Летом в Омске в течение трех суток искали 15-летнюю москвичку, которая пропала 22 июля. Она ушла из отеля «Ника» в районе парка Победы. К сожалению, спустя три дня девочку нашли мертвой. На призыв о помощи одним из первых откликнулся поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт». К поиску подростка подключились его участники не только из Омской области, но и из Новосибирской.
Волонтеры совместно с силовыми структурами координировали всю работу — организовывали выходы на прочесывание местности, информационный поиск, расклейку листовок и всячески привлекали внимание к случившемуся. При этом никакие деньги за свою работу они не получают. Всё исключительно добровольно. О том, как работает «ЛизаАлерт», за чей счет живет и чем занимаются волонтеры отряда, — в материале корреспондента NGS55.RU Анастасии Чесноковой.
«Отряд появился просто так»
История «ЛизыАлерт» в России началась в 2010 году, когда в лесу Подмосковья сначала потерялась, а потом погибла пятилетняя Лиза Фомкина. Девочка скончалась от переохлаждения на девятый день со дня пропажи, а нашли ее на десятый. Через 20 дней после гибели ребенка потрясенные этим участники поиска создали отряд. Организацию назвали в честь девочки, а алерт (от англ. аlert) — «сигнал тревоги».
Сейчас «ЛизаАлерт» есть в 53 регионах страны. Почти везде отряд образовался после трагических поисков. В Омской области «ЛизаАлерт» начала работать с февраля 2018 года. Однако толчком к созданию регионального отряда послужили не поиски, а радиопередача.
— 6 лет назад наш тогдашний руководитель отряда слушала радиопередачу. Один молодой человек рассказывал, что потерял смысл жизни и не понимает, для чего он существует. Радиоведущий посоветовал ему попробовать волонтерство, а потом рассказал про поисковый отряд «ЛизаАлерт». Руководитель поняла, что никогда не слышала про эту организацию, почитала, посмотрела, что в разных регионах есть, и решила, что пусть у нас тоже будет. Связалась с подразделением в столице и узнала, как всё организовать. У нас один из регионов, в котором отряд появился просто так. В других отряды образовались после трагических поисков, — рассказывает волонтер Евгения Быкова.
Работа волонтеров
Всё начинается с тревожного звонка на круглосуточную горячую линию. Чтобы заявку приняли, нужно соблюсти единственное условие — подать заявление о пропаже человека в полицию. Волонтеры связываются с заявителем и узнают всю информацию о «потеряшке»: о состоянии здоровья, месте жительства, а также во что был одет в момент пропажи. После этого начинается поиск.
Сбор волонтеров происходит в любое время суток и при любых погодных условиях. Клич бросается среди активных добровольцев в социальных сетях и личном чате. Параллельно с этим инфогруппа распространяет информацию о пропавшем: делается рассылка в интернете и расклеиваются ориентировки.
Внутри каждой группы волонтеров (от 2 до 6 человек) назначается старший. Его задача не только найти «потеряшку», но и не увеличить количество жертв. Работу пеших поисковиков регулирует координатор. Именно к нему в первую очередь стекается любая появившаяся во время поисков информация. Работа отряда ведется до обнаружения пропавшего человека.
«ЛизаАлерт» регулярно проводит тренировочные сборы, курсы и лекции. Для отряда важен каждый доброволец, поэтому стать волонтером может любой желающий, достигший 18 лет.
— Обучение элементарное. Это азы, чтобы новичку было проще ориентироваться в поисках. Если человек в дальнейшем хочет пойти учиться на какую-то роль, например, быть инфоргом или тем, кто на лошадях ездит, приходит к детям в школу с занятиями, там уже другое обучение. Оно может длиться несколько месяцев. Какое-то обучение — час-полчаса, — говорит Евгения.
Спасатели или спасители
В отряд все приходят с разными целями. Кто-то хочет прославиться, появляться в новостных сводках, для кого-то за годы работы поиски становятся чем-то вроде зависимости, а некоторые хотят заполнить внутреннюю пустоту. У всех свои истории.
Арина Павлий (позывной Арка), 25 лет
В отряд Арина пришла в августе 2022 года. За «ЛизойАлерт» она следила очень долго. Сначала девушка смотрела веб-сериал «Неспокойные ночи» (проект «ЛизыАлерт», где рассказывают истории реальных поисков пропавших людей), а вскоре у Арины произошел переломный момент в жизни, который стал отправной точкой для вступления в отряд.
— Я впечатлительная дама. Меня очень сильно вдохновляют люди, которые занимаются волонтерством. Я долго смотрела «Неспокойные ночи». Как ребята снимают жизненные видео, делают нарезки про поиски. Я думала: «Блин, ну какие они невероятные, ну что это за супергерои?» Они садятся, едут, делают что-то, знают. Потом случается какой-то переломный момент в жизни, и понимаешь, что надо что-то менять. Именно так произошло и со мной. Я подумала: «Никаких страхов и сомнений» — и поехала на свой первый поиск.
О своем первом поиске девушка рассказывает с особым теплом, хоть тогда было и страшно. Перед тем, как стать волонтером, Арина уговаривала своих друзей пойти в отряд вместе с ней, но они только пожимали плечами:
— Было страшно. Я перед тем, как прийти в отряд, ходила к друзьям, говорю: «Пойдемте со мной. Вы представляете, как это круто?» Все так на меня смотрели и пожимали плечами. Ехать ночью искать бабулечку по городу… Я думала: «Как я туда приеду, я никого не знаю, что я там буду делать?» В итоге я все-таки решилась. Меня встретили прекрасные ребята, всё объяснили. Становилось всё яснее и яснее.
На поиски людей волонтер всегда идет с «холодной» головой. Такое состояние девушка сохраняет, пока не увидит родственников «потеряшки»:
— Как только я вижу родственников, я могу пустить слезу. Отвернуться, попереживать. Потом идешь на поиск и немножко успокаиваешься. Но моменты с родственниками меня очень сильно трогают.
Арина — пеший поисковик. Она тот, кто встречает всех приезжающих в штабе, записывает их и выдает необходимое оборудование. Кроме того, девушка проводит профилактические беседы о безопасности с родителями и детьми в школе «ЛизыАлерт». В параллельной жизни — детский тренер в спортивной школе.
Александр Терентьев (позывной Лекс), 47 лет
Впервые Александр стал участником поисков в 2020 году. Тот день он помнит хорошо. Всё просто: мужчина позвонил на горячую линию отряда и сказал, что хочет стать волонтером.
— Мне рассказали, что нужно взять с собой. Утром я сажусь в машину и доезжаю до нужного места. Там стоял большой внедорожник. Я впервые увидел такой снаряженный автомобиль с красивыми логотипами. Позывной Дэфра — первый поисковик, которого я увидел, он был такой крепкий по телосложению, весь в снаряжении. Мы поехали в тайгу. Мужчина, которого мы искали, боялся фонарей и звуков.
Ночевали волонтеры где-то на болотах. Телефоны не работали — не было связи. Темно, лес, речка течет — романтика, говорит Александр:
— В какой-то момент все очень резко засобирались, прыгают в машину я тоже прыгнул. Мчимся мы, значит, куда-то и выезжаем на этого человека, который был потерян. Он вышел на дорогу, и там мы его забрали.
Стать частью «ЛизыАлерт» мужчина думал еще с 25 лет. По его словам, он всегда помогал людям, но прийти в отряд не решался:
— По телевизору я увидел поиск Коли Бархатова. Я еще в тот момент подумал, что нужно идти, но не решился. Мне казалось, что это очень сложно и тяжело. Нужны какие-то специальные навыки.
Сейчас Александр в отряде старший поисковой группы и конного расчета. В обычной жизни мужчина работает в сфере ремонта квартир и доставки.
Лариса Погадаева (позывной Чайка), 51 год
Лариса следила за деятельностью отряда долго. Сначала в СМИ, а потом в социальных сетях отряда, в том числе и московского. Стать волонтером женщина пыталась два раза:
— Я пришла учиться на то направление, в котором сейчас работаю. Учеба мне показалась слишком сложной. Много ответственности. Поэтому я взяла небольшую паузу.
Вернуться женщина решила в 2021 году. Сейчас Лариса информационный координатор. Это доброволец, который ведет поиски удаленно из дома. Собирает информацию о «потеряшке», создает ориентировки, заказывает проверку больниц, общается с полицией и свидетелями.
О своих первых поисках, на которых многим добровольцам бывает страшно, волонтер вспоминает так:
— Потерялся дедушка. Я прозванивала больницы, и оказалось, что этот дедушка поступил в одно из медучреждений. Я связалась с родственниками, они были безумно счастливы. Так и закончился мой первый поиск.
Из-за того, что женщина много общается с родными пропавших людей, она научилась в нужный момент выключать эмоции:
— Родные, которые подают заявки, эмоционируют. Если я буду с ними так же эмоционировать, мы не найдем никого. Эмоции я могу себе позволить, когда поиск закончился. Если он закончился хорошо, это положительные эмоции. Если закончился плохо, здесь иногда и злюсь на себя, что-то не доделала, что-то не досмотрела, кого-то не доспросила. Когда сообщаешь о том, что ваш близкий найден и жив, столько восторга испытываю.
