Как выглядит Новоалександровка сейчас, когда со дня пожара прошло без малого две недели? Корреспонденты NGS55.RU решили увидеть всё своими глазами. До места мы добрались по непривычно ровной для поселков дороге — асфальт положили специально к приезду мэра. Решили высадиться на окраине, там, где огонь не тронул жилые дома. На первый взгляд, ничего примечательного — обыкновенный поселок. Проходим ровные заборчики, аккуратные деревянные дома, мимо пробегает толпа беззаботных детей. На траве гуляют козлики и куры. Нет ни намека на то, что недавно здесь произошла трагедия. Только спустя несколько десятков домов привычная деревенская идиллия обрывается. Часть Новоалександровки превратилась в сплошное выжженное поле. От 24 домов остались лишь руины.
Сердце замирает, когда оказываешься вблизи. Стоишь на пепелище, где всего несколько дней назад жили целые семьи. Теперь кругом одна разруха. Странно смотреть на уцелевшие заборы и кучу кирпичей за ними. О том, что раньше здесь процветала жизнь, напоминают только тарелка и часть кружки, выглядывающие из-под обломков.
Но сгоревшие участки не пустуют — на них работают пострадавшие семьи: кто-то расчищает территорию, а кто-то уже постепенно начинает строить дом, не дожидаясь обещанных на жилье денег. Мы подошли к мужчине, который таскал большие мешки: у него одного на месте бывшего дома уже стояли стройматериалы. Он окинул взглядом бригаду рабочих и рассказал, что планирует построить новый дом как можно быстрее.
— Вот уже щебенку привезли, песок. Мне пока люди помогают, нужно шевелиться. Времянку уже построили, сейчас пол постелю, всё сделаю — и пока будем здесь жить с женой. А пятеро детей — у родни в Николаевке, — объяснил он.
Дома в тот ужасный день загорались мгновенно. Сильнейший ветер быстро подхватил искру от сварочных работ на насосной станции — загорелась сухая трава и перекинула пламя на поселок. Огонь перескакивал с одного дома на другой. Оставались считаные секунды на то, чтобы забрать все важные документы. Кто-то не успевал сделать и этого — сейчас приходится восстанавливать паспорта. Люди радуются тому, что остались живы, ведь в едком дыму очень легко потерять сознание. Выбираясь на улицу, они сразу теряли видимость. Дым заполонил абсолютно всё. Пожарные не могли подъехать к горящим домам — боялись задавить людей, носящихся по улице. Рассказывают, что если бы поехали сразу, то на дороге появилась бы куча трупов.
В спешке многим не хватало времени спасти всех своих животных. Сгорели коты, собаки, поросята, цыплята. Одна семья раньше всегда отвязывала пса от будки, когда муж уходил на работу. В тот день они почему-то этого не сделали. Во время пожара жена успела схватить документы и выбраться из дома — почти потеряла сознание. Больше ни на что времени не было.
У некоторых погорельцев сохранились теплицы и участки с посадками, за которыми по-прежнему нужно ухаживать. Все родственники и друзья остались жить в поселке. Взять квартиру в городе или отстроить дом в Новоалександровке? Для большинства жителей этот вопрос даже не рассматривается — только родная земля, иначе и быть не может.
Однако люди, которые хотят взять квартиру в городе, всё же есть. Их немного, кто-то еще сомневается в своем решении. Разве легко в такой ситуации сделать выбор? Но, несмотря на все плюсы, становится тяжело закрывать глаза на минусы жизни в родных краях. Мы подошли к мужчине, который сидел на большом бревне, курил и с грустью осматривал всё, что осталось от его дома и бани. Он поделился, почему планирует уехать из Новоалександровки.
— Удобно, что в городе работаю и что не сгорю в следующий раз. Это у меня уже второй раз — в 2006 году сгорела баня, только отстроили зимой. И потоп был, тонули мы — дренажных систем через дороги нет. Вот с тех пор жития не дают: то природная стихия, то энергетические поджоги, — сокрушается он.
Жители поселка с ужасом вспоминают события 6 мая. Сейчас нелегко всем, даже тем, кому удалось избежать огня. Взаимопомощь и поддержка соседей ценятся, как никогда раньше. Хозяйка одного из уцелевших домов кое-как сдерживает эмоции — через дорогу от нее сгорели все соседские дома.
— Мародеры каждый день лазают, ночами не спим — отгоняем. Всё железо со сгоревших территорий забирают. Соседей очень жалко. Вот так выходишь, а у тебя ни соседей, никого… Сердце кровью обливается, — переживает женщина.
Пострадавшие с горечью вспоминают о сгоревшем имуществе. Кто-то совсем недавно купил новый телевизор в кредит (и еще месяц должен его выплачивать), кто-то очень дорожил баяном, балалайкой и музыкальным центром. Но главное сейчас не это. Все сильно ждут обещанной финансовой поддержки, чтобы для начала восстановить хотя бы дом, в котором можно жить.
В своем телеграм-канале мэр Омска Сергей Шелест рассказал, что людям оказывают всю необходимую помощь в восстановлении утраченных документов, получении необходимых справок и других организационных вопросах.
— Руководители федеральных ведомств заверили, что погорельцам помогут решить жилищную проблему. Президент РФ Владимир Путин дал такое поручение всем уровням власти — оказывать максимальное содействие людям в такой сложной жизненной ситуации, — сообщил глава города.
Также погорельцам уже оказали гуманитарную помощь — выдали продукты питания и выплатили по 25 тысяч рублей на первоочередные нужды.
Большинство жителей собирается заново отстраивать свои дома в родном поселке. В городе жить почти никто не хочет — атмосфера совсем другая, да и площадь квартиры не сравнится с территорией частного дома.
— Не буду я жить в этом курятнике! Столько лет на земле жила, здесь и буду отстраиваться, — заключила одна из местных жительниц, которая с усердием расчищала свой участок.