Как подвести итоги года человеку, основная специализация которого — транспорт и матчи «Авангарда»? Рассказать про то, как в этом году серьезно обновили автопарк города? Хорошо, но о чем говорить дальше... О том, как надоел омский хоккей? О том, почему «Иртыш» борется за выживание в ФНЛ? К сожалению, это на самом деле то, что не удивило в 2020 году. Поэтому я решил вспомнить ситуации, которые не связаны с моими темами (в основном) — просто в эти дни я оказался на новостной повестке.
Женщина, погибшая в Советском парке
Это событие произошло год назад, 5 января, но известно о нем стало на следующий день, когда я заступил на очередное новогоднее дежурство. Даже сухой пресс-релиз от Следкома очень ярко обрисовал картину произошедшего. 45-летняя женщина каталась на тюбинге по лыжероллерной трассе в Советском парке и во время одного из спусков ударилась головой об осветительный бетонный столб. Женщину отвезли в больницу, но на следующий день она скончалась от полученной черепно-мозговой травмы.
Мы сразу же решили ехать на место и поговорить с администрацией парка, чем я и занялся после того, как написал срочную новость. Пока я добирался до места, свой комментарий выдали в пресс-службе мэрии: мол, катание по лыжероллерной трассе на тюбингах запрещено и там есть миллион табличек, предупреждающих об этом. Таблички действительно были (и много), но когда именно они там появились, понять было сложно.
Зато очень просто было понять, где произошла трагедия, — на снегу возле одного из столбов на спуске с трассы виднелись следы крови. Тем не менее с этого спуска продолжали кататься люди, которые не подозревали о том, что здесь случилось вчера. И ситуация для Советского парка, к сожалению, вырисовывалась совсем неоднозначная. Понятно, что кататься нужно в специально оборудованных для этого местах — так безопаснее. Но если это место только одно и туда не пускают со своими тюбингами (тогда официально можно было покататься только на тюбинг-трассе горнолыжного парка «Совок»), что еще остается делать людям?
Свой фоторепортаж из Советского парка я закончил такими словами: «Люди идут кататься с неорганизованных спусков, потому что не видят доступной альтернативы, а администрации парка в свою очередь остается только предупреждать их всеми возможными способами о том, что это небезопасно. В конце концов, мы сами делаем выбор, когда стоим с тюбингом в руках перед табличкой "Вы находитесь на спуске, не предназначенном для массовых катаний"». С тех пор мое мнение не поменялось. В ноябре лыжероллерную трассу перегородили шлагбаумами, чтобы экстремалов с тюбингами на ней поубавилось. Поможет ли это поменять что-то к лучшему — увидим.
Навальный
Известие о том, что в Омске приземлился самолет с оппозиционером Алексеем Навальным, которому стало плохо на борту, вначале показалось какой-то шуткой. Лишь только после того, как мы стали выяснять подробности и осознавать, что всё это происходит на самом деле, мы оценили всю значимость случившегося. Я не участвовал в передовых событиях у БСМП-1 (за информацию оттуда спасибо Саше Зубову и Юле Лебедевой), но тщательно собирал всю информацию в онлайн в течение всего первого дня, до самого утра. Новости поступали даже ночью — вот в телеграм-канале сообщили, что у Навального отек мозга, вот омские врачи это опровергли, а вот из Германии отправили целый самолет для транспортировки политика. Эта история изменила многое.
Масштабное обновление муниципального транспорта
Еще одна неожиданная новость этого года, о которой мне довелось сообщить людям, — большое обновление автобусного, троллейбусного и трамвайного парков в Омске. По федеральной программе «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в город привезли 29 низкопольных троллейбусов «Адмирал», 24 трамвая «Спектр» из Екатеринбурга и 20 автобусов большого класса «Волгабас», работающих на метане. Обязательным условием поставки автобусов и троллейбусов стало создание в Омске магистральных маршрутов, на которые и должны выходить новые машины.
Понятие магистральных маршрутов стало для нашего города новинкой, и мы уже разъясняли, что оно означает. Но самое главное в этой ситуации то, что муниципальный автопарк города наконец начал обновляться (особенно важно появление новых трамваев). Очень хотелось бы, чтобы эта тенденция продолжилась.
Еще одно важное событие прошлого года
Оно пришлось на мой отпуск, но стало шоком — это смерть директора департамента транспорта Александра Вялкова. В свое время я провел с ним несколько интервью, и он запомнился мне очень амбициозным человеком, который действительно думал о том, чтобы привнести в сферу общественного транспорта что-то новое. Чего стоят только идеи о транспортных брелоках и браслетах! Жаль, что они так и не прижились в нашем городе даже на стадии продаж — в конце концов, из них могли получиться отличные сувениры. Какие-то из его задумок оказались и вовсе невыполнимыми: например, мечта создать в Омской области завод по производству электробусов.
Конечно, к работе транспорта всё равно осталось множество нареканий. Это и проблемы с маршрутной сетью, которые так и не удалось решить, и непродолжительный график работы общественного транспорта, и отсутствие полного контроля над частными перевозками. Но свой след в истории омского муниципального транспорта Вялкову оставить удалось.