В этом году омичам пришлось столкнуться с настоящим коммунальным коллапсом — в тридцатиградусные морозы их квартиры практически не отапливались, а после обильных снегопадов дороги оставались нечищеными. С осени горожан возмущает проблема с общественным транспортом — жители разных районов жалуются на то, что не могут уехать из одной точки в другую и по часу стоят на остановках. И с приходом холодов эта ситуация только усугубилась. NGS55.RU решил разобраться в трех главных городских проблемах этой зимы.
Перебои с теплом
Начало декабря в этом году в Омске выдалось морозным. Омичи не могли согреться в своих собственных домах из-за перебоев в работе ТЭЦ-5. Еще в начале декабря на предприятии из-за коррозии вышли из строя котлы, оставив тысячи омичей в еле теплых квартирах. А спустя несколько дней сломался котел и на ТЭЦ-3, отапливающей Нефтяники и Левобережье. Котлы чинили, но они снова ломались — уже 20 декабря министр энергетики и ЖКК Омской области Владимир Шнипко сообщил о новых технических неполадках на ТЭЦ-5: там ломались два котла. Лишь к Новому году в квартирах омичей наконец потеплело.
Одной из причин перебоев в работе ТЭЦ-5 называют изношенность сетей. ТЭЦ-5 имеет почти полувековую историю, ее запустили в работу еще в 1976 году. Это событие стало для города почти революцией, поскольку позволило закрыть около 260 мелких, преимущественно угольных котельных. По словам бывшего директора ТГК-11, доцента кафедры теплоэнергетики ОмГУПС Виктора Гаака, объекты ТЭЦ-5 ремонтируют каждый год, но этого ремонта недостаточно. Как и финансирования. На сегодняшний день обслуживание ТЭЦ-5 требует по полмиллиарда рублей в год. Около 5 лет назад на предприятии реконструировали турбины и увеличили мощность станции на 35 мегаватт, а также заменили газоочистное оборудование. Но несмотря на периодические всплески модернизации, ТЭЦ-5 по-прежнему работает на устаревшем топливе — угле, который сам по себе изнашивает оборудование.
— Уголь — довольно тяжелое топливо. Его использование приводит к износу поверхности нагрева, поскольку мелкие частицы грязного угля и золы проходят между поверхностью нагрева с дымовыми вязами и обеспечивают износ оборудования и стирание оборудования. Вот как капля воды камень точит, точно так же уголь портит оборудование. Итог — износ, коррозионные процессы. И это нужно всегда учитывать при ремонте. Вообще, энергетические объекты порой охватывают огромные территории, оперативно осмотреть их полностью просто невозможно. Получается, что контролируются лишь наиболее изношенные участки, где чаще всего были аварийные ситуации, — поясняет Виктор Гаак.
К сбоям на ТЭЦ этой зимой, по мнению энергетика, могло привести резкое увеличение нагрузки. К тому же из-за внезапных морозов им в одночасье пришлось скормить слишком много угля.
— Морозы стали неожиданностью: никто из синоптиков вообще не предвещал, что у нас так резко похолодает. Случился этот сбой. Котлы надо было разбирать, а этот процесс занимает 12–15 часов. Во-вторых, ТЭЦ-5 до этой зимы долго не загружалась в полном объеме — таким образом, чтобы работали все 8 котлов. Один из котлов находился в капитальном ремонте, еще два вышли из строя — соответственно, уже трех не хватало. Но, даже несмотря на эти обстоятельства, на мой взгляд, аварии устранили довольно быстро, — говорит Виктор Гаак.
Нечищеные дороги
Еще в начале зимы мэрия принялась собирать в соцсетях жалобы от омичей, недовольных нечищеными дорогами и скользкими тротуарами. Чиновники обещали передавать информацию профильным службам — прежде всего в управление дорожного хозяйства и благоустройства. В этом ведомстве, в свою очередь, уверяли, что с вывозом снега омские коммунальщики вполне хорошо справляются (хотя признавали, что имеется проблема с тротуарами). Вместе с тем в УДХБ отмечали, что рабочих рук для уборки снега в Омске всё-таки не хватает.
