Политика Цена выживания и «летающие крысы»: в омском горсовете прошли публичные слушания по бюджету-2019

Цена выживания и «летающие крысы»: в омском горсовете прошли публичные слушания по бюджету-2019

Модератор встречи, депутат Юрий Федотов, признался, что местами было довольно весело

Сегодня в горсовете обсуждали, на какие деньги Омск будет жить весь следующий год

Бюджет Омска на следующий год стал темой публичных слушаний, которые прошли сегодня в здании горсовета. 102 участника, доклады нескольких глав департаментов мэрии об итогах и планах, выступления рядовых омичей, записавшихся вовремя, и ответы на вопросы — таким был изначальный план, по которому подобные встречи проводятся раз в год. Каждый выступающий получал определённое время в зависимости от важности темы: главный по финансам — 20 минут, директора департаментов городского хозяйства и экономической политики и заммэра по социальным вопросам — по 10 минут, главный по транспорту — 5. Наконец, рядовые омичи-энтузиасты должны были довольствоваться 3 минутами и надеяться, что смогут получить ещё немного времени «явочным порядком».

Для начала выступил спикер горсовета Владимир Корбут. С некоторым трудом продираясь через конструируемые на ходу сложносочинённые предложения, он рассказал, что приветствует всех омичей с активной жизненной позицией и что обсуждать бюджет, конечно, можно, но надо бы обсуждать аккуратно.

— Сейчас проект бюджета — это так называемый слоёный пирог, — говорил он. — И его можно порезать по-другому, но тогда кто-то будет страдать…

Спикер горсовета сравнил проект бюджета с пирогом

После этого противоречивого напутствия слово перешло к докладчикам. Люди из мэрии говорили вещи, примерно известные заранее, вызывая у слушателей эффект дежавю: бюджетный дефицит будет сокращаться, налоговые доходы немного увеличатся, а долги муниципалитета станут чуть меньше (это от главы департамента финансов Богдана Масана); специально обученные люди высадили в этом году миллион цветов и оборудовали 5 парковок на 36 машиномест, а в следующем году повторят этот феноменальный успех (это от директора департамента городского хозяйства Евгения Фомина, который благоразумно воздержался от оценок); бюджет сохраняет «социальную ориентированность» в соответствии с «майскими указами» президента (это от заместителя мэра по социальным вопросам Елены Шипиловой).

Кое-что интересное всё-таки было. Глава департамента городской экономической политики Ольга Парфёнова рассказала, что зарплаты в Омске растут, но горожане всё равно уезжают, а дальше будет ещё хуже из-за санкций. Глава департамента транспорта Александр Вялков запомнился слушателям тем, что обошёл в своём 5-минутном докладе тему цен на билеты в автобусах. Наконец, Шипилова ввернула загадочный оборот «социальная аккумуляция людей с ограниченными возможностями», а закончила своё выступление словами «КТОСы и дальше будут работать на благо омичей!» — будто не было жарких дебатов в горсовете и в СМИ о том, зачем в принципе мэрия выделяет на эти самые КТОСы огромные деньги.

Наиболее живописной частью слушаний по традиции стали «выступления зарегистрированных лиц» — 11 человек, которые захотели высказать свои соображения о том, как наполнять городской бюджет и на что его тратить. Эти «лица» всегда делятся на две группы. Одни (люди молодых или средних лет) приходят на слушания, чтобы выразить свою благодарность власти — и зрителям остаётся гадать о подлинных мотивах таких ораторов; другие (бодрые пенсионеры с уймой свободного времени) приходят, чтобы и в самом деле что-то предложить, и предложения эти почти всегда звучат очень экстравагантно.

Благодарили сегодня за ремонт школ и повышение зарплат бюджетникам.

— В 2016 году средняя заработная плата была 21 тысяча рублей, — рассказывала дама из какого-то учебного заведения, и что-то в её голосе и манере подавать текст заставляло вспомнить дикторов советских новостей. — В 2017 году она была 25 тысяч рублей, а в 2018 — уже 28 тысяч! Я хочу выразить благодарность за это в первую очередь нашему мэру, Оксане Николаевне Фадиной, и нашему губернатору, Александру Леонидовичу Буркову! Теперь наш Омск, наконец, перестал быть инородным телом на карте области!

— И я бы упомянул ещё президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, — подсказал модератор встречи Юрий Федотов, глава комитета горсовета по финансово-бюджетным вопросам. Возражений на это не последовало.

Наиболее масштабные предложения поступили от бодрого пенсионера Константина Исупова, завсегдатая таких встреч, слово которому предоставляют обычно с плохо скрытой улыбкой.

— Я считаю, городской власти необходимо учесть доходы от сотрудничества с садоводами и огородниками, — начал он сходу. — А это миллиард рублей в год!

Оказалось, что Исупов предлагает распустить товарищества, чтобы дачники вместо членских взносов платили налог в городской бюджет. Ещё он предлагает «ликвидировать безработицу» (без уточнений о том, как это сделать), ввести налог на самозанятых, 5 тысяч в год, и сократить администрацию ровно вдвое. Тогда-то в Омске и наступит изобилие.

Другой выступавший, Анатолий Степанов (он известен как энергичный сторонник легализации проституции), оказался на этот раз бо́льшим реалистом: предложил всего лишь штрафовать тех, кто паркуется на газонах и рубит деревья. Станислав Копытов заострился на «ликвидации летающих крыс» (голубей), которая должна, по его мнению, очень помочь омичам. А гвоздём программы стала некая Людмила Селезнёва — человек, категорически несогласный с регламентом.

— Здравствуйте, товарищи! — объявила она в микрофон и сделала паузу. — Мне очень нравится это слово, «товарищи». Вы знаете, больше 20 лет назад Борис Ельцин изменил одну закорючку в документе, и это изменило всю нашу жизнь. Вы знаете, что это за закорючка?

Судя по голосу, к этому моменту Селезнёва уже была готова заплакать, и знать, «что это за закорючка», явно никто не хотел, но вопрос в любом случае был риторический.

— В обращении с просьбой продлить членство Советского Союза в ООН Ельцин вместо 4 букв, «СССР», поставил всего 2, «РФ», — продолжала Селезнёва. — Но мы всё равно остаёмся гражданами Советского Союза! И мы можем всё изменить!

Дальше она рассказывала, что нынешний бюджет предусматривает «бешеные» траты на спорт и мизерные — на капремонт и переселение из ветхого жилья; что надо «навести порядок твёрдой рукой», исключив захват власти у народа, и ввести «подушевое» бюджетирование вместо нынешнего. Федотов время от времени пытался уговорить её «закончить мысль в течение одной минуты», благо временной лимит был быстро исчерпан, но это не помогало.

— Я знаю, у вас есть мандат Верховного Совета СССР, выданный в этом году, — признал Федотов, — но давайте всё-таки будем ближе к нашей теме и будем уважать других людей и регламент…

Только высказавшись по полной программе — о коррупции, всеобщих издевательствах над гражданами России и безответственности «слуг народа» — Селезнёва ушла с трибуны, напоследок продиктовав в микрофон номер своего телефона. Для тех, кому нужно больше подробностей.

Из-за такого рода энтузиастов слушания затянулись почти на 3 часа вместо изначально заявленных двух. Все выступающие могли продублировать свои обращения в письменном виде, чтобы представители власти могли их изучить обстоятельнее, и это хотя бы на уровне теории придаёт сегодняшней встрече реальный смысл. К тому же участники слушаний показали себя, спустили пар, вызвали у зрителей специфические эмоции, что само по себе достаточно ценно.

— Знаете, сегодня было в чём-то веселее, чем в прошлый раз, — рассказал Федотов уже в коридоре, когда всё закончилось.

Правда, депутат тут же признался, что бюджет 2019 года будет «бюджетом выживания». А значит, тем для веселья у нас всё-таки маловато.

Николай Эйхвальд
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства