Происшествия проблема «В тайге спрятать очень просто»: как в Омской области исчезают дети

«В тайге спрятать очень просто»: как в Омской области исчезают дети

Родители до сих пор не теряют надежды на то, что найдут дочек и сыновей, пропавших еще в 2000-е

Слева направо — Дарья Некрасова, Дмитрий Колпаков, Анжела Горовая

Сегодня, 25 мая, Международный день пропавших детей. Каждая история о пропавшем ребенке будоражит весь город, а ориентировки моментально разлетаются по соцсетям. На поиски бросаются полицейские, волонтеры, а в некоторых случаях и просто неравнодушные люди. Почти всех детей находят — кого-то живыми, а кого-то нет. Есть дети, которых не могут разыскать долгие годы и зацепок нет. Об этих поисках, о том, как детей похищают родители и как подростки уходят из дома, читайте в материале NGS55.RU.

Громкие истории

В Омской области сегодня на слуху три пропавших ребенка. Это Дима Колпаков из Тары, Анжела Горовая из Тюкалинска и Дарья Некрасова из Омска. Про Дарью мы писали неоднократно, а совсем недавно беседовали с ее родной сестрой. 11-летняя школьница пропала в 2008 году, и семья до сих пор ждет ее. 15-летняя Анжела исчезла в 2009 году — ушла из дома и не вернулась. Дима Колпаков исчез в 2018 году. Парню было 17 лет, и он не вернулся с пробежки. Бегал мальчик вдоль трассы.

— Когда пропадает подросток, то всегда есть стандартные теории — может, любовь или несчастная любовь, конфликт с мамой, с папой, конфликты со сверстниками. То есть то, что ведет к побегу. Насчет Дмитрия Колпакова было две версии. Первая — суицид. Вторая — превалирующая — что его могли сбить на автомобиле, вывезти куда-то и спрятать. А в тайге спрятать очень просто.

Мы разговариваем с заместителем начальника отдела организации розыскной деятельности Управления уголовного розыска УМВД по Омской области, подполковником Рамилем Маликовым. На стене у него висит портрет дочки.

— Каково отцу заниматься поиском пропавших детей? Примеряете на себя?

— Да. Страшно, конечно. Все сотрудники, которые занимаются розыском детей, пропускают это через себя. Когда дети пропадают, никто не смотрит на рабочее время. Все работают круглые сутки, лишь бы найти этого ребенка. И не дай Бог, мы находим ребенка погибшим. Это такая беда и боль.

Рамиль Маликов рассказывает, что некоторых детей удается найти по телефону — их уговаривают вернуться

Дети пропадают по разным причинам. Многие из них — так называемые бегунки. Чаще всего это подростки, которые сбегают из дома или социальных учреждений и скрываются. В такой ситуации у полиции есть хотя бы относительная уверенность, что ребенок жив, здоров, но не хочет, чтобы его нашли. К примеру, так делают подростки 16–18 лет. Некоторые из них жили в детском доме с раннего возраста. Они привыкли к воспитателям, к друзьям, к обстановке. И вдруг их переводят в другое учреждение, где в систему нужно встраиваться заново. Ребенка это ломает, он протестует.

— Некоторых мы по телефону находим и пытаемся уговорить вернуться. Они говорят: мы вернемся, только дайте слово, что нас не отправят обратно в детский дом. Такие дети мыслят иначе, они жизнью закаленные, их сложнее искать, чем домашних детей.

Есть дети, которых похищают, причем не посторонние люди, а родственники. Бывает, что родители делят детей. Например, папа живет в Москве, а мама в Омске. Папа внезапно приехал, подкараулил его у школы и забрал.

— У нас такой ребенок был. Он пропал, мать обратилась в полицию. Оказалось, что его отец похитил и увез в Краснодар.

Еще одна распространенная ситуация — когда дети просто загуляли. Рамиль Маликов поясняет, что если перед уходом ребенок поругался с родителями, то скорее всего он где-то заночевал и на следующий день должен выйти на связь. И в 99% так и происходит. Ну или просто бдительные родители забили тревогу. К примеру, летом 2022 года искали 10-летнюю школьницу — оказалось, она просто гуляла по магазинам. А в прошлом году пропал 9-летний мальчик, который заигрался у друзей. В 2021 году 11-летний Кирилл исчез после уроков — как оказалось, он решил пойти домой по новому маршруту и заблудился. Уже вечером, после того как волонтеры начали поиски Кирилла, мальчик нашел дорогу и вышел к своему дому.

Каждую историю о пропаже детей участники поисков пропускают через себя

Объединяются во время беды

Всего в Омской области числится 24 несовершеннолетних в розыске, из них семеро младше 12 лет. Самый ранний случай, попавший в официальную современную статистику — 1989 год. Речь о 16-летнем парне, который играл в карты, пил и употреблял наркотики.

