Дома у Маши Беломоиной царит творческая атмосфера. Мастерская с белыми бетонными стенами, мольберты, графические зарисовки, инструменты для сборки украшений. На столе лежат бокорезы, кусачки, леска и измеритель размера браслетов. Когда представляешь себе среднестатистического мастера ювелирного дела, то в голову приходит образ старичка в толстых очках и с красными от работы руками. Но перед нами 12-летняя улыбчивая девочка Маша.
Кулоны для жен и дочерей
Маша Беломоина — школьница омской гимназии № 159. Мама Маши, Дарья, занимается дизайном интерьеров, а у папы свой ювелирный магазин. Дочка тоже решила освоить творческую профессию: она своими руками делает украшения из эпоксидной смолы и драгоценных камней. Год назад она окончила детские курсы по предпринимательству. Теперь свои знания она применяет на практике.
Мы встретились с Машей солнечным мартовским днем. По пути в мастерскую девочка рассказала нам о своих буднях:
— В школе у нас много уроков, а весной хочется отдохнуть. Последний урок перед каникулами был русский язык, так сильно хотелось, чтобы он поскорее прошел. Бежали оттуда такие счастливые.
После школы Маша делает у себя дома украшения. Там у нее два места работы: ее комната и отдельная мастерская на первом этаже. Маша садится за стол и добавляет:
— Украшения занимают, конечно, много времени, но на себя время тоже есть. Мне нравится краситься, работать с косметикой, создавать стиль.
Украшения, как и макияж, помогают людям найти свою индивидуальность. На полке в комнате расположена ее весенняя коллекция: разноцветные кулоны и серьги.
— Я спрашиваю, что по душе человеку: какие цвета, камни, что ему нравится. Клиенты больше мужчины, они заказывают себе кулоны, покупают дочерям и женам тоже, — делится Маша.
Совет от папы
Семья Маши помогла ей определить вектор развития. После первого занятия на детских курсах по предпринимательству у девочки было много разных мыслей о своем первом деле. Хотелось делать ароматное мыло или то, что поможет человеку быть стильным и красивым.
— После первого занятия мы ехали домой с папой и разговаривали. Думали, как лучше начать. Папа предложил мне делать украшения из эпоксидной смолы, а потом добавлять туда натуральные камни и сухоцветы, — рассказывает Маша.
Папа помогает не только с идеями, но и с материалами для работы. Из своего магазина он приносит дочери камни и подсказывает, где купить хорошую эпоксидную смолу. Дизайнерский опыт Машиной мамы тоже пригодился. Она подсказывает, как создавать по-настоящему гармоничные украшения и верно сочетать цвета друг с другом.
— Некоторые старые украшения, которые я делала давно, мне сейчас уже не нравятся. Фурнитура не подходит, камни не сочетаются между собой. Не нравится, когда ненатуральное с натуральным есть в одном украшении. Теперь я так не делаю. Хочется не просто мастерить, а делать людей красивыми, — говорит девочка.
Сейчас Маша чувствует себя увереннее. В ее ассортименте — браслеты, кулоны и серьги. Она научилась работать с натуральными материалами и находить их самостоятельно. Например, сухоцветы она подбирает прямо на улице во время прогулок.
— Даже если страшно, я все равно это делаю. Да, это трудоемко, и изначально я не знала, как создавать композицию. Нужно не бояться просить совета и учиться, — уверена Маша.
Подарок
В мастерской Маши столы завалены леской и коробками с материалами. Свое место здесь занимает небольшой полировальный станок. Это подарок предпринимателя Айдара Булатова: год назад Маша выиграла в его конкурсе на лучший рассказ о себе и о своем деле, а под Новый год получила свой приз. С тех пор девочке гораздо проще полировать изделия из эпоксидной смолы.
— До станка я делала все вручную. Он очень тяжелый, и это настоящий инструмент. Первый в моей жизни, — говорит Маша.
Девочка садится за станок. Прежде чем полировать, нужно подготовиться: надеть защитную маску, протереть изделия и налить воду в резервуар для промывания.
— Опасно так работать?
— Совсем нет, я никогда не ранилась за станком. Я больше боюсь за ногти. Перчатки не особо помогают. Я стараюсь держать изделие так, чтобы их не задевать. Сейчас особо не отращиваю ногти. Если у меня появляется ранка на руке, я не работаю. Нельзя, чтобы туда попадала пыль. Как-то раз у меня была аллергия, и я не делала украшения, потому что на пальцах рук были микротрещины, — отвечает девочка.
С эпоксидной смолой работают в несколько этапов. В чистую емкость нужно налить жидкую смолу, а затем добавить загуститель. Изделие высыхает два дня. По мнению Маши, для украшений лучше использовать ювелирную основу.
— Она не обычная, дорогая. Обычная смола подойдет для картин, но для украшений нужно выбрать качественную, — говорит Маша.
— Откуда ты знаешь технологию?
— Смотрю видео на ютьюбе. Там я узнаю, например, что от зажигалки изделие может испортиться.
Ценность драгоценностей
Жемчуг, турмалин, гематит с гранатом, янтарь, агат черный, серебряный гематит. Яркие камни, в отличие от сережек и кулонов из смолы, видны в коллекции издалека. Любимец Маши — гематит.
— Здесь нужно просверлить отверстие, затем надеть на нить камни, — показывает девочка.
Чтобы браслеты продавались, Маша отдает их в папин магазин. Она и сама не раз бывала в роли продавца на детских ярмарках, где продавала в среднем по пять кулонов.
Еще один инструмент Маши — «Инстаграм» (деятельность соцсети запрещена в РФ: компания Meta Platforms, Inc., куда она входит, признана в России экстремистской). Год назад она активно вела свою страничку, выставляла фото украшений и рассказывала о процессе. Сейчас большого запала для этого нет, поэтому продажи заметно упали.
— Для продажи главное — рассчитать стоимость. Изделия я оцениваю так. Эпоксидная смола стоит около 1500 рублей, загуститель — 500 рублей. Я считаю еще камни, блестки, сухоцветы. Мое время я тоже оцениваю. Около двух часов я работаю над украшением и оцениваю рублей в 300. В среднем украшения стоят 590 рублей. Самые дорогие материалы — агат черный, жемчуг черный и белый, агат кристалл, гематит, розовый кварц. Высчитываю, сколько стоит одна бусинка, и включаю их в стоимость, — говорит Маша.
Пять необычных техник
— Заниматься украшениями долго и сложно, не все понимают технологию. Как-то раз моя подруга вместе со мной делала, но быстро сдалась. Говорит, что ей сложно, — поделилась девочка.
Маша думала о том, какие качества нужны для этого дела. Перебирая варианты, она вспоминала свой путь. Девочка часто использовала подручные материалы, и это разжигало в ней интерес. Она рассказала о пяти своих любимых техниках.
Краски в эпоксидной смоле
Акрил, акварель и даже гуашь подходят для украшений из смолы. Эффект от них разный: цвет может быть ярким, если это гуашь, или блеклым, если это акварель.
— Оказалось, что акварель плохо видно, а акрил не засыхает, — говорит Маша.
Зубочистка как инструмент
— Как-то раз я карябала низ украшения, чтобы добиться интересного эффекта. Вожу по невысохшей смоле зубочисткой. Один раз получился силуэт девушки. Я сделала кулон, и у меня сразу же его купил один мужчина, — делится школьница.
Поп-ит как форма для смолы
В форму для игрушки поп-ит девочка однажды залила смолу. Получилось необычное украшение в виде чупа-чупса, из которого можно сделать серьги.
Лепка из полузастывшей смолы
В этом состоянии она похожа на пластилин, а дальше открывается простор фантазии.
Зеленка на руках
— Как-то раз у меня были руки в зеленке, отпечатки пальцев появились на украшении. Я даже не планировала так делать, но получилось необычно, — вспоминает Маша.
Разглядывая Машины украшения, я поняла, что одно из главных качеств для ювелирного мастера — это готовность к творчеству и экспериментам. Это своего рода художники, делающие людей чуть красивее и заметнее с помощью украшений.
— Сейчас я хочу сделать украшения очень насыщенных цветов, попробовать фуксию и кислотный зеленый. Весна все-таки, пусть люди встречают ее ярко, — подытожила Маша.