В домах, которые построила компания Юрия Гуринова, живут тысячи омичей
Фото: Сергей Брун
Поделиться
Глава холдинга «Завод сборного железобетона
— Юрий Самуилович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на строительном рынке в Омске?
— Омск на сегодняшний день — умирающий город. Динамика отрицательная. Как говорил Эдуард Бернштейн, «конечная цель — ничто, движение — всё». У нас сегодня движение не в ту сторону идет, и в результате всё сжимается.
— Количество построенного жилья сокращается?
— Если мы говорим про Омск, то однозначно да. Полежаевский рекорд — миллион квадратных метров за год (кажется, это был 2008 или
— Время, о котором вы говорите, было «золотым» — на страну сыпались нефтяные доллары, гремел строительный бум...
— Ну да. Поэтому падение после этого роста и было столь стремительным. Но вернемся в наши дни.
Глава холдинга каждый день изучает гору технических документов
Фото: Сергей Брун
Поделиться
— А с реализацией федеральных жилищных программ вам приходится соприкасаться? Например, с программой по расселению сирот? Многие строители считают ее условия кабальными...
— А мне-то зачем эти программы выполнять? У нас частное предприятие, и мы никому ничем не обязаны. Главный вопрос, который здесь нужно задать, — кому это надо? Вот кому? Мне не нужно, у меня свои задачи: предприятие обеспечить работой, выплатить вовремя налоги и зарплату сотрудникам. Кому нужны эти сироты несчастные? Кто конкретно ими занимается? Федерация? Регион? Муниципалитет? И кому теперь отвечать за то, что программа по сиротам не выполнена? Неуловимому Джо? По закону на одну сироту положено не менее 33 квадратных метров. У меня, например, площадь самой дешевой квартиры —
— Я знаю, что вы уже много лет не берете кредиты на строительство. Это ваша принципиальная позиция. Как вы пришли к такой схеме работы?
— К этой тактике я пришел
С недавних пор Юрий Гуринов начал строить жилье в Новосибирске
Фото: Сергей Брун
Поделиться
— А сложно ли с такой позицией работать?
— Ну как-то выжили же. Схема такая: мы сдали дом, оформили его в юстиции на себя, а потом продаем квартиры. Обман здесь невозможен. Никаких дольщиков и обманутых ожиданий.
— Несколько лет назад вы взялись достраивать микрорайон Академический, который возводила возле Телецентра потерпевшая крах «Восточно-Сибирская строительная компания». Омское правительство долго искало инвестора, и в итоге им стал «Завод сборного железобетона
— У меня был второй принцип — никогда не работать с государством, но я его нарушил. Меня попросили помочь — расселить обманутых дольщиков. Тогда мы работали с Фроловым (Сергей Фролов был вице-губернатором, а также временно исполняющим обязанности мэра, сейчас он возглавляет МП «Электрический транспорт». — Прим. ред.), а когда он ушел, губернатор сказал: «Я вообще понятия не имею, о чём вы говорите».
— Что сейчас с этой площадкой?
— Судимся. А с государством судиться очень тяжело. Когда мы пошли за разрешением на строительство, выяснилось, что по документам на этой площадке зона городских лесов. Нам удалось доказать в суде, что это не так, но теперь нам говорят: «Здесь парковок не хватает». В следующий раз скажут, что не хватает детских площадок. И это может без конца длиться.
— Дорого вам обошелся этот участок?
— Этот участок обошелся мне
— Ведете какие-то переговоры с региональным правительством по этому вопросу?
— Да это бесполезно. Я письмо написал губернатору. Но в ответ — тишина. А как с ними вести переговоры? Они не дети, всё сами понимают. Я поэтому и говорю, что нельзя с государством работать. Ты пытаешься играть с ними по их правилам, но они эти правила всё время меняют.
Юрий Гуринов принципиально не берет кредиты на строительство
Фото: Сергей Брун
Поделиться
— С недавних пор вы начали строить жилые дома в Новосибирске. Там условия комфортнее?
— Новосибирск — это новая тема, да. У них там более свободно. Во всяком случае, таких фортелей, как с Академическим, они не выкидывают. У них там такая структура, что директор департамента строительства является и вице-мэром. И по образованию он строитель, поэтому мы с ним разговариваем на одном языке. Никаких запретов типа «Мы вас в Новосибирск не пустим!» я от них не слышал. Наоборот: «Нам нужно наращивать объемы выпуска, так что приходите».
— Считаете, что в соседнем регионе рентабельнее возводить жилье?
— Я думаю, что да. Но пока не построю, не пойму. Пока точных выводов не могу делать, но, по предварительным расчетам, продажная цена у них выше, даже с тем учетом, что у меня поднимется себестоимость — ведь стройматериалы туда возить нужно.
— А что с площадкой на улице Шебалдина? Вы там уже несколько лет сносите частные дома под строительство многоэтажек. Жилой комплекс «На Омской» будет и дальше расти?
— Да, мы там снесли частный сектор, а людей переселили. Вообще, Омскую — Шебалдина мы мучаем
Прямо под окнами рабочего кабинета Юрия
Фото: Сергей Брун
Поделиться
— Как вы считаете, обязан ли застройщик следить за состоянием инфраструктуры возле дома, который он построил?
— Конечно, обязан. У нас этим занимаются свои управляющие компании. Но мы не настаиваем на том, чтобы жильцы дома выбрали именно нашу управляющую компанию. Если хотят другую — пожалуйста. Да мне в любом случае за дом отвечать: я его проектировал, изготавливал для него детали, потом строил. И если, не дай бог, что-то отвалится, не нужно будет искать виноватого (проектировщика, строителя) — это всё одно предприятие в одном лице. Поэтому я сам заинтересован в том, чтобы дом стоял долго и счастливо. И последнее звено — управляющая компания, которая должна обеспечить его правильную эксплуатацию.
— Планировки квартир сильно изменились за последнее время? Есть ли какие-то новые тенденции в этом направлении?
— Конечно. У нас же нормативы меняются по три раза в год. Если я захочу построить дом по образцу
— Что вы думаете по поводу компании «Брусника»? Много шуму было по поводу того, что она заходит в Омск...
— «Брусника» ни мне, ни Золотову (Олег Золотов — глава группы компаний «Стройбетон», которая также строит жилье в Омске. — Прим. ред.) не конкурент. И нужно учитывать, что прежде всего это девелопер. Вот у нас в компании я и строитель, я и девелопер. А им ведь нужно нанимать кого-то. В Кургане у них один квадратный метр стоит более