С 1 января 2022 года за капитальный ремонт многоквартирных домов в Омской области придется платить на 70% больше. Региональное правительство повысило минимальный размер взноса с 6,7 до 11,43 рубля за квадратный метр и планирует индексировать его ежегодно на 3,6% в течение двух ближайших лет. Тариф не менялся ни разу за время действия областной программы капитального ремонта, то есть с 2014 года. NGS55.RU решил напомнить, куда уходят эти деньги и что на них удалось сделать за семь лет.
Почему вырос тариф
Тариф на капремонт в регионе будет одним из самых высоких в Сибири, хотя сейчас он считается одним из самых низких. Со следующего года больше, чем омичи, будут платить только жители Красноярского края, и то не все. Там плата дифференцирована в зависимости от этажности дома, наличия лифта, территории, на которой он расположен (Крайний Север накладывает свой финансовый отпечаток), и варьируется от 8,68 до 12,04 рубля.
Тариф, установленный в Омской области в 2014 году, уже тогда был ниже экономически обоснованного. Занимавший в то время пост губернатора Виктор Назаров признавал, что собранных с населения денег не хватит на реализацию программы. Он рассчитывал на помощь федерального центра, но до сих пор взносы омичей остаются единственным источником финансирования капитального ремонта. Тариф на 2022 год тоже не дотягивает до экономически обоснованного. Если разделить удельную стоимость капремонта на срок действия региональной программы, как рекомендует Минстрой России, то, например, жителям девятиэтажек пришлось бы платить почти 14,2 рубля, а жителям 1–4-этажных домов — без малого 27 рублей.
Готовить жителей региона к неизбежному повышению тарифа Фонд капремонта начал с весны, когда проблема дефицита средств на капремонт в связи с низким тарифом обострилась из-за стремительного роста цен на строительные материалы. По итогам 2020 года дефицит достиг 1,6 миллиарда рублей, а в 2021 году ожидается на уровне 2,5. Поднять плату до 9,78 рубля планировалось год назад, но помешала пандемия коронавируса.
— Нужно учитывать, в каком положении находятся наши граждане. Это условия пандемии, ситуация сложная, нагрузка на граждан и так большая. Исходя из этого, я считаю, что рост на 46% недопустим! Как бы тяжело сегодня Фонду капремонта не было, повышение тарифов на 2021 год нельзя принимать, — заявил в декабре глава региона Александр Бурков.
Вообще Минстрой России рекомендует пересматривать размер взноса каждые три года с учетом платежеспособности населения и стоимости работ по капремонту. Но в Омской области вместо того, чтобы индексировать тариф регулярно, но понемногу, подняли его одномоментно и резко. Так можно было: на этот тариф, который не относится к коммунальным, не распространяется ограничение повышения размера платы на 5,3% в 2022 году.
И целого миллиарда мало
По данным фонда содействия реформированию ЖКХ, с сентября 2014 года по июнь 2021 года за капремонт в Омской области начислено почти 13,9 миллиарда рублей, оплачено 12,2. Задолженность превысила 1,6 миллиарда рублей. Рискнем предположить, что после повышения взноса она еще увеличится.
Средняя собираемость взносов по региону составляет 87% (в Нововаршавском районе 67,57%, в Тарском — 90,84%). Хуже всего омичи платили в 2014 году, когда получили первые квитанции. Тогда сборы не превышали 48% от начислений регоператора, а в 2020 году они достигли 106,3%. Как объяснили в Фонде капремонта, это значит, что сегодня не только оплачиваются все счета, но и погашаются долги за предыдущие месяцы.
— На уровень собираемости влияют несколько факторов. С 2017 года начинается начисление пеней за несвоевременную или неполную уплату взносов. С апреля по декабрь 2020 года из-за пандемии действовал мораторий на начисление пеней. И, наконец, актуализация региональной программы — включение новостроек, исключение аварийных домов, — рассказали в Фонде капремонта.
Всего в региональную программу включены 8062 многоквартирных дома: 6882 в Омске и 1180 в области. За семь лет минимум один конструктивный элемент был отремонтирован в 3563 домах. И это только за счет взносов, уплаченных в общий котел (в год Фонд собирает в среднем 1,3 миллиарда рублей). Каждый пятый дом копит на капитальный ремонт отдельно. Самый старый дом в программе — трехквартирный барак на улице Академика Павлова, 12, построенный в 1892 году, самые молодые — дома на улице Шебалдина, 31 и Архиепископа Сильвестра, 7, введенные в 2019 году. Жильцы новостроек, которые были сданы меньше двух лет назад, от уплаты взносов освобождены, как и собственники квартир в аварийных домах.
— В 2019–2020 годах план был выполнен на 100%, то есть отремонтировано домов столько, сколько запланировано. Освоены все средства общего счета. До 2019 года план не выполнялся, так как количество домов в плане было завышенным. Тогда программу актуализировали, увеличили срок действия на 3 года, дома передвинули, — сообщили в региональном Фонде капремонта.
План на 2021 год — 501 дом, фактически отремонтированы 227, по данным на 18 ноября. Работы идут с отставанием, потому что в одних случаях подрядчиков удалось найти не с первого раза, в других — компании не могли зайти на объекты. Дело в том, что стройматериалы подорожали, но цена контрактов на капремонт не повысилась. В следующем году предстоит отремонтировать 492 многоквартирных дома. Если бы взнос не подняли, денег хватило на ремонт 250 домов, не больше, отметили в Фонде.
На что идут взносы
Деньги, которые омичи копят на общем счете (когда и что ремонтировать за них решает Фонд, он же выступает заказчиком), можно потратить на ремонт внутридомовых коммуникаций, лифтов, крыши, подвала, фасада, фундамента, усиление несущих конструкций, замену инженерных коммуникаций, оценку соответствия лифтов требованиям технического регламента, разработку проектной документации и строительный контроль.
Для спецсчетов список шире, к тому же в этом случае собственники сами решают, когда начнутся работы и какие. В него входит еще и установка общедомовых приборов учета и пожарной сигнализации, благоустройство дворов, ремонт подъездов, мусоропороводов и вентиляции, утепление фасада, энергетическое и техническое обследование, изготовление технического и кадастрового паспортов.
Но усиление несущих конструкций дома и замену инженерных сетей планируется исключить из перечня работ. Усиление несущих конструкций — ничто иное как реконструкция панельных домов 335-й серии, официальный срок службы которых давно закончился. Таких в Омске больше сотни. В 2017 году, когда хрущевки решили спасать за счет жильцов, а не городского бюджета, их ремонт оценивался в 1,4 миллиарда рублей. Но до него дело так и не дошло. Взносов на дорогостоящие работы не хватает. Об этом прямо говорится в пояснительной записке к поправкам в региональный закон о капитальном ремонте. На октябрьском заседании парламента проект документа, внесенный Минэнерго Омской области, был принят к рассмотрению. То есть с одной стороны чиновники повысили размер взноса на капремонт, а с другой урезают виды работ, на которые можно потратить деньги. Если закон будет принят, на реконструкцию своих домов жильцам хрущевок придется копить отдельно.
Всадник без головы
В Фонде капремонта проблемы не только с деньгами, но и с их распорядителями. Предыдущий руководитель Марина Степанова с апреля 2021 года находится под арестом. Ее подозревают в коммерческом подкупе на 191 тысячу рублей и получении взятки в размере более 2 миллионов рублей от ООО «Консультационно-депозитарный центр». По версии следствия, компания оплачивала Марине Степановой аренду квартиры в центре Омска и обучение ее любовника в вузе, а взамен получала авансы по контрактам на капитальный ремонт домов в Омской области.
С 2019 года руководителями и учредителями «Консультационно-депозитарного центра» с омским ИНН являются уроженцы Свердловской области, как и Марина Степанова, в том же году возглавившая региональный Фонд капремонта. Компания заключила с регоператором 17 договоров на общую сумму 87 миллионов рублей, которые были расторгнуты при новом руководителе Фонда капремонта, а «Консультационно-депозитарный центр» включен в реестр недобросовестных подрядчиков.
Рустем Протасов, сменивший Марину Степанову на посту директора Фонда, тоже с Урала, и тоже работает в статусе исполняющего обязанности руководителя. Более того, полноценного главы у регоператора нет с марта 2018 года, когда уволился Дмитрий Карась. Осенью прошлого года Минэнерго Омской области объявляло конкурс на эту должность, но его так никто и не прошел. Вряд ли дело в зарплате (только оклад составлял 80 тысяч рублей), скорее, в том, что ответственность гораздо больше.
По количеству и сумме исполненных контрактов «Консультационно-депозитарный центр» не входит даже в десятку ключевых подрядчиков Фонда капремонта. По данным регоператора на 14 октября, первое место занимает ООО «Стройсервис» Махмуда Махмудова (233 контракта на сумму 621,4 миллиона рублей), второе — «ПКФ Сиблифт» Юрия Ященко (81 контракт на сумму 554,9 миллиона рублей), третье — СТК «СтройИнвест» Хачика Гукасяна (240 контрактов на сумму 460 миллионов рублей).