За пределами «ЛизыАлерт» Лариса работает врачом-стоматологом.
Андрей Кибардин (позывной Киба), 43 года
Андрей является руководителем омской «ЛизыАлерт». В его ведении все вопросы, связанные с управлением отрядом и процессом поисков. Он же старший для всех координаторов.
История Андрея в отряде началась с резонансных поисков трехлетнего Коли Бархатова. Мужчине позвонил друг и позвал на поиски. По словам Андрея, долго он не думал, искать малыша отправился сразу же:
— У меня уже была своя рация и навигатор. Приехали на поиск. Я единственный, кто из добровольцев умел пользоваться аппаратами. Меня отправили в старшую группу, получил задачу, которая для меня была непонятна. Спустя неделю была лекция для новичков. Я пришел туда, послушал про все направления, про отряд, потом была первая полевая тренировка, нас обучили, как пользоваться всем оборудованием. Хотя я так знал всё. Мне стало всё это интересно.
Вскоре мужчина отучился на оперативного картографа, пилота БПЛА, инструктора картографии и навигации. Андрею приходилось осваивать много направлений, потому что в то время отряд был маленький и не хватало специалистов.
Сняв рыжую форму «ЛизыАлерт», мужчина становится техническим директором в одной из компаний по предоставлению услуг связи.
Баланс между отрядом, семьей и основной работой найти трудно, но возможно, говорят волонтеры. Те, кто не выдерживает ритма и нагрузки, уходят. Добровольцы считают, что «ЛизаАлерт» стала для них уже смыслом.
— Жизнь до отряда была скучная. Отряд занимает большую часть жизни. Он научил расставлять приоритеты и отбрасывать ненужное, — отмечает Александр.
Нюансы поиска
Волонтеры нередко встречаются с трудностями. При поиске в лесу нужно много ходить, в том числе и в темное время суток, уметь пользоваться средствами навигации, понимать методику поиска. Это под силу далеко не каждому. Однако, по мнению волонтеров, поиск в городе дается сложнее.
— «Потеряшке» в городе очень легко перемещаться. Он сел на какой-нибудь транспорт и укатил в другой регион, и нам будет сложнее его найти. Еще минус в том, что в городе много людей, и пропавший человек может быть из-за этого неприметен.
Самое сложное при поиске в городе — равнодушие окружающих, говорит Евгения.
Четыре года назад в Омске потерялись двое старичков с деменцией — бабушка и дедушка (они ушли вместе). Спустя сутки бабушка нашлась. Она пришла к одной из школ города. Дедушку продолжали искать. Было сделано и расклеено несколько сотен ориентировок. Волонтеры прочесывали всевозможные районы, где был замечен пенсионер, но всё было безрезультатно. Поиски растянулись на три дня.
— Мы ходили следом за ним. Мы приходили в киоск, где его недавно видели. Нам говорили: «Буквально час-полтора назад видели». Мы движемся дальше по пути, куда он вроде как пошел, заходим, и говорят: «Да, видели». И мы постоянно вот так гонялись за ним. В итоге его нашли погибшим, — рассказывает Евгения.
Дедушка погиб в центре города. Он лежал недалеко от проходной дорожки. Тогда ориентировки крутили на видеоэкранах в автобусах, а все киоски, магазины, ближайшие предприятия и учреждения были предупреждены.
— Умер просто от стресса, от переохлаждения. Для нас это было тяжело. Мы не успели. Еще тяжелее, что люди не обращали внимания, — добавила волонтер.
Связь со спасенными людьми «ЛизаАлерт» не поддерживает. Если привязываться к каждому человеку, станет тяжело, говорят волонтеры.
Результаты работы
Сейчас в омском отряде более 340 добровольцев, которые выполняют разные роли. Кто-то пеший поисковик, кто-то звонит в больницы и полицию, а кто-то ходит к детям в школу с лекциями.
Всего с января по август «ЛизаАлерт» получила 719 заявок. Из них 509 человек были найдены живыми, 29 — погибли, еще 25 — не найдены.
Кроме того, бывают ситуации, когда на улице обнаружен дезориентированный человек, который не помнит свои фамилию и имя, адрес и т. д. Обычно это дети и пожилые люди с проблемами памяти. Тогда отряд устанавливает личность таких людей и начинает поиск их родственников.