Впервые в нашей рубрике «Заброшенный Омск» — колонка. В прошлом материале о летних арестантских палатах на Гусарова, в которых лечился писатель Фёдор Достоевский, мы разместили опрос, чтобы выяснить, как омичи относятся к подобным зданиям. Оказалось, что большинство опрошенных — за то, чтобы сохранить эти здания на условиях полной реставрации либо любым другим способом. Но есть и те, кого категорически не устраивает, что памятники архитектуры в центральных частях города находятся в ужасном состоянии. Один из таких — экс-кандидат в мэры Омска Дмитрий Перевальский, которого волнует состояние дома на Рабиновича, 88. Больше ста лет назад в здании размещалась конспиративная квартира Омской городской подпольной организации РКП(б), но сейчас дом находится в аварийном состоянии и уже несколько лет как расселен. В своей колонке Перевальский обращается к министру культуры Омской области Юрию Трофимову.
— С кем вы, министр культуры?
Почему современное общество никак не ассоциирует себя с властью? Да потому что чиновники от власти категорически отказываются каким-либо образом прислушиваться к мнению граждан! Представляется возможным привести пример, когда безразличие государственного служащего к мнению одного человека (пусть и автора статьи) может в любую секунду привести к реальной трагедии с человеческими жертвами и уже привело к минимизации роли культуры как важного фактора в воспитании личности патриота своей страны, своей малой родины.
Итак, в Омске имеется столетний аварийный дом, находящийся по адресу Рабиновича, 88 (далее — Здание). Жильцы в нем давно не живут, а само Здание заваливается и имеет многочисленные трещины в инженерных конструкциях. В любой момент оно может развалиться и упасть на проходящих по тротуару четной стороны улицы Рабиновича омичей, причинив горе и страдания.
Данное Здание имеет статус памятника культуры местного значения. Этот статус присвоен ему на основании решения Омского областного совета от 26 июня 1980 года № 239/10 «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Омской области» как дому, в котором размещалась конспиративная квартира и штаб районного восстания 22 декабря 1918 года. По факту данный дом-призрак никакого культурного значения в настоящее время не имеет. В Омске наберется не более 10 человек, которые смогут связать Здание с какими-то фамилиями и событиями 1918 года. Вышеуказанное решение принималось в 1980 году на идеологической основе, ставя приоритетом сохранение символов большевистского движения в Омске. В настоящее время решение в части указания на Здание как памятник утратило свое значение и представляет собой анахронизм. Восстановить Здание не удастся от слова ВООБЩЕ! На его охрану из нашего кармана затрачиваются денежные средства, которые могли быть использованы на развитие культуры региона.
И вроде бы понятно, что необходимо сносить эту развалюху и ставить на его месте какой-нибудь коммерческий объект (банк, офисный центр и другое), приносящий доход в бюджет региона и обеспечивающий создание новых рабочих мест. Но такой «мечталке» мешает вышеупомянутое решение, в котором указывается на принадлежность Здания к памятнику культуры местного значения. Кроме того, наличие его в реестре памятников дискредитирует сам смысл памятника как элемента культуры общества (развалившийся «памятник» как символ разваливающейся страны и ее культуры?).
На многочисленные мои обращения по поводу исключения данного Здания из реестра памятников министр культуры Омской области Трофимов и его заместитель Шеин отвечают, что у омского региона нет полномочий на исключение данного Здания из реестра памятников, и этим может заниматься только правительство РФ. Министерство культуры Омской области может только оказать мне методическую помощь в организации подготовки соответствующей государственной историко-культурной экспертизы данного «памятника». Обратился я с этим вопросом и в правительство РФ, которое вполне предсказуемо перенаправило мое обращение опять в Министерство культуры Омской области, то есть к товарищу Трофимову. Какой-то замкнутый круг получился, разорвать который может только Трофимов и опять же при наличии государственного мышления и государственной воли. Вот что значит роль личности в истории!
С кем же вы, товарищ Трофимов? С теми, кто никак не хочет разорвать этот гордиев узел и вынуждает омичей каждый день рисковать своей единственной жизнью, проходя мимо этого здания? Неужели вы, товарищ Трофимов, с теми, кто не видит отличия действительно прекрасных памятников архитектуры от разваливающихся на глазах сооружений столетней давности, которые не несут за собой абсолютно никакой роли в воспитании чувства любви к истории своего родного края, не несут никакой эстетической функции? Неужели вы, Юрий Викторович, считаете, что омичи достойны именно таких памятников?
Согласны с автором?