Мы часто сталкиваемся с тем, как незнакомые люди затевают конфликты, причем на пустом месте. Для меня это просто невежество и борзота (мама, прости за нелитературную лексику). Частый момент — это сфера услуг. Кассиры, официанты, уборщики, продавцы, стюардессы, кондукторы и так далее. За каким-то чертом многие потребители думают, что если тебе оказывают услугу, то ты уже повелитель, причем с формой власти тирания. И заметьте, это не только стереотипная ситуация, когда приходит жена футболиста и требует относиться как к королеве, а это обычные люди, той же «весовой категории», что и человек, на котором они срываются. Честно скажу, я прихожу в бешенство от такого отношения. Мне охота напечатать визитки своего знакомого психолога и раздавать этим вечно недовольным людям.
Написать эту колонку меня подвигла очередная ситуация в «Магните» возле моего дома на Маркса. Естественно, мои набеги на супермаркет происходят почти каждый день, поэтому я знаю каждую черточку магазина, каждую плиточку на полу и каждого кассира. И они тоже меня знают. Особенно мне приятно, что они не перекладывают мои овощи в пакетики, помня, что я минимизирую расход отходов. Ну не суть. Так вот милые женщины за кассами стали мне как родные, и поэтому, когда на них кто-то ругается, я часто стараюсь их защитить (к сожалению, не всегда). А ругаются на них по ну ошалеть каким поводам.
Женщина со стрижкой выше плеч и в желтой блузке с короткими рукавами, которая была в «Магните» 9 августа, надеюсь, ты это прочитаешь. Я согласна, что после драки кулаками не машут, но я была слишком далеко от тебя, чтобы бросаться визиткой психолога. Ситуация простая. После 18:00 в магазине всегда наплыв людей и рано или поздно одной кассы начинает не хватать. Вежливый человек громко скажет, мол\. можно ли открыть вторую кассу. А некие женщины в желтых блузках начинают требовать в приказном порядке: «А чо, вторую кассу не судьба открыть?» (цитата). Ну вот опять. Чем сотрудник на кассе заслужила, чтобы ты ей кидала претензии в уничижительном тоне. Я гляжу на вторую кассу, там другая сотрудница, но она в срочном порядке перебивает ценники.
А вы, кстати, замечали, как стремительно меняются цены в локальных супермаркетах? И я не про то, что опять подорожало всё на свете (хотя не без этого). А про акции, скидки и прочее. Сегодня минус 34 процента на масло, а завтра этой скидки уже нет, зато есть минус 15 процентов на сыр-косичка. А кто меняет эти бумажечки? Правильно! Те же самые кассиры. Я вообще не представляю, насколько эти дамы завалены работой, что готова простить им всё на свете. Хотя за несколько лет они меня и так ни разу не подводили. Но возможно дело во мне, потому что изо дня в день вопит другая категория граждан — мол, почему на сосисках написана одна цена, а на чеке добавляются лишних 15 рублей.
Но вернемся к женщине в желтом, которая уже абсолютно безапелляционно требует открывать вторую кассу. Уставшая кассир ей отвечает, мол, некому работать. И тут вмешивается спутник громкоголосой дамы.
— А зачем тогда открыли такой большой магазин? — он полагает, что ловко подмечает ситуацию, и смеется.
Вот оно. История вечная как мир, когда с исполнителей спрашивают за всю систему. Почему построили магазин, почему колбаса дорогая, почему алкоголь только до десяти, почему выпечка закончилась, почему очереди большие, почему не пробивается йогурт, почему презервативы на глазах у детей (я не шучу, я застала такую претензию в другом супермаркете от недовольной мамашки). И эти бесконечные «почему?» прилетают именно тем, кто на месте событий — кассиру. Женщинам приходится отвечать на эти бесконечные вопросы. Никто не собирается звонить колбасным королям, генеральным директорам магазинов или депутатам Госдумы с вопросами, почему у покупки пива есть ограниченный временной промежуток. Нет, гораздо проще вылить свое недовольство на того, кто не может ответить с такой же интонацией и уж тем более не сможет ответить на вопрос.
Чем закончилась та очередь? Тем, что кассир, которая разбиралась с ценниками, отложила работу и позвала людей к себе на кассу. Видимо, ценники ей придется доделывать позже.
Такие скандалы в моем родном «Магните» возникают очень часто. У кассиров очень многофункциональная работа: пробивать товар, следить за сроками годности, делать уборку, переделывать ценники, вписывать акции, консультировать покупателей, выкладывать товар, контролировать приход, одним глазом глядеть на экраны камер видеонаблюдения, вторым глазом оценивать, есть ли пареньку с галлоном пива 18 лет. Я не спорю, когда есть служебные обязанности, их надо выполнять. Каждый из нас это делает ежедневно. Но каждый из нас всё равно остается человеком, а не роботом.
А ведь есть еще такой нюанс, что у работников сферы услуг есть четкая прописанная обязанность — быть вежливыми и внимательными к клиентам / покупателям. И они стараются, несмотря на ежедневный негативный поток. После скандала на тему большой очереди, девушка за кассой ласково улыбнулась другому покупателю — старичку и даже вежливо ответила на его шутейку.
Другая уязвимая категория граждан — кондукторы. Хотя многие из них уже научились отвечать на дерзость — всё-таки камер в автобусе нет, да и сама обстановка немного другая. Но наезды на кондукторов — это тоже огромный пласт для обсуждения. Особенно этот пласт расширился с транспортной реформой.
Недавно мой коллега Вячеслав стал свидетелем, как пассажирка отказалась платить за проезд, потому что ей не нравится новая система. Кому она высказала недовольство? Правильно, кондуктору. Ведь каждый кондуктор сидит рядом с Вадимом Кормильцем (глава омского дептранса) и советует, как сделать жизнь горожан неудобней. Шутки шутками, но на работников автобусов и иже с ними вываливаются те же самые глобальные вопросы: «Почему автобус пришел поздно?», «Почему не работает валидатор?», «Сколько вас можно ждать?», «Чо, вам сложно подойти?»
Венцом таких скандалов обычно становятся возгласы: «Это ваша работа!» Да, черт возьми. Работа сотрудников сферы обслуживания выдать тебе билет или пробить банку огурцов. А не отвечать за всю российскую экономику или транспортную систему. Люди, неужели вам сложно быть просто вежливыми?
Согласны с автором?