Политика обзор Бурков делал дороги, Хоценко искал лучший проект Федоровки. Сравниваем итоги работы двух омских губернаторов

Бурков делал дороги, Хоценко искал лучший проект Федоровки. Сравниваем итоги работы двух омских губернаторов

Не все проекты властям удалось реализовать

Бурков был ориентирован на строительство дорог

Александр Бурков стал губернатором Омской области в сентябре 2018 года. Через пять лет он решил покинуть этот пост по собственному желанию. В марте 2023-го он заявил: «По согласованию с руководством страны я перехожу на новое место работы». Временно исполнять обязанности губернатора пришел Виталий Хоценко, который до этого был главой правительства ДНР. Спустя несколько месяцев Хоценко победил на выборах, получив 76,33% голосов.

Как отличалась жизнь в регионе во время правления Буркова и Хоценко? NGS55.RU рассказывает, какие проекты воплотили в жизнь или только обещали сделать главы области.

Дороги и метро

При Буркове активно начинают приводить в порядок дороги, в том числе — в муниципальных районах и на трассах. Открывают один из участков дороги села Милоградовка Павлоградского района до села Алабота Русско-Полянского района (он соединяет Омск с Русской Поляной в обход Казахстана). В Кормиловке и Калачинске появляются новые мосты. Начинается ремонт дороги Омск — Муромцево — Седельниково, которая ведет к легендарным «пяти озерам». Количество жалоб на плохие дороги сокращается. Правительство заключает с дорожниками контракты, а подрядчики в течение всего гарантийного срока отвечают за состояние покрытия.

В 2020 году Бурков просит у федеральных властей средства на расширение трассы Омск — Тюмень (в народе — «трасса смерти»):

— Ключевое, на чем я настаивал, — расширение дороги хотя бы участками, для возможности безопасного обгона большого потока фур и снижения той аварийности, которая сегодня присутствует на федеральных трассах.

Тогда федералы пообещали Буркову проработать этот вопрос и начать поиск финансов.

С приходом Хоценко дела на опасной автомагистрали не изменились. При этом в декабре 2023 года он заявлял, что вопрос по расширению трассы прорабатывается с заместителем председателя правительства России Маратом Хуснуллиным.

Из-за большого потока фур на «трассе смерти» часто случаются ДТП

Омское метро стало самым известным долгостроем города, фактически его символом. Бурков неоднократно говорил о планах запуска в теле метромоста трамвая или троллейбуса. Ему вторил и экс-глава регионального Минтранса Антон Заев.

В 2017 году Бурков весьма иронично высказался по поводу строительства метро в городе:

— Хватит смешить весь мир самой короткой схемой метро.

А уже через два года подземку законсервировали.

Хоценко еще предстоит высказаться по теме вечной стройки. Однако в октябре 2023 года на госзакупках появляется информация о выделении 121 млн рублей из областного бюджета на 30-летний долгострой. Согласно техзаданию, исполнителю нужно выбрать один из трех сценариев:

  • продумать, как встроить существующие линии подземки в трамвайную схему от станции «Улица Рокоссовского» до пересечения улиц Октябрьская — Гусарова и Маршала Жукова — Лермонтова. Чтобы вывести рельсы наружу и пустить по ним трамваи;

  • достроить классическое метро;

  • переформатировать под облегченный состав легкорельсового транспорта.

Набережная и новый аэропорт

Хоценко, будучи еще кандидатом в губернаторы, начинает активно говорить об инвесторах для строительства проблемного аэропорта Омск-Федоровка. История этого многострадального объекта началась еще в 1979 году. Тогда и приняли решение о строительстве нового аэропорта. Работы начались в 1982 году, но в 90-е прекратились полностью. В надежде на федеральное финансирование возведение Федоровки возобновили в 2001 году. Тогдашний губернатор Омской области Леонид Полежаев (был главой региона с 1991 по 2012 годы) заявлял, что «в ноябре 2008 года мы полетим с Федоровки». Однако из-за кризиса объект исключили из перечня стратегических предприятий, и финансирование остановилось.

История многострадального объекта длится 45 лет

Основательно Виталий Хоценко занялся новым аэропортом в марте прошлого года. Был выбран его дизайн-проект, а в июне подписано концессионное соглашение с компанией «Аэропорты регионов». Разработать проект долгожданного объекта обещают в этом году, а построить — до конца 2028 года. Именно об этой компании, как об одном из двух потенциальных инвесторов, еще в 2019 году говорил и бывший губернатор. Впрочем, тогда до соглашения так и не дошло, а заявку омских властей на получение кредита в 13,8 миллиарда рублей для строительства взлетной полосы и аэронавигационных систем аэропорта федералы в 2022 году отклонили.