Впрочем, омичи видели всё своими глазами. Первая половина зимы была щедрой на снегопады: кажется, погода испытывала терпение горожан. В итоге оно лопнуло даже у главного прокурора города — почти сразу после январских праздников он выписал мэру Омска Сергею Шелесту предписание из-за плохой уборки снега. Но и спустя неделю ситуация не изменилась — люди продолжили жаловаться на нечищеные улицы. За проблему взялся губернатор. Вместе с заместителем мэра он отправился в рейд по городу и по итогам рапортовал о том, что «хуже всего дела обстоят в Советском округе». В тот же вечер в Омске заработала круглосуточная горячая линия по уборке снега.
На пресс-конференцию, посвященную проблеме уборки улиц, пригласили синоптиков. Они связали снежный коллапс с переменчивой погодой (в декабре были и тридцатиградусные морозы, и плюсовая температура с дождем), а еще с обильными осадками, которых в декабре выпало почти вдвое больше нормы. По словам главы Обь-Иртышского УГМС Наталии Криворучко, снег, который лежит в этом году на омских улицах, особенный: он напитан влагой, плотный и тяжелый, поэтому избавиться он него не так просто. Эту версию охотно подтверждает глава УДХБ Галина Зурнаджан.
— Зима в этом году непростая — ледяные дожди, мокрый снег, потом сразу резкое понижение температуры, что и привело к нарастанию этого льда. Понимаете, нам нужно 1500 километров дорог в день обрабатывать. Даже если бы у нас было 2000 единиц техники, всё почистить было бы невозможно. Снег в этом году насыщен влагой, поэтому сбивается в корки, и это создает дополнительное обледенение. А вообще, мы выполняем весь комплекс работ, насколько это возможно, оперативно. Но лед есть лед. Я вчера своими глазами видела, как работает грейдер в таких условиях — если он чуть-чуть глубже возьмет, сразу пробуксовывает из-за толстой корки. Сегодня вот 42 единицы дополнительной техники у нас работает — грейдеры и самосвалы, — рассказала Галина Зурнаджан корреспонденту NGS55.RU накануне.
По словам Галины Зурнаджан, этой зимой в Омске работает 355 единиц техники. Но рабочих городу по-прежнему не хватает — приходится подключать к уборке снега осужденных, приговоренных к обязательным работам. На сегодняшний день это 29 человек. Накануне также стало известно о том, что на уборку снега в Омске отправят технику из областных райцентров. Кроме того, на этой неделе УДХБ объявило два аукциона на уборку дорог от снега вручную — на общую сумму 1,5 миллиона рублей. Расчет прост: с ведомства — лопаты, с подрядчиков — тщательная уборка снега на тротуарах, остановках и подходах к пешеходным переходам.
Уехать непросто
О проблемах в работе общественного транспорта мы начали регулярно писать еще осенью. Некоторые густонаселенные районы оказались буквально оторваны от остальной части города. Ситуация начала ухудшаться после летнего запуска транспортной реформы, когда из центра города убрали частные микроавтобусы, обслуживающие два десятка маршрутов, и отправили их по дублирующим улицам. В мэрии посчитали, что небольших муниципальных автобусов хватит, чтобы развезти омичей по домам после рабочего дня. Однако люди начали набиваться в транспорт, словно огурцы в бочки. В мэрии долго замалчивали проблему и в итоге сослались на нехватку кадров. Выяснилось, что интервал движения автобусов нарушается из-за дефицита водителей.
Проблема нехватки водителей действительно стала актуальной еще в первые месяцы после начала СВО — многие из них поменяли свою работу на военную службу. На ситуацию с дефицитом рабочих рук городские власти пытаются как-то влиять. Недавно мэр рассказал, что в Пассажирском предприятии № 8 проиндексировали зарплаты. Однако быстро залатать брешь не удалось, и управлять омским общественным транспортом теперь зовут женщин.
А вот поворачивать вспять не самую удачную транспортную реформу в омской мэрии, по всей видимости, пока не собираются. Глава дептранса Вадим Кормилец отмечал такой плюс, как «снижение интенсивности движения» на центральных улицах. Мы попытались связаться с Кормильцем, чтобы задать ему новые вопросы о проблемах общественного транспорта, но он перенаправил корреспондента NGS55.RU в пресс-службу ведомства, а от нее оперативного ответа на вопрос о причинах непрекращающегося транспортного коллапса мы не получили.
Нынешняя зима — не первая и не последняя. Омичам еще не раз придется столкнуться с морозами и проснуться пораньше, чтобы втиснуться в автобус, который едет в сторону центра. Но повторения болезненного опыта зимнего сезона — 2023–2024, к которому сразу несколько важных служб оказались не готовы, горожанам совсем не хочется.