Два года назад врачи обнаружили у омской журналистки Ксении Белодедовой новообразование в груди и отправили на биопсию. Это повергло ее в шок. Она сдала анализы и 10 дней ждала результата. Всё это время девушка прокручивала в голове разные негативные мысли, ведь у ее родственников была онкология, и шансы, что болезнь обойдет стороной, были 50 на 50. Именно тогда она задумалась о том, что с подобными ситуациями ежедневно сталкиваются люди во всём мире. Омичка задалась вопросом, что могло бы им помочь. Тогда ей пришла идея написать книгу с позитивными историями тех, кому врачи поставили диагноз «рак», но они не отчаивались и благополучно его вылечили. К счастью, страхи Ксении не подтвердились, но за время ожидания она познакомилась через социальные сети с десятками людей с онкологией. Так в свет вышло «30 историй о раке» со всей России и ближнего зарубежья. В авторской колонке она рассказывает жизнеутверждающие истории людей с онкологией, а также вспоминает трудности, с которыми столкнулась при издательстве книги.
Я подумала, что надо найти людей с онкологией и собрать их истории в одну книгу. Каждый день кому-то ставят такие диагнозы, а сборник рассказов, возможно, сможет хоть как-то помочь по-другому взглянуть на жизнь. Я искала героев в социальных сетях — в группах онкопомощи. Были и те, кто отказывался беседовать со мной, — не все готовы об этом говорить. Сначала я хотела собрать 100 историй, но поняла, что во многом они схожи, и подобрала самые уникальные — из Казани, Москвы, Тулы, Омска, а также Белоруссии и Украины. Так и получилось «30 историй о раке». Этот проект полностью перевернул мою жизнь.
Первой я нашла 35-летнюю девушку из Санкт-Петербурга. Она благополучно вылечила рак груди второй стадии. Ей пришлось делать мастэктомию — удалять грудь, потом ставить имплант. Меня настолько вдохновила ее история! Девчонка молодая, практически моя ровесница, которая прошла через всё это и живет дальше. После того как она переболела, решила, что будет воплощать в реальность все свои мечты. Она работала парикмахером, а сейчас ушла в туризм и организовывает полеты в разные страны. Настолько позитивный человек! Сразу вспоминается другая история одной москвички, которой удалили органы и вывели колостому. В «Инстаграме» она часто шутит по этому поводу. Говорит: «Я трогаю свои кишки и вообще не чувствую. Просто что-то мягкое». Она рассказала, что друг забирал ее после химиотерапии и вез в бар, где они напивались. На следующий день она чувствовала себя плохо, но уже непонятно от чего — от лечения или алкоголя. В моей копилке есть история, когда пациенты в больнице написали на капельнице: «"Доместос" убивает все известные микробы». Когда надпись заметили врачи, то долго смеялись. Как ни странно, люди с онкологией очень жизнерадостны и часто к своей болезни относятся с юмором. Но не все. Одна из моих героинь, узнавшая о раке в 40 лет, прикинула, что жить ей осталось 2–3 месяца, не больше, поэтому позвонила в агентство ритуальных услуг, чтобы спросить, во сколько ей обойдутся собственные похороны. На том конце провода менеджер начала «зависать». А женщина говорит: «Вы не думайте, я не сумасшедшая, мне поставили диагноз "рак"». Потом они мило поболтали, и она узнала, что кремация обойдется ей примерно в 40 тысяч рублей. Она рассказала об этом мужу, а он покрутил пальцем у виска. В итоге она победила свою болезнь.
К слову, в Европе к раку относятся по-другому, намного проще. Этот диагноз там не считают страшным. Мне бы хотелось, чтобы так же было и в России. В процессе общения с героями книги я узнала, как возник стереотип «онкология = смерть». В советское время, если у человека был рак, ему не сообщали о диагнозе, а просто говорили, что нужно пролечиться в больнице. Потом после выписки в карточке прописывали название болезни замысловатым образом, чтобы никто не понял, о чем речь. Если это была конечная, четвертая стадия, его отпускали домой умирать. Отсюда и такой стереотип, что рак — это приговор. Очень здорово, что я брала интервью у людей с этой стадией, а они вылечились и благополучно живут дальше.
Когда книга была готова, я отправила ее в пять издательств, но ответа так и не получила. Конечно, у каждого издательства разный срок рассмотрения — от трех месяцев до полугода. На их сайтах нужно было заполнить анкету и рассказать, о чем книга, какие есть похожие, написать синопсис. Но самое главное не это. Нужно указать, сколько у тебя подписчиков в соцсетях, какая аудитория. Я простой журналист, не доктор. У меня нет пациентов в подписчиках, и я не пережила онкологию. Это значит, что шанс издаться большим тиражом и бесплатно практически нулевой. Есть два варианта: ты — миллионный блогер, или у тебя много денег (издание книги стоит от 200 до 500 тысяч рублей). Получается, что ты можешь написать любую фигню и твой шедевр издадут. А еще это значит, что хорошие книги написаны, но мы о них никогда не узнаем, поскольку у них нет раскрутки. Я обращалась через «Инстаграм» к писательнице Дарье Донцовой, которая тоже пережила онкологию. Хотела, чтобы она хоть как-то помогла с публикацией книги и ее продвижением, но и здесь ответа не получила. В итоге у меня оставался один вариант — разместить истории на издательской платформе «ЛитРес: Самиздат». После заполнения анкеты на сайте мне пришел ответ от модератора. В нем говорилось, что книга не выйдет в свет, пока я не отправлю согласия всех 30 героев о том, что они не против публикации. С некоторыми я не поддерживала связь полтора года. Одни быстро прислали заполненный бланк о согласии, другие медлили. Издательство книги затянулось. Я долго не могла дозвониться до одной женщины, потом от ее подруги узнала, что она умерла. Я была в шоке. Это была одна из потрясающих историй о том, как она вылечила четвертую стадию рака. Но потом, к сожалению, случился рецидив. Она послушала знакомую, которая посоветовала отказаться от таблеток и читать молитвы. Она прекратила лечение, а метастазы сделали свое дело. Я узнала номер ее мужа и по телефону объяснила ситуацию. Он меня понял и сказал: «Она столько боролась, пусть ее история остается в книге». И подписал согласие. К сожалению, одного человека из книги нет в живых.
После всех выполненных условий «30 историй о раке» наконец-то издали на «ЛитРес: Самиздат». Я договаривалась с художницей, которая нарисовала мне обложку. На платформе мою книгу можно купить за 299 рублей в электронном виде. В печатном, под заказ — за 450 рублей (в этом случае цену устанавливает издательство). От ее покупки мне идет 35 процентов. Деньги небольшие. В общей сложности ее купили около 40 человек — родственники героев и мои родные, которые верят в мой писательский талант. Я не отчаиваюсь и панирую отправить ее в другие издательства. На коммерческий успех я не надеюсь, но мечтаю, чтобы ее выпустили хотя бы небольшим тиражом. Хочется, чтобы эти истории прочитало как можно больше людей, особенно те, кто только узнал о своем диагнозе. Жизнь — лучший рассказчик. То, что с нами происходит на самом деле, настолько правдиво не будет описано в художественной литературе. Я хочу донести до читателя мысль, что, несмотря ни на что, в каждом из дней всегда есть что-то хорошее, чему можно радоваться. Тем, кто не сталкивался с раком, возможно, книга поможет избавиться от фобий и даст понять, что к онкологии можно относиться как просто к болезни.