По многим из списка есть данные, что их нет в живых, но однозначных подтверждений получить не удалось. Поэтому они до сих пор числятся без вести пропавшими. К примеру, в анкете 5-летнего мальчика указано, что возможно его убил отчим. Та же история у 13-летней девочки — отчим подозревался, но умер.

Самые юные пропавшие — сестры 2 и 6 лет. Девочки жили с мамой, отчимом и еще пятью детьми. Родители ругались и пьянствовали. 24 ноября 1995 года девочки пропали. Отчим признался в убийстве и заявил, что похоронил дочерей в районе левобережной оптовки, но на указанном месте шла стройка и трупы так и не нашли.

В анкетах разные обстоятельства пропажи детей: «употребляла спиртное на ж/д вокзале», «ушел после ссоры с матерью», «убежала в поле в обнаженном виде», «уехал на рыбалку», «уехал на электропоезде», «поссорился со знакомой и ушел в неизвестном направлении».

— Дети пропали, и мы их не нашли. Хвастаться нечем. Весь комплекс необходимых мероприятий и даже больше проводится, но не всегда приводит к результату. Заводится разыскное дело, объявляется человек в федеральный розыск. Уже проводится более глубокий комплекс мероприятий, и дело у всех на контроле.

Родители Коли Кукина. Отец убил сына, а мать всё покрывала

Часто у таких затяжных историй грустный конец — гибель ребенка из-за несчастного случая или насилия. Последнего, к счастью, в нашем регионе несколько лет не было. Подполковник Маликов с содроганием вспоминает приговор жителю села Большой Атмас Черлакского района Максиму Калинину. Мужчина убил двоих детей — своего сына-первоклассника и 9-летнюю дочь своих знакомых (ее он еще и изнасиловал). Оба ребенка были в розыске. Калинину дали пожизненный срок.

— На второй-третий день стало понятно, что со стороны родителей что-то нечисто. Когда пропадает малолетний ребенок, то делается акцент на показаниях родителей.

Несчастные случаи — это частая причина пропажи ребенка, как совсем маленького, так и подростка. Дети падают в колодцы, в выгребные ямы, тонут. Таких печальных новостей немало. В 2019 году пропавшую в Омске трехлетнюю девочку нашли в выгребной яме в 300 метрах от дома. В том же году утонул 10-летний мальчик, который был с бабушкой на даче. В 2022 году тело 11-летнего Арсения водолаз нашел в реке Омь. В Кормиловке ребенок утонул в придорожной канаве. В Тавричанке мальчишка провалился в колодец, тоже утонул.

По словам Рамиля Маликова, скоро в Омске наступит жара и ребята полезут в котлованы, озера, реки. Подполковник рассказывает историю, когда два пацана пошли купаться. Один утонул, а второй испугался, забрал одежду друга, выбросил ее и пошел домой. При допросе молчал, как партизан, но потом всё-таки рассказал, как всё было.

А бывают случаи, когда можно поверить в чудо. Это, конечно, нашумевшая история Коли Бархатова.

Взрослые собирали ягоду в лесу, пока мальчик спал в машине. Проснувшись, он выбрался из салона и пошел в лес. Искали ребенка сотни неравнодушных людей

13 августа 2019 года большереченским полицейским сообщили о том, что в лесу потерялся трехлетний Коля. На третий день поисков мальчика нашли в 800 метрах от штаба целым и невредимым. И это не единственная такая история.

— К сожалению, сейчас не помню район, но тоже мальчишка лет пяти гулял между двумя деревнями и заблудился. Поднимали вертолет и привлекали весь личный состав. Нашли на третий день. Ребенок услышал шум транспорта и вышел к нам.

— Когда пропадает ребенок, по всему городу, по всему интернету его фотографии и просьба обратиться в полицию. Отзывчивые люди?

— Я помню, с детского сада убежал ребенок. Он идет по улице, сознательный гражданин видит ребенка одного и задает соответствующие вопросы. Ребенок не может ничего объяснить, человек вызывает полицию.

Неравнодушных людей очень много. В первую очередь, это волонтеры поисковых организаций «ЛизаАлерт» и «Доброспас-Омск», которые моментально приходят на помощь. Уже через час после подачи заявления о пропаже ребенка в социальных сетях появляется ориентировка.

— У нас же русский народ когда объединяется? Во время беды. Что бы там ни говорили, у нас люди очень отзывчивые, когда беда касается ребенка. Волонтеров чаем напоят или в поисковые места довезут, бензин купят. А сами волонтеры неоценимую помощь оказывают. Мы всегда выражаем им огромную благодарность.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED4
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Что будет, если год не есть сахар? Сибирячка рассказала, чем питается и как сильно похудел ее муж
Полина Бородкина
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Рекомендуем
Знакомства