гнездились на отмелях, в траве, в береговых обрывах. Из Обской губы шла на нерест рыба: лососёвые, сиги, нельма, муксун. За час стоянки неводом набирали 10–15 вёдер отборной рыбы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/07/c7/ad07c740746b4e3643f5ad0b681facbb/656x438_1:5603_3a7b2d620d137b99646ef0c608be8ee4@2500x1667_0xzfaZTVTU_9037168350958641688.jpg.webp)
Однако долго обские плавания «Алябьева» не продлились: вскоре он был передан Иртышскому пароходству. Именно в это время были открыты месторождения нефти и газа на Севере, а потому речное судоходство резко активизировалось. Вверх по течению Иртыша и Оби везли сырую нефть, вниз — стройматериалы. А у «Композитора Алябьева» в новое время появились новые задачи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/80/64/43/8064438de6199377c62168af90716337/656x438_1:5603_931e89b3d9900e04e3ab438a473f41b8@2500x1667_0xAitecA72_0470970035092299146.jpg.webp)
— Теплоход работал как плавучая поликлиника, — объяснил бывший директор Иртышского пароходства Иван Яновский. — На нём проходили медицинские осмотры…
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/52/c8/4c52c8fe7635acc0301634833e052199/656x438_1:5603_c70974933ef8ccd27c971f99a4e8c407@2500x1667_0xuRsR9YN6_7662522347731346567.jpg.webp)
Такую роль «Алябьев» играл до 90-х годов, когда стал жертвой своего возраста и коммерческой реорганизации. Какое-то время он использовался как стоечная база дома отдыха, а потом был списан.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/33/61/7b/33617b7fc90fcac9af0ebd0d4b946319/656x438_1:5603_eaed85231ff32042ba055393ef04d5e9@2500x1667_0xCDuqx0WZ_1949646322448289541.jpg.webp)
— Мы его передали в своё время, как бы его не порезали уже, — констатировал Яновский.
Однако «Алябьева» не «порезали»: он дотянул до наших дней. В интернете можно найти сообщения, что на на какое-то время его переименовывали в «Макаренко» и «Святую Елену», но это определённо не так: «Макаренко» — теплоход другого типа, построенный в том же году. В 2009 году «Алябьева» купила частная компания, решившая отреставировать его и использовать по назначению. Восстановительные работы действительно начались, но теплоход так и не вернулся в строй.
Долго ли ещё стоять «Алябьеву» у иртышского берега, неизвестно.