Масштабный проект новой набережной вдоль правого берега Иртыша в Омске потихоньку меняет свой статус. Из обычных желаний и фантазий властей он превращается в конкретную идею, на которую уже активно ищут деньги. NGS55.RU решил собрать в одном материале всё, что нам известно о строительстве новой набережной.
Как появилась идея создать такую набережную?
Идея о единой набережной существовала в замыслах омских властей уже очень давно. Нынешний губернатор, Александр Бурков, впервые заговорил о ней в июле прошлого года во время интервью с омскими журналистами на «12 канале». Тогда он заявил, что у него в Омске есть два любимых места: Иртышская набережная и «Зелёный остров». После этого Бурков сообщил о том, что скоро появится набережная в едином ансамбле от Ленинградского моста до «Зелёного острова», и этим проектом занимается мэрия. На этом упоминания о набережной закончились до 2020 года.
В начале июля стало известно, что концепцию обновления набережной разрабатывает Центр компетенций по вопросам городской среды. 24 июля губернатор Омской области Александр Бурков встретился в Москве с министром экономического развития Максимом Решетниковым. Они обсудили процесс создания особой экономической зоны «Авангард», эффективность антикризисных мер в период пандемии коронавируса, а также промежуточные итоги российско-казахстанского форума. Но главной новостью встречи, несомненно, стал проект набережной. Губернатор презентовал проект обновления на участке протяжённостью 15 километров. По задумке, на набережной, которая должна будет протянуться от речного порта до улицы Пригородная, расположится самая длинная велопешеходная дорожка в Евразии. Спустя две недели губернатор рассказал подробности проекта реконструкции корреспонденту «12 канала» во время велоинтервью.
Что будет на новой набережной?
По словам губернатора, на участке протяжённостью 15 километров планируется сделать 11 хабов — мест притяжения для омичей. Один из хабов может появиться в районе отремонтированного бульвара Победы, где хотят сделать музыкальный фонтан на воде (возможно, он будет с Вечным огнём). Второй хаб в теории будет находиться у Ленинградского моста — его хотят украсить подсветкой, а на берегу сделать летнюю сцену для молодёжи, чтобы они «не мешали по вечерам музыкой».
Для рыбаков планируют сделать удобную террасу, а в районе улицы Чокана Валиханова — парящий над водой мост, как в московском парке Зарядье. Планируется также оборудовать два пляжа с зонами для купания, в которых будут установлены системы очистки речной воды.
— Концепцией предусмотрено выносить его (пляж. — Прим. ред.) на неподтапливаемые участки, чтобы песок был чистый. Иртыш грязный, поэтому предусмотрено строительство искусственных водоемов. Будет та же речная вода, но очищенная, — рассказал губернатор и подчеркнул, что «без инвесторов мы это не сделаем».
Вся эта система должна помочь развитию водного транспорта. По мнению Александра Буркова, в Омске должны быть современные прогулочные теплоходы, которые на некоторых участках реки могли бы использоваться как общественный транспорт. Правда, для этого нужно сделать спуск к воде и причальную стенку.
Ещё один хаб разместится в районе бывшего речного вокзала. Там планируют построит пешеходный мост через Омь, чтобы сократить путь к Омской крепости. Точкой притяжения горожан может стать сцена на воде, где зрительным залом выступал бы спуск к реке. Глава региона считает, что этой площадке не хватает света по вечерам и мест, где можно было бы перекусить во время прогулки.
В районе метромоста собираются строить четырёхзвёздочный отель Cosmos, который станет общественно-деловым хабом набережной. Строительством намеревается заняться АФК «Система». По словам губернатора, естественный зелёный ландшафт сохранится вблизи Иртыша, а дальше от него, в губернаторском сквере, инвестор будет «делать нормальный парк». Велопешеходная дорожка сохранится, поскольку инвестор заинтересован в том, чтобы в этом месте была прогулочная зона.
Основная задача — приспособить набережную для комфортного отдыха. Велосипедисты не должны пересекаться с пешеходами, кроме того, на набережной должны появиться прокат велосипедов и скейтов, общественные туалеты и детские кафе. При этом власти ждут предложений от омичей о том, как должна выглядеть набережная и чего на ней не хватает. По словам губернатора, на реконструкцию понадобится не менее пяти лет.
Кто будет выделять деньги?
Ещё во время велоинтервью Александр Бурков заострил внимание на том, что основную часть затрат должен взять на себя частный инвестор, который будет зарабатывать на этой набережной. Но при этом не обойдётся без вложений из областного и муниципального бюджетов. Губернатор назвал ориентировочную стоимость — 7,3 миллиарда рублей. Как оказалось, именно столько нужно будет выделить на строительство набережной из федерального бюджета. По словам советника вице-губернатора региона Дмитрия Ушакова Натальи Ботвиной, эта поддержка будет оказана, но параллельно правительство ищет частных инвесторов.
— Предполагаются инвестиции в размере 20 миллиардов рублей, но это в перспективе. Нужно, чтобы проект был таким, каким хотелось бы, таким, каким его видят, — красивым, масштабным. В этом направлении правительство работает, ищет инвестора, возможно, речь будет идти и о нескольких инвесторах, — пояснила Наталья Ботвина.
Таким образом, сейчас предусматривается финансирование проекта на сумму 27 миллиардов рублей, но, возможно, она ещё изменится. Что же касается эскизов для будущей реконструкции, то пока речи о них не идёт, поскольку правительство находится в поисках инвесторов. Неизвестно также, кто будет отвечать за строительство объекта — ни в областном Министерстве строительства, ни в Департаменте городского хозяйства администрации Омска не слышали о том, что новой набережной будет заниматься именно их ведомство. Поэтому сейчас лишь остаётся ждать известий о том, кто из частных инвесторов готов вложиться в этот масштабный проект.