Но при Буркове удалось возобновить строительство Красногорского гидроузла, которое остановилось в 2014 году. Он напоминал о нем федералам, так как понимал, что проблему не удастся решить за счет инвестора (на достройку плотины требовались миллиарды).

— Я сейчас стучусь в федеральные двери, записываюсь на прием к министрам. Этот объект нужно передавать, не построим мы за областные средства его. А строительство ради строительства, освоения денег мне не нужно, — заявлял Бурков.

Летом 2021 года, когда уровень воды в Иртыше снизился до критической отметки, губернатор снова напомнил о замороженном объекте. И спустя несколько месяцев федералы выделили на достройку Красногорского гидроузла более 4 млрд.

Объект начали строить в 2011 году

В 2019 году Бурков намеревается построить «самую длинную набережную в Европе» — вдоль Иртыша от речного порта до северного причала в Нефтяниках. По его словам, она должна быть не хуже, чем в Дубае. Ее протяженность планировали сделать 15 км. Тогда Бурков призывал омичей активно включиться в обсуждение проекта. Объект должны были начать строить еще в 2022 году. Но слова остаются лишь словами.

Хоценко же пока не озвучивал конкретных планов по реализации набережной, но отметил, что несколько бизнесменов готовы вложиться в нее. В августе этого года директор бюджетного «Центра компетенций по вопросам городской среды» Алексей Сокин заявил, что проект благоустройства прошел геологические, геодезические, экологические и гидрометеорологические изыскания. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация.

Бурковская мусорная реформа и чистый воздух Хоценко

Ни одна неделя не обходилась без жалоб омичей, касающихся качества воздуха и выбросов. Бурков и сам отмечал, что регулярно чувствует выбросы. По его словам, незаконные источники загрязнения воздуха ищут постоянно.

В далеком 2019 году Бурков вводит мусорную реформу. Предполагалось, что в регионе удастся сделать сбор и утилизацию ТКО экологичными и современными. Переполненные свалки получится рекультивировать, а вместо них построить полигоны по переработке ТКО. Однако уже спустя несколько месяцев Бурков заявил, что мусорная реформа проходит проблематично.

— Все мы хотим быстрого результата. Но следует трезво смотреть на вещи: ни за один год, ни за три воздух индустриального города не станет кристально чистым, как в лесу. Нужна системная работа на протяжении нескольких лет, причем в балансе с интересами производства. Слепое потакание прозападным экоактивистам уже привело нас однажды к экономическому краху и рабской зависимости от импорта, — писал он в своем телеграм-канале в июне 2022 года.

В 2022 году в городе рекультивируют одну из крупнейших свалок в Центральном округе. На ее месте Бурков обещает сделать парк. Вскоре работы также начались на полигонах в Советском, Кировском и Ленинском округах.

Проблема экологии в Омске актуальна всегда

Еще на должности временно исполняющего обязанности губернатора Виталий Хоценко заявил, что намерен всерьез заняться проблемами экологии в регионе. В его планах было обновить состав общественного экспертного совета по вопросам экологии и привлечь к решению экологических проблем региона федеральных специалистов. Кроме того, Хоценко напоминал о том, что Омск является участником нацпроекта «Чистый воздух», направленного на снижение загрязнения окружающей среды.

— Если говорить про системные меры, то мы приобретаем общественный транспорт — меняем на троллейбусы старые автобусы, которые работают на дизеле, для того чтобы сократить количество вредных выбросов в воздух, и на автобусы, работающие на газе. Следующее решение — рекультивируем свалки, которые находятся в городских округах, — делился планами Хоценко.

До конца этого года губернатор обещает построить три мусорных полигона на территории Тарского, Омского и Таврического районов. Это входило и в планы Буркова.

Образование

Главный корпус ОмГУ имени Ф. М. Достоевского начали возводить еще 18 лет назад. Объект строили так долго, что он стал героем анекдотов и мемов. Сроки переносились множество раз, менялись ректоры вуза. Каждый из них обещал, что при нем корпус точно достроят.

Долгожданный объект строили с 2005 года

В 2018 году Бурков требует от своих подчиненных провести переговоры с руководством ОмГУ и Минобрнауки РФ, чтобы определиться с источниками финансирования и окончательными сроками ввода главного корпуса вуза в строй. А спустя год на своей пресс-конференции Бурков сказал, что проблемный корпус достроит новый ректор вуза:

— Думаю, после выборов ректора эта работа будет закончена. Надеюсь, в этом году.

Хоценко просит министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова помочь ускорить возведение главного корпуса. На порог нового корпуса ОмГУ студенты смогли ступить только в этом году.

При Александре Буркове началось строительство школ в райцентре Горьковском на 550 мест, в Исилькуле — на 550 мест, в Черлаке — на 250 мест, в микрорайоне Ясная Поляна Омского района — на 1122 места. В самом Омске начали строить школу на 1122 места на Космическом проспекте и в микрорайонах Серебряный Берег на 1100 мест. Вскоре половина образовательных учреждений превратились в долгострои. Сроки строительства объектов зачастую срывались, контракты со скандалом расторгались, а цены на строительные материалы менялись.

Хоценко заверил, что сложившуюся ситуацию будут исправлять. Так, школу в микрорайоне «Серебряный берег» должны сдать в июне 2025 года. Школу в Горьковском районе строили с 2020 года. В итоге здание ввели эксплуатацию в декабре прошлого года.

Школа в Черлаке должна была открыться 1 сентября прошлого года, но в итоге ученики отправились на линейки в старое здание. Оказалось, всё дело в неудовлетворительном состоянии воды. В итоге проблема была решена, и дети сели за парты в новой школе уже 5 сентября.

Школу в микрорайоне Ясная Поляна начали возводить в начале прошлого года, но в августе контракт с подрядчиком расторгли из-за срыва сроков. В итоге здание исключили из нацпроекта «Образование» и федеральные средства на ее строительство пришлось вернуть. Власти обещали найти другие способы продолжения строительства.

Учебное заведение в Исилькуле тоже остается недостроенным. Школу начали возводить в 2018 году. В августе этого года глава регионального Минобра заявил, что компания должна закончить строительство в ноябре 2024-го.

Кроме того, при Буркове прекратились занятия в историческом здании кадетского корпуса на улице Ленина, а затем, при Хоценко, жители города едва не лишились прилегающей территории: само здание назвали аварийным, а землю рядом решили застроить элитным жильем. Минобороны РФ и командование ВДВ, в чем ведении находится корпус, приняли решение строить новое здание для кадетов. Его возвели в 2021-м на левом берегу в рекордно короткие сроки — компания «ОлимпСитиСтрой» справилась с задачей за десять месяцев. Что же касается старой кадетки, то ее судьба до сих пор не решена: на территории стали проводить различные городские праздники, а в главном здании хотели разместить казаков или перенести туда музей «Россия — моя история», но до дела так и не дошло.

Молодежь и спорт

В 2017 году Бурков предлагает возобновить молодежный форум «Ритм» (юные участники презентуют свои проекты и получают опыт от общения со спикерами), сделав его международным. Через пять лет в Омске в честь Дня молодежи состоялся масштабный праздник. Мероприятие собрало более 70 тыс. человек. Тогда для омичей выступали известные участники КВН Айдар Гараев и Виктор Щетков, а также певица Люся Чеботина и группа DABRO.

Организовывать большие мероприятия в этот день продолжил и Хоценко. В прошлом году жителей города поздравили группа Cream Soda, GUMA и Клава Кока, а в этом году — Тимати и Мари Краймбрери.

При Буркове заканчивается строительство крытого катка на территории комплекса «Сибирский нефтяник». Была готова проектно-сметная документация на реконструкцию СКК Блинова, а также подписано концессионное соглашение на строительство спорткомплекса с бассейном в микрорайоне «Московка-2».

Летом 2018 года омичи узнали о том, что домашняя площадка ХК «Авангард» — «Арена-Омск» — начала разрушаться. Вскоре стало известно, что здание будут сносить. Новый спортивный комплекс решили строить на месте старого. Подрядчиком стала турецкая компания «Лимакмаращстрой». Изначально строительство новой арены было приурочено к проведению молодежного чемпионата мира по хоккею, но спецоперация на Украине перечеркнула эти планы. Когда стало понятно, что крупное мероприятие обойдет Омск стороной, ледовый дворец всё равно продолжили строить. Работы удалось завершить по плану — «G-Drive Арену» сдали в эксплуатацию 1 сентября 2022 года.

Новый спортивный комплекс получил название «G-Drive Арена»

Хоценко продолжает развивать спорт в регионе. В конце августа прошлого года губернатор анонсировал строительство многофункциональной площадки для уличного баскетбола. Спустя время Хоценко подписал соглашение с президентом Всероссийской федерации волейбола Станиславом Шевченко. Стороны договорились о создании на базе СибГУФКа единственного в Сибири центра повышения квалификации тренеров по волейболу. Также тогда власти рассматривали возможность создания академии волейбола.

Ранее NGS55.RU рассказывал, какие проекты удалось реализовать Виталию Хоценко.

Кто из губернаторов сделал для Омской области больше?

Александр Бурков
Виталий Хоценко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
50
ТОП 5
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Мнение
50 тысяч на четверых: как семья провела бюджетный отпуск на озерах Казахстана — инструкция
Анонимное мнение
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Мнение
Бесплатные горячие источники, но дорогая коммуналка: россиянин — о жизни в нетуристической Болгарии